Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы размещения розничной торговой сети




Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям;

обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах;

обеспечение каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;

четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов.

При разработке схем развития и размещения розничной торговой сети необходимо учитывать целый ряд факторов:

плотность и характер жилой застройки, подвижность населения, развитие общественного и индивидуального транспорта, применение активных форм продажи товаров и дополнительных форм обслуживания, уровень доходов населения данного
района и др.

Существует несколько методов размещения розничной торговой сети.

Важнейшим является принцип равномерного размещения
розничной торговой сети. При его применении достигается такое размещение, когда на каждый участок города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в жилой застройке при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что примерный радиус обслуживания должен быть около 500 метров.

Децентрализованное, или рассредоточенное, размещение сложилось в городах исторически, по мере завершения строительства отдельных частей города, без комплексного плана.

В этом случае торговое предприятие максимально приближено и обслуживает огранич енное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания.

Основной недостаток такого размещения в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.

Функциональное, или ступенчатое, размещение розничной торговой сети обусловлено, главным образом, характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходи-
мости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города подразделяется на 2 группы. Это магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Торговая площадь распределяется между этими 2 группами магазинов неодинаково. До 75 % торговой площади продовольственных магазинов и примерно 25 % непродовольственных должно быть размещено в жилой зоне, т. е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.

Для централизованного, или группового, размещения характерно то что все торговые и бытовые предприятия группируются в виде торговых центров.

Торговый центр представляет собой комплекс функционально и пространственно связанных между собой предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Строительство торговых центров зна-чительно дешевле, позволяет более четко организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т. п.) и повышает эффективность капитальных вложений.

Торговые центры подразделяются на местные и общегородского значения.

Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны, предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.

В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.

Основное предприятие здесь— универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. В зависимости от численности обслуживаемого населения различают 5 типов торговых центров: соответственно от количества проживающих в микрорайоне от 5 до 25 тыс. чел строятся торговые центры площадью от 400 до 2000 м.

Торговые центры общегородского значения, как правило, строятся по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.

Учитывая высокую социальную и экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгово-бытового обслуживания в городах.

Особенности развития и размещения сельской торговой сети

Специфика условии сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность
населения и его демографический состав определяют особенности
построения и размещения сельской торговой сети.

Поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение. При этом различают 3 ступени.

Первая ступень включает магазины, обслуживающие рядовые населенные пункты и обеспечивающие сельское население основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса, а также предоставляющие торговые услуги и осуществляющие прием заказов на товары сложного ассортимента. При этом должна быть обеспечена пешеходная доступность этих предприятий (допускается 0, 5 часа ходьбы до магазина и расстояние не более 2 км). Основной тип магазинов здесь — "Товары повседневного спроса", которые в настоящее время занимают более 30% в общей численности сельских магазинов.

Вторая ступень включает магазины, обслуживающие население в местных (кустовых) центрах. Основными типами магазинов являются "Товары повседневного спроса", магазины хоз— и культтоваров, по торговле книгами, а где экономически целесообразно, могут быть размещены и более крупные современные предприятия, например универсам.

Третья ступень включает магазины, размещаемые в городах, районных и межхозяйственных центрах. Здесь могут

иметь место все типы магазинов, предусмотренные "Номенклатурой типов розничных торговых предприятий для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа". В нее входят около 20 типов основных и свыше 40 типов
дополнительных магазинов

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Сельхозпродукты".

В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения предприятий розничной торговли, согласованные с местными органами власти, органами АПК, колхозами и совхозами. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для го-
родской торговой сети, основана на нормативах
. Норматив потребности в Республике Беларусь — 258 м2 на 1 тысячу сельских жителей. Этот норматив дифференцируется с учетом значимости населенных пунктов (районный или местный торовый центр, рядовой населенный пункт).

4 Основные направления развития и совершенствования розничной торговой сети

 

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1960 г. Обеспеченность городского населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то на 1 января 1995 г. — 222 м2 при нормативе 215 м2. Развитие сети магазинов по республике в целом, областям, городам и по отдельным товарам происходит крайне неравномерно. Так, по областям обеспеченность колеблется от 116, 7 % в Минской области до 75, 3 % по г. Минску.

Очень резкие колебания наблюдаются в обеспеченности торговыми площадями по отдельным товарным группам. Ни зок уровень, как правило, по гастрономическим, хлебобулочным товарам, строительным материалам, электро-, хозтоварам и т. п.

Ни в нашей стране, ни за рубежом не установлена опти-
мальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 —1000 и более м2 на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма установлена исходя не из потребности, а из экономических возможностей.

Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960 — 1995 гг. Средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Белоруссии увеличился с 56 м2 до 135, 1 м~. Тем не менее розничная торговая сеть остается крайне измельченной. Так, если в государственной торговле средний размер магазина 135
м2, то в системе ОРСов — 62—87 м2, Белкоопсоюза — 89 м2, а в целом по Республике Беларусь — 108 м2. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже
минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов.

Поэтому важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивает возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики более 75 %, в товремя как численность специализированной торговой сети осталась почти неизменной. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. В государственной торговле на долю универсамов приходится немногим более 10 % торговой площади магазинов с универсальным ассортиментом товаров. Ускоренное развитие сети универсамов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли.. В результате доля специализированной торговой сети
возросла до 76 %.

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение.

Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов.

Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов).

Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.

Основная причина этого — недостаточное внимание к типизации магазинов и их размещению на территории города. Эти вопросы во многих случаях решались вольным путем, без должного экономического обоснования.

Очевидно, что для рационального размещения торговой сети Управлениями торговли городов, горторготделами должны быть разработаны примерные схемы размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.