Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль эпохи Возрождения




 

Отличительные особенности развития политической мысли Возрождения коренятся в изменениях социально-экономической жизни Западной Европы. Начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах происходят разложение феодального способа производства и возникновение предпосылок для новой исторической эпохи. Это обусловило изменения в направлениях и сущности развития политической мысли. Центральное место в социально-политических учениях занимает идеология централизованного государства.

Значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества. Макиавелли выводит законы государства из разума и опыта, а не из теологии и считает, что политика - это автономная сфера деятельности человека, исходящая из его собственной воли, а не из божественного откровения. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Н.Макиавелли изучал политику как социальную реальность. Прослужив 14 лет секретарем Флорентийской республики, мыслитель знал политику не понаслышке и справедливо полагал, что политическая наука должна сделать предметом исследования поведение политических лидеров, технику их властвования, взаимодействия лидера и масс. Как кулинарные книги содержат рецепты для хозяек, так «Государь» Макиавелли был сборником наставлений для правителей, обобщением как опыта государств античного мира, так и политической практики, которую Макиавелли наблюдал непосредственно. Мыслитель считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ- способ человеческий, второй – диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

В центр своего мировоззрения Н.Макиавелли поставил человека, который в своей деятельности руководствуется личными интересами, обусловленными стремлением сберечь и приумножить собственность. Он писал: «Человек быстрее простит смерть своего отца, нежели потерю имущества». Человеческий эгоизм требовал образования государства, которое бы урегулировало поведение индивидов.

Обратившись к проблеме о формах государства, Макиавелли сформулировал теорию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота. Шесть форм государства, три из которых «дурны во всех отношениях» (тирания, олигархия, охлократия), сменяются монархией, аристократией, демократией