Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие затраты на качество

Классификация затрат на качество

Затраты на качество

 

Классификация затрат на качество должна охватывать все стадии создания и потребления продукции (табл.2)

Таблица 2

Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации Классификационная группа затрат
По целевому назначению На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством
По экономическому характеру затрат Текущие Единовременные
По виду затрат Производительные Непроизводительные
По методу определения Прямые Косвенные
По возможности учета Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Те, которые экономически целесообразно не учитывать
По стадиям жизненного цикла продукции На качество при разработке изделия На качество при изготовлении изделия На качество при использовании изделия
По отношению к производственному процессу На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства
По возможности оценки Планируемые Фактические
По характеру структурирования По предприятию По производству (цеху, участку) По видам продукции
По объемам формирования и учета Продукция Процессы Услуги
По виду учета Оперативный Аналитический Бухгалтерский Целевой

Классификация затрат, предложенная Файгенбаумом, представлена на рис 8. Японская модель затрат на качество (рис.9) ориентирована не на продукцию, а на обеспечение качества и оценки ее результатов. Расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая эффективность оценивается путем сравнения затрат с затратами, а не затрат с доходами.

 

Рис.8.Классификация затрат на обеспечение качества по А.Файгенбауму

 

 

 

 

Рис.9.Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества

 

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

  • затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);
  • затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
  • внутренние затраты на дефект — затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
  • внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);
  • сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество (рис.10).

 

 

 

Рис.10. Составляющие затрат на качество

 

Затраты на предупредительные мероприятия включают:

4. Управление качеством

 Затраты на планирование системы качества.

 Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.

2. Управление процессом

 Затраты на установление средств управления процессом.

 Затраты на изучение возможностей процесса.

 Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.

3. Планирование качества другими подразделениями

 Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству.

5. Контрольное и измерительное оборудование

 Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов).

 Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов).

 Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.

6. Обеспечение качества поставок

  • Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки.
  • Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов.
  • Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.

7. Аудит системы качества

  • Затраты на внутренний аудит качества.
  • Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.

7. Программа улучшения качества

  • Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.

8. Обучение вопросам качества

  • Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

9. Затраты, не учтенные где-либо еще, такие как:

  • Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.

Затраты на контроль включают:

8. Проверки и испытания

  • Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций.
  • Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается.

2. Проверки и испытания поставляемых материалов

  • Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня.
  • Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов.
  • Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.

3. Материалы для тестирования и проверок

  • Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях.
  • Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.
  • Стоимость испытательного оборудования не включается.

4. Контроль процесса

  • Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.

9. Прием продукции заказчика

  • Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой.
  • Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.

6. Проверка сырья и запасных частей

  • Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.

7. Аудит продукта

  • Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту.
  • Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях.
  • Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

Внутренние затраты на дефект включают:

10. Отходы

  • Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз.
  • Ликвидационная стоимость отходов производства не включается.

Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика.

2. Переделки и ремонт

  • Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству по средством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим.
  • Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.

3. Анализ потерь

  • Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.

4. Взаимные уступки

  • Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.

5. Снижение сорта

  • Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.

11. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков

  • Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными.

Внешние затраты на дефект включают:

12. Продукция, не принятая потребителем

  • Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию.
  • Затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции.

2. Гарантийные обязательства

  • Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течении гарантийного периода.
  • Затраты, вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя.

3. Отзыв и модернизация продукции

  • Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.

13. Жалобы

  • Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции.
  • Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя.
  • Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

Не возможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать.

Последние — это те, которые могут исчезнуть если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшиться.

Можно избежать затраты на:

  • неиспользованные материалы;
  • доработку иили переделку дефектов (исправление дефектов);
  • задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом;
  • дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;
  • риски, в том числе по гарантийным обязательствам;
  • потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.

Неизбежные затраты — это те, которые еще необходимы, как страховка, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения того низкого уровня дефектов.

Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на:

  • функционирование и аудит системы качества;
  • обслуживание и калибровка испытательного оборудования;
  • оценка поставщиков;
  • обучение вопросам качества;
  • минимальный уровень проверок и контроля.

Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю — это заблуждение.

Сумма всех затрат на качество составляет общие затраты на качество.

Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как это показано на рис.11.

 

 

 

Рис.11. Взаимосвязь между всеми затратами на качество

Общие затраты на качество складываются из затрат на предупредительные мероприятия, затрат на контроль и потерь (внешних и внутренних). С изменением достигнутого уровня качества изменяются и величины составляющих затрат, и соответственно, их сумма - общие затраты на качество.

· Достигаемый уровень качества измеряется в категории «много дефектов» — «нет дефектов» или «совершенство». Рассматривая левую сторону графика («много дефектов»), видно, что общие затраты на качество высоки, в основном потому, что высоки потери на дефект. Затраты на предупредительные мероприятия очень малы.
Публикуемый график идеализированный и показывает уровень исполнения (уровень качества) в терминах «хорошо» и «плохо» и никогда не соотносится с процентом дефектов.

Если предупредительные мероприятия проводятся должным образом и являются эффективными, то повышение общих затрат на качество вследствие увеличения затрат на предупредительные мероприятия не наблюдается. С другой стороны, если предприятие является лидером как в своей стране так и за рубежом, и имеет очень низкий уровень дефектности, например, одна деталь на миллион т.е. 0,001%, то такое в высшей степени конкурентоспособное и успешное предприятие имеет однако весьма низкие общие затраты на качество.

 

 

Рис. 12. Типичное соотношение элементов затрат на качество

 

Там, где затраты на качество должным образом учтены, они могут составлять от 2% до 20% и более от объема продаж (оборота). Типичное разделение затрат на качество в области машиностроения может быть следующее (рис.12):

Затраты на потери (внешние и внутренние) = 70% от общих затрат на качество
Затраты на контроль = 25% от общих затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия = 5%от общих затрат на качество

 

Предположим, что указанные затраты на качество составляют 10% от оборота. Далее предположим, что за счет увеличения объема предупредительных мероприятий, и следовательно, увеличения предупредительных затрат, удалось снизить общие затраты на качество на 6% от оборота. Теперь распределение общих затрат на качество может быть следующее: Затраты на потери (внешние и внутренние) = 50% от новой величины общих затрат на качество
Затраты на контроль = 25% от новой величины общих затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия = 25 % от новой величины общих затрат на качество

 

Однако, общие затраты на качество составили только 60% от их первоначальной величины. По отношению к первоначальным общим затратам на качество, новое их распределение выглядит следующим образом:

 

Затраты на потери (внешние и внутренние) 30% от начальной величины общих затрат на качество
Затраты на контроль 15% от начальной величины общих затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия 15 % от начальной величины общих затрат на качество
Экономия = 40% от начальной величины общих затрат на качество

Можно изобразить эту ситуацию на диаграмме (рис.13).


 

 

Рис. 13. Соотношение элементов затрат на качество после

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные категории экономики управления качеством | Рейтинговая оценка поставщиков с учетом затрат, связанных с качеством их продукции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.