Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности

Две составляющие мотивации: а) «энергетическая», побудительная – мера напряженности потребности и стремления к достижению цели; б) направляющая – предметное или семантическое содержание мотива.

Мотивация может быть направлена:

· На обеспечение собственного благополучия – эгоцентрическая мотивация.

· Мотивация власти, агрессии и др.

· На обеспечение благополучия других людей – альтруистическая мотивация.

· Мотивация аффилиации, помощи.

· На решение разных предметных задач – прагматическая мотивация.

· Направленная на достижение предметного результата.

· Направленная на включение в определенный процесс, деятельность.

Устойчивые способы реализации мотивационных процессов могут приобретать характер личностных качеств:

· Интернальность – стремление к самостоятельному контролю над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией достижения успеха».

· Экстернальность – стремление к отказу от самостоятельного контроля над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией избегания неудач».

 

Существует закономерная смена ведущей мотивации в онтогенезе.

· Младенческий возраст: высокая зависимость поведения от актуальных органических потребностей, ситуативность мотивационных процессов при выборе целей и форм поведения.

· Раннее детство: появление надситуативных форм организации поведения на основе актуализации мотивационно-значимых представлений при рядоположности мотивов; ситуативность предпочтений при выборе целей и форм поведения.

· Дошкольный возраст: появление соподчиненности мотивов при организации действий и поступков; неустойчивость мотивационных установок.

· Младший школьный возраст: формируется смысловая ориентировочная основа поступка и ориентировка на возможные последствия; развивается способность планировать свои действия для достижения отставленных во времени целей; расширение сферы интересов.

· Подростковый возраст: избирательность интересов; формирование устойчивых, обобщенных мотивов. Формирование механизмов осознания собственных мотивов.

· Юношеский возраст: иерархизация обобщенных мотивов, формирование устойчивости мотивационной сферы.

· Зрелость: преобразование ряда ведущих мотивов в черты личности, требующие сосредоточенности на достижение жизненных целей.

Эмоционально-волевая сфера

 

Эмоциональные явления заключаются: а) в переживании человеком субъективных состояний, возникающих в процессах взаимодействия с окружающей средой, удовлетворения потребностей и реализации мотивов; б) в переживании человеком субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности.

· Эмоциональные переживания исключительно субъективны – не имеют никаких объективных предметных прототипов в действительности (В.К. Вилюнас).

· Эмоциональные явления проявляются в трех аспектах: а) внешние формы выражения в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах речи, непроизвольных движениях; б) физиологические (вегетативные) и нейрофизиологические изменения в функциях организма; в) субъективные формы переживаний и их осознание.

 

Первичные характеристики эмоций:

· Модальность: радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и т. д.

· Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в форме удовольствия – неудовольствия.

· Интенсивность – степень выраженности переживания..

· Временно-пространственная структура.

Производные свойства:

· Двухкомпонентность в отражении отношений субъекта к объекту. Одновременность переживания: а) собственного субъективно-органического состояния; б) отношения к текущей предметной ситуации или к предмету собственных действий (предметность).

· Обобщенность, которая проявляется в том, что эмоциональное отношение может быть одним и тем же к различному содержанию объективного опыта (эмоциональное обобщение).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разнообразие мотивационных отношений человека | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.