Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализация магазинов




Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации

В нашей республике торговое обслуживание сельского населения осуществляется в основном потребительской кооперацией. Потребительская кооперация в настоящее время обслуживает до 50 % населения республики и за I полугодие 1995 г. занимает 22, 89 % в розничном товарообороте республики.
Торговая сеть насчитывает свыше 15 тысяч магазинов торговой
площадью более 1, 3 млн м2.

Первичным звеном потребительской кооперации является потребительское общество. Оно представляет собой добровольное объединение жителей сельской местности (колхозников, рабочих совхозов и членов их семей), ставящих своей целью организацию кооперативной торговли силами и средствами данного объединения на определенной территории

Потребительское общество обладает правами юридического лица, имеет основные и оборотные средства и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования

 

 

3. Организация государственного контроля в торговле.

 

Законом предусмотрена государственная защита прав потребителей, которая осуществляется органами государственной власти и управления, специальными органами, а также судами. Среди них важную роль играют: Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь; Министерство торговли, здравоохранения; Государственный налоговый комитет; Государственный таможенный комитет и др.

В первую очередь потребители должны быть защищены от некачественных и вредных для здоровья товаров. Главная роль в решении этого вопроса принадлежит государственному комитету по стандартизации, метрологии и сертификации, который имеет территориальные центры на местах. Его деятельность распространена как на государственные, так и кооперативные, малые арендные и другие негосударственные предприятия.

". Государственный комитет работает в содружестве с Минздравом республики и контролирует не только продукцию, производимую на территории республики, но и ввозимую. ". Государственный комитет работает в содружестве с Минздравом республики и контролирует не только продукцию, производимую на территории республики, но и ввозимую.

Таможенный контроль осуществляет Государственный таможенный комитет республики в соответствии с положением "Об условиях таможенных режимов в отношении товаров, подлежащих государственной гигиенической регистрации и сертификации ".

Таможенный комитет несет ответственность за правильное» И оформление сертификатов соответствия при пересечении границы. Если такой документ отсутствует, груз не будет растаможен.

Национальный банк республики контролирует систему взаим расчетов рыночных субъектов, определяет порядок ведения кассовых операций и расчетов наличным и безналичным путем, выдает лицензии на право ведения операций с наличной СКВ.

Экспертная комиссия по кассовым суммирующим аппаратам и компьютерным системам осуществляет следующее:

• определяет перечень используемых на территории республики контрольно-кассовых и контрольно-суммирующих аппаратов, а также порядок их регистрации в Государственной налоговой инспекции;

• регламентирует порядок ремонта и опломбирования контрольно-кассовых и суммирующих аппаратов, организует контроль за техническим состоянием и правилами эксплуатации.

Государственный налоговый комитет контролирует соблюдение налогового законодательства, своевременность сдачи в банк выручки, представления в банк платежных поручений и др.

Лицензия на право торговли выдается местными органами самоуправления - исполкомами.

 

К числу грубых нарушений законодательства о торговле, при установлении которых субъект хозяйствования, осуществляющий розничную торговлю, может быть лишен лицензии, относятся следующие:

· • продажа товаров без сертификата качества и сертификата соответствия (для товаров, подлежащих сертификации), приведшая к угрозе гибели покупателя или нанесению ущерба здоровью;

· • нарушение правил эксплуатации торговой техники, приведение к угрозе возникновения аварии или гибели людей;

· • нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров и услуг;

· • непринятие мер по установлению ранее имевших место нарушений при приостановлении лицензии;

· • нарушение налогового законодательства;

· • реализация товаров без документов, подтверждающих их поступление;

· • неоднократная продажа товаров с истекшим сроком реализации;

· • обман покупателя, обмер, обвес, обсчет;

· • нарушение порядка применения и формирования цен;

· • отсутствие технического паспорта на проданные сложно-технические товары;

· • отсутствие на фасованных в магазине товарах реквизитов:

· наименование, сорт, масса, цена за единицу стоимости отвеса;

· • нарушение установленного порядка пользования весоизмерительными приборами (неисправными, неправильно установленными, с нарушенными сроками клеймения);

· • несоблюдение установленного режима работы;

· • постоянное отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;

· • неудовлетворительное санитарное состояние торгового предприятия, его территории и несоблюдение других санитарных

· • осуществление действий, препятствующих проведению требований;

· • отсутствие лицензий на право реализации отдельных товаров, продажа которых лицензируется; проверки магазина лицом, уполномоченным для выполнения таких функций.

 

. 4. Организационно-правовые формы розничных
торговых предприятий в странах с рыночной экономикой

В странах с рыночной экономикой в торговле участвуют предприятия различных форм собственности — индивидуальной, коллективной, государственной, общественных организаций и г. д.

