Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинговая оценка поставщиков с учетом затрат, связанных с качеством их продукции

Существуют достаточно явные и относительно легко выявляемые затраты, связанные с качеством покупных изделий и материалов, по которым покупатель может сравнивать разных поставщиков. Но, как и в любой системе управления затратами, связанными с качеством, здесь могут присутствовать скрытые затраты, которые подразделяют на следующие три вида:

  • затраты, возникающие непосредственно у поставщика на его предприятии;
  • затраты покупателя на решение проблем качества на предприятии-поставщике;
  • затраты покупателя в результате проблем с качеством, возможных или реально существующих у поставщика, и обычно не отнесенные на его счет.

Затраты, связанные с качеством и возникающие на предприятии-поставщике, обычно для покупателя остаются скрытыми. Эти затраты подразделяются по тому же принципу, что и затраты покупателя. Например, поставщик предпринимает некоторые действия, направленные на предупреждение дефектов. Если поставщик сам производит поставляемую продукцию, то должен нести расходы, связанные с обеспечением ее качества в процессе изготовления. Безусловно, любое, в том числе самое мелкое предприятие-поставщик несет определенные расходы на контроль качества. Точно так же любое предприятие независимо от размеров несет определенные потери от дефектов производимой продукции. Если поставщик изготовил дефектное изделие, то он обязан либо переделать его, либо списать в отходы, что сопряжено с внутренними потерями. Поставленное дефектное изделие будет забраковано покупателем и возвращено поставщику. В результате возникнут внешние потери от дефекта. Если поставщик оказал услугу, качеством которой не удовлетворен потребитель, то ему придется либо переделать выполненную работу, либо заменить изделие новым, например, заменить или оплатить за свой счет одежду, испорченную при чистке. Все расходы, понесенные при этом поставщиком услуг, относятся к категории внешних потерь от дефектов.

Скрытые затраты второго типа, когда решением проблем качества у поставщика занимается покупатель, обычно специально не выделяют в общих затратах покупателя, а относят на счет поставщика. В отчетности покупателя, как правило, не предусмотрена специальная графа, в которую заносят расходы на проведенные у поставщика работы или транспортные расходы, но этот поставщик попадает в категорию тех, взаимодействие с которыми создает определенные проблемы. Таким образом, реальные затраты покупателя остаются скрытыми. Типичным примером таких затрат могут быть расходы на командирование покупателем своих инженеров для разрешения возникшей у поставщика кризисной ситуации с качеством продукции.

Скрытые затраты последнего типа, обязанные своим происхождением поставщикам, возникают непосредственно на предприятии-покупателе. К источникам подобных затрат можно отнести:

  • установление технических требований и разработку устройств для входного контроля закупаемых изделий, которые могут быть предоставлены поставщику для проверки поставляемых изделий перед их отгрузкой покупателю;
  • разработку технических условий на изготовление покупных изделий или услуг, которыми должен руководствоваться поставщик;
  • включение покупателем в собственный производственный цикл проверку и контроль продукции поставщика;
  • проверку предоставленных поставщиком результатов контроля и испытаний на пригодность поставляемой продукции;
  • калибровку и техническое обслуживание оборудования, необходимого для контроля качества закупаемых изделий и материалов;
  • потери, которые несет покупатель из-за простоев в связи с отсутствием годных изделий и материалов;
  • проведение в процессе эксплуатации собственной продукции работ по анализу и решению проблем, возникших по вине поставщиков изделий и материалов.

Этот перечень затрат компании по вине поставщиков изделий, материалов и услуг нельзя считать исчерпывающим. Возможны и другие виды затрат, которые в определенных ситуациях оказываются весьма значительными.

Пример сдвоенной системы рейтинговой оценки поставщиков:

В первой части используются традиционные критерии - цены и дисциплины поставок;

Вторая часть системы оценивает поставщиков по индексу затрат (QCPI), связанных с качеством их продукции, вычисляемому по формуле:

QCPI=(SQC+ PC): PC,

где SQC - затраты, связанные с качеством продукции данного поставщика, за некоторый период наблюдений;

PC - затраты на приобретение его продукции за этот период.

