Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод определения потерь вследствие низкого качества




Метод калькуляции затрат, связанных с процессами

 

Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из данных стоимостей может быть источником экономии средств. При этом стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса, а стоимость несоответствия — это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери — результат снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Одна из наиболее полных структур на качество, разработанная американским ученым А. Фейгенбаумом, приведена на рис.15. В соответствии с ней все расходы на качество могут быть разделены на три вида:

· расходы изготовителя;

· расходы поставщиков и потребителей;

· совместные расходы изготовителей и поставщиков.

При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.

Первый вид – предупредительные расходы , рассчитываемые по формуле:

(1)

где затраты на планирование качества;

затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;

затраты на оборудование, используемое для управления качеством;

затраты на работу с кадрами;

затраты на мероприятия в рамках системы качества Фирсы.

Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:

• получением и анализом маркетинговой информации;

• подготовкой программ по обеспечению качества;

• организацией и внедрением систем управления качеством;

• разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;

• подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;

• анализом качества на допроизводственной стадии.

Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее:

• расходы на подготовку нормоконтроля проектов;

• расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта;

• расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;

• расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе.

 

Рис. 15. Структура затрат на качество

 

Затраты определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы.

Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококачественному труду, возможные затраты на оценку качества персонала, его тестирование, разработку всевозможных программ повышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы.

В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения качества производимых ею объектов. Они включают в себя организационные расходы и расходы времени работников на конференции, ­семинары, дни качества, командировки и т.п.

Второй вид прямых расходов изготовителя — оценочные расходы . Формула для их расчетов включает десять компонентов:

(2)

 

В формуле (2) учитываются следующие виды затрат:

на испытания и приемочный контроль;

на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;

на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;

на технический контроль;

на испытания, проводимые на фирме-изготовителе;

на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);

на плановый надзор за качеством продукции и системой

качества;

на сертификацию;

на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку;

на испытание объектов на стадии их использования по назначению.

Третий вид прямых расходов изготовителя — затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами . Они определяются выражением:

(3)

где потери материалов из-за их неудовлетворительного качества;

потери компонентов из-за их неудовлетворительного качества;

суммарные потери на брак.

Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:

• на переделку брака;

• на утилизацию брака;

• время работников, связанное с производством утилизированного брака;

• на материалы и компоненты, использованные в утилизированном браке;

• на энергию и прочие накладные расходы, связанные с производством утилизированного брака и его хранением.

Четвертый вид рассматриваемых затрат – затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов .

Они определяются выражением:

(4)

где затраты на доработку товара в течение гарантийного срока;

расходы по рекламациям потребителей в послегарантийный период;

расходы на устранение дефектов при монтаже;

штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество;

потери от возврата и замены товаров низкого качества.

Кроме прямых расходов изготовители несут дополнительные расходы, связанные с качеством производимых ими объектов. Они делятся на косвенные и непредвиденные расходы.

Косвенные расходы определяются по формуле:

(5)

В выражении (6) представлена сумма следующих видов расходов: — на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве;

— на дополнительные операции в контроле и испытаниях, связанные с неуверенностью в качестве;

— на материалы, излишне расходуемые из-за несовершен­ства конструкции;

— на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии;

на оборудование, излишне расходуемое из-за несовершенства конструкции и технологии;

на энергию, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии;

— на рабочую силу, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии.

Непредвиденные дополнительные расходы определяются непланируемыми затратами из-за низкого качества производимых предприятиями продуктов труда. Например, судебными затратами в результате рассмотрения судебного иска покупателя к товаропроизводителю, снижением спроса и объемов сбыта из-за низкого качества продукции и, следовательно, падения уровня конкурентоспособности и т.п.

(6)

Данный вид затрат ориентировочно прогнозируется на основании прошлого опыта с учетом вероятности их снижения в результате мер по улучшению качества . Структура расходов поставщиков компонентов и материалов аналогична представленной для изготовителя, так как они фактически также являются производителями и для расчета соответствующих видов затрат для них применяются рассмотренные выше формулы. В то же время следует учитывать, что они сказываются на уровне закупочных цен и, следовательно, на себестоимости готовой продукции. Поэтому они важны как для поставщиков, так и для изготовителей. Затраты потребителя рассчитываются по формуле определения цены потребления.

Общий вид затрат производителей и поставщиков компонентов и материалов связан с необходимостью создания системы информационного обеспечения органов по сертификации, обществ потребителей, банков и кредиторов, посреднических фирм, коммерческих изданий, а также органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды достоверной и оперативной информацией о качестве объектов.

Эти расходы включают в себя затраты поставщиков и изготовителей на соответствующую аппаратуру и коммуникационное обеспечение.

Они могут определяться следующей суммой:

(7)

где затраты на приобретение ЭВМ, микропроцессоров и тому подобной аппаратуры;

затраты работников, обслуживающих аппаратуру в данной системе информации;

затраты на коммуникации;

затраты на анализ и распространение информации.

Была рассмотрена формальная сторона определения затрат на качество. Представленная структура затрат характеризуется неоднозначными внутренними взаимосвязями входящих в нее компонентов.

Увеличение одних статей затрат на качество приводит к понижению (и иногда весьма существенному) других. Это позволяет сделать вывод, что система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым может позволить фирме извлечь немалые экономические дивиденды.

Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие - разные ориентиры при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Тради­ционный подход ориентируется на определенное наиболее эконо­мически выгодное предприятию количество таких отклонений. Специалисты, поддерживающие идею оптимальной дефектности, исходят из того, что слишком малый или слишком большой уро­вень дефектности приводит к повышенным дополнительным зат­ратам фирмы, что иллюстрируется на рис. 16.

Другой, позже появившийся и нашедший широкое распространение на ведущих, особенно японских фирмах подход ориентирует на использование концепции «ноль дефектов», как самой экономически выгодной. Специалисты таких фирм считают, что противоречия в подходах к затратам между потребителем и производителем – это заблуждение. Производителю экономически выгодно встать на позицию потребителя и ориентироваться на принцип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управления затратами на качество, в том числе структурирование затрат.

Из табл. 4 видно, что японские фирмы, ориентирующиеся на «ноль дефектов» и, следовательно, вынужденные в среднем в пять раз больше американских фирм тратить на профилактику дефектов, имеют существенно лучшие показатели расходов на проверку отклонений от качества и затрат на профилактику качества.

 

 

Рис.16. Экономические зависимости, характеризующие подход к регулированию затрат на основе оптимизации дефектов

 

В итоге они имеют почти в два раза более эффективную экономическую стратегию затрат на качество. Это позволяет товаропроизводителям, применяющим такой подход, снижать себестоимость производства своей продукции и получать серьезные пре­имущества в конкуренции.

Таким образом, современная стратегия предприятия в области затрат на качество может быть проиллюстрирована графиками, приведенными на рис. 17.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.