Основными организационными формами современных крупных предприятий, в том числе торговых, являются акционерные общества, концерны, тресты, картели, синдикаты. Следует отметить, что такое деление в западной литературе практически не встречается. Более важную роль здесь играет форма собственности с точки зрения имущественной ответственности владельца предприятий 'или коллективных собственников. При этом существуют национальные особенности классификации предприятий по их организационно-правовой форме. Во Франции, например, выделяются следующие формы предприятий торговли: индивидуальные собственники, общества с ограниченной ответственностью, анонимные (акционерные) общества, ассоциаций, гражданские общества, администрации

В США существует понятие "фирма", под которым понимают деловую организацию с единым управлением. Термины "фирма", "бизнес", "компания", "предприятие" используются в одинаковом понимании слова В розничной торговле статистика США выделяет следующие формы предприятий:

индивидуальный собственник, когда предприятие принадлежит единоличному владельцу (около 75 % от общего числа торговых предприятий),

партнерство (товарищество), когда предприятие принадлежит двум или более лицам, каждое из которых вложило средства в фирму (20 %),

корпорация имеет различные формы: акционерные компании, тресты, кооперативные и другие предприятия (около 5 %).

В Японии, ФРГ наблюдаются аналогичные тенденции, когда преобладающей формой являются предприятия, принадлежащие индивидуальным собственникам, однако их количество и доля в товарообороте неуклонно снижаются.

В США и ряде других стран с развитой рыночной экономикой получила развитие особая организационная форма торговли — франчайзинг. Суть ее заключается в том, что головная, обычно крупная, фирма заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором), которому предоставляется право реализации товаров или услуг под торговой маркой фирмы, за что оператор выплачивает последней единовременный взнос за право деятельности от имени компании. Головная фирма может передать в аренду оператору основные средства, быть поручителем для получения банковского кредита, устанавливать нормативы и фиксированные текущие платежи, формы финансовых взаимоотношении.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой может быть использован в нашей стране по созданию новых организационных структур розничной торговли.

 

 

Развитие, размещение и рациональное использование

розничной торговли.

 

 

1. Виды розничной торговой сети.

2. Специализация и типизация розничной торговой сети.

3. Принципы размещения розничной торговой сети.

4. Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети.

 

1. Виды розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, органи-зационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам — торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения

Переход к рыночным отношениям ведет к демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий различных форм собственности.

В условиях перехода к рыночной экономике возникли новые формы хозяйственной деятельности в розничной торговле, малые предприятия, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные предприятия и другие

Торговые организации и предприятия объединяют пункты розничной продажи товаров: магазины, палатки, киоски, павильоны, ларьки, автомагазины.

С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.

Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов, они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, воз-можностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.

. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей, в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.

Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети, с тем чтобы обеспечить гарантированное торговое обслуживание глубинки.

Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работы и маршруты. Ассортиментные перечни формируются из числа товаров повседневного спроса. Продавец автомагазина (зачастую он же и водитель) несет материальную ответственность за имеющиеся в
нем товары. Автомагазин сдается под охрану с опломбированисм товарно-материальных ценностей. На автомагазины распространяются все правила торговли, законы и законодательные акты, регламентирующие деятельность этой отрасли..

Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.

Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями- изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию.

Все рассмотренные виды торговой сети должны применяться в комплексе. Они дополняют друг друга, позволяют повысить уро- вень торгового обслуживания, учитывать условия труда и быта сельского населения.

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одно- временном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.

Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.

Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров ("Промтовары", "Продукты", "Хозтовары", "Мебель", "Культтовары", "Книги" и др.);

узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров ("Мужские сорочки", "Женская обувь", "Галстуки", "Пуговицы", "Зонты", "Колбасы", "Сыры" и т. д.);

неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям ("Товары повседневного спроса"). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.

Развитие торговой сети привело к выделению нового направления в специализации — по потребительским комплексам ("Детский мир", "Техника в быту", "Товары для дома").

Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах.

На этот показатель оказывают влияние сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль.

ТИПИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

С учетом этих принципов в августе 1996 г. разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли.

В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.

Характеристика основных типов

1. Универмаг — крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и молодежи.

2. Супермаркет — розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30%. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. д.

3. Минимаркет — небольшое розничное предприятие торговой площадью 30—150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40—50%.

4. Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70—200 м2. Возможно наличие "уголка" сопутствующих непродовольственных товаров.

5. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров — небольшие розничные предприятия торговой площадью 30-100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.

6. Промтовары - розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.

7. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150—400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. д.;

мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.

8. Дом торговли — комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа "Кэш-энд-кэрри". Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживанием через предприятия питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.

9. Фирменный магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое пред приятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10. Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, зонах отдыха и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.