При вычислении индекса QCPI из-за определенных организационных проблем не стремятся учесть все возможные составляющих затрат, связанных с качеством продукции поставщиков, и включают в него только наиболее важные для компании. К этим затратам относятся:

1) Стоимость возврата изделий, забракованных на входном контроле.

Например, предприятие расходует в среднем примерно 100 у.е. на оформление документации и возврат поставщику одной партии покупных изделий, забракованной при входном контроле. Суммарные затраты предприятия на возврат забракованной продукции за некоторый период времени можно приближенно рассчитать, умножая число забракованных за этот период партий на 100 у.е.. Так если за рассматриваемый период было забраковано две партии, то общие затраты предприятия на возврат закупленных изделий поставщику за этот период составят:

(Число забракованных партий) х 100 у.е. = 2 х 100 у.е. = 200 у.е..

2)Стоимость расследования претензий потребителей, обусловленных дефектами покупных изделий.

Безусловно, что время, необходимое для расследования одной претензии, невозможно оценить с удовлетворительной точностью. Поэтому инженер, занимающийся расследованием претензий потребителей, должен вести учет рабочего времени, затраченного им на выяснение причин дефектов продукции каждого определенного поставщика. Вычисляют затраты, умножая затраченное время на расследование претензий, связанных с дефектами продукции поставщика, на среднюю почасовую оплату труда инженеров с учетом всех дополнительных выплат.

Например, если на данного поставщика приходится за рассматриваемый период 10 ч расследований при средней почасовой оплате 20 у.е./ч, то соответствующая стоимость расследований за этот период составит: 10 ч х 20 у.е. = 200 у.е..

3)Стоимость входного контроля.

Поскольку в компании существуют нормы трудоемкости входного контроля, то эта стоимость рассчитывается как произведение соответствующей нормы на среднюю почасовую оплату труда контролера с учетом дополнительных выплат и на число проверенных на входном контроле партий изделий конкретного поставщика.

Например, при норме 1 ч на партию, 50 проверенных партий и средней почасовой оплате контролеров 15 у.е. стоимость входного контроля изделий одного поставщика составит:

1 х 15 у.е. х 50 = 750 у.е..

4)Стоимость брака, выявленного при входном контроле.

Оценить эту составляющую затрат оказалось сложнее всего, поскольку дефектные изделия могли либо подлежать исправлению, либо списываться в отходы. При списании забракованных изделий их цену удается отнести к затратам, связанным с качеством продукции поставщика, только в случае его безусловной ответственности за брак. Кроме того, если в партии обнаруживаются дефектные изделия, то независимо от принятого плана контроля наилучшим решением может оказаться разбраковка всей партии.

Исследования показывают, что приемлемой оценкой стоимости брака при входном контроле является покупная цена забракованных изделий. Поэтому эта величина для каждого поставщика оценивалась путем умножения числа дефектных изделий, выявленных при входном контроле поставляемой продукции за некоторый период времени, на их отпускную цену.

Например, при 100 забракованных изделиях ценой 1,80 у.е. за штуку стоимость брака для данного поставщика составляет:

100 х 1,80 у.е. = 180 у.е..

  • Затраты, связанные с качеством продукции, приобретаемой у определенного поставщика,

представляют собой сумму затрат, перечисленных выше.

С использованием приводимых в качестве примера данных имеем:

Стоимость возврата изделий, забракованных на входном контроле = 200 у.е..

Стоимость расследования претензий потребителей, обусловленных дефектами покупных изделий = 200 у.е..

Стоимость входного контроля = 750 у.е..

Стоимость брака, выявленного при входном контроле = 180 у.е..

Итого, затраты, связанные с качеством покупных изделий, приобретаемых у конкретного поставщика = 1330 у.е..

 


Калькуляция затрат на качество

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие затраты на качество | Калькуляция по статьям калькуляции на единицу продукции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.