Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освещение в производственных зданиях




Нормальные условия для вдохновенного, производительного труда возможны только при оптимальном освещении рабочих помещений и рабочих мест. Из всех чувственных ощущений, зрительные оказывают на человека самое большое воздействие. Свет (естественный, искусственный) является мощным фактором, влияющим на психику человека.

Представьте себе на минуту – что было бы, если бы здания не имели окон, через которые проникают солнечные лучи, потоки света, и видна окружающая нас природа? Вполне возможно, что именно по этому поводу профессор архитектуры Пенсильванского университета Луис Кан как-то заметил: «Строительное искусство, как это не парадоксально, превращается в искусство делать дыры». Этот видный архитектор в 1905г. переехал из России в Соединённые Штаты. Его необычный, почти мистический подход к работе оказал сильнейшее влияние на архитектурную мысль США. Ему принадлежат очень меткие, на наш взгляд, и весьма справедливые утверждения: «Архитектуру можно назвать обдуманным созданием пространств. Причём пространства эти заполняются в соответствии с требованиями заказчика. Архитектура – это создание пространств, отвечающих своему назначению. Музыкант, глядя на ноты, видит то, что слышит. План здания должен звучать как гармония пронизанных светом пространств».

Как следует из этого материала архитектор, проектировщик в своей деятельности должен сотрудничать не только с конструктором, теплотехником, акустиком, но и с довольно редкими, но полезными специалистами – светотехниками.

Перечень промышленных объектов, в которых светотехники реализовали в натуре следующие меры:

· 1) Павильон металлургической промышленности на Миланской выставке (устранение слепящего действия потолочного освещения);

· 2) Интерьер встроенного помещения распределительного щита на газовом заводе Тиссена в Дуйсбурге (освещение рабочих помещений как одно из орудий производства);

· 3) Зал конструкторского бюро в административном здании фирмы Дженерал-Моторс в Уоррене (США); архитектор Э. Сааринен (устранение слепящего действия потолочного освещения);

· 4) Воздуходувка на металлургическом заводе Зальцгиттер (создание благоприятной обстановки в заводских цехах);

· 5) Машинный зал электростанции в Альтгейме;

· 6) Литейный цех металлургического завода Георг-Мария фирмы Симменс-Шуккерт (цветовое оформление интерьера с учетом психо-физиологических факторов).

· 7) Насосная на металлургическом заводе Зальцгиттер.

Документом, устанавливающим нормы естественного, искусственного и совмещённого освещения зданий и сооружений является СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», введённый в 1995г. (в данном, третьем разделе лекции 4 мы именно из этих норм заимствуем термины и определения). Существуют ещё отраслевые нормы проектирования.

Требования к освещённости помещений.

Освещение производственных помещений может быть:

· естественное (только естественный свет) – освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях;

· искусственное – только искусственный свет;

· совмещённое = естественное + искусственное.

Естественное освещение необходимо там, где постоянно находятся люди.

Искусственное свещение– целесообразно в герметизированных зданиях с особой технологией производства (Т), а также в бесфонарных зданиях.

Использование совмещённого освещения в светлое время суток допускается в помещениях, где это требуется по условиям технологии, а также диктуется медико-санитарными требованиями. Совмещённый свет применяется в сблокированных цехах большой площади.

Особо отметим, что величина освещённости рабочих мест при естественном освещении не является постоянной и колеблется в течение года, суток, зависит от состояния атмосферы (например, облачность и др.).

Освещённость в промышленных зданиях должна быть:

· не ниже нормативной и с благоприятным направлением света на рабочие поверхности;

· равномерной и рассеянной (чтобы не утомлять зрение);

· насыщенной и приближённой к природной обстановке (распределение яркостей; контраст светотени и т.д.).

Освещение должно обогащать цветовое решение интерьеров (имеется достаточная литература, посвященная проектированию интерьеров промышленных зданий).

Оптимальная освещённость рабочих мест способствует:

· оздоровлению трудовых процессов;

· повышению производительности труда и качества продукции;

· снижению травматизма.

Задачи, связанные с естественной освещённостью, полностью решаются инженерами-строителями и архитекторами. И как было сказано, – светотехниками.

Подразделяют:

· боковое естественное освещение – естественное освещение помещения через световые проёмы в наружных стенах;

· верхнее естественное освещение – естественное освещение помещения через фонари, световые проёмы в стенах в местах перепада высот здания (смежных пролётов);

· комбинированное естественное освещение – это сочетание верхнего и бокового естественного освещения (иными словами через проёмы всех видов).

Проектирование естественного освещения сводится к выбору размеров, формы и мест расположения световых проёмов (с учётом технологии, светового климата, района строительства и др.)

Освещённость, создаваемая естественным светом, как было сказано, переменна, т.к. зависит от многих факторов. Поэтому установить значение естественного освещения в здании в абсолютных единицах – люксах практически невозможно. Для нормирования здесь используется относительная величина, а именно коэффициент естественной освещённости (КЕО).

И, наконец, коротко скажем об искусственном освещении помещений. Искусственное освещение даёт постоянную и ровную освещённость на рабочих местах. Здесь уместно ввести следующие определения:

· рабочая поверхность – поверхность, на которой производится работа и нормируется (или измеряется) освещённость;

· условная рабочая поверхность – условно принятая горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.

Искусственное освещение обеспечивает хорошие условия зрительной работы, повышает комфортность, улучшает архитектурную композицию помещений (или скрывает художественные недостатки – это поле деятельности светотехников). Недостаток искусственного освещения – спектральный состав излучения токов, что трудно различить цвета (поэтому мы рекомендуем студентам раскрашивать проектируемые фасады, подбирать краски лучше всего в дневное время).

Применяют 2 системы искусственного освещения:

· Общая:

o а) равномерное освещение – световой поток распределяется равномерно, без жёсткой привязки к расположению оборудования (станков, конвейеров и т.п.);

o б) локализованное освещение – световой поток распределяется с учётом размещения рабочих мест и станков.

· Комбинированное – к общему освещению добавляют местное (поток концентрируется на рабочих местах).

Выбирают систему искусственного освещения с учётом:

· разряда зрительной работы;

· особенностей расположения оборудования;

· общей архитектурной композиции интерьера производственного здания (цеха и т.д.).

Следует иметь в виду важное обстоятельство – любые виды освещения промышленных зданий имеют свои положительные и отрицательные стороны. Предпочтение, как Вы понимаете, отдаётся естественному освещению. Экономику естественного и искусственного освещения необходимо рассматривать в неразрывной связи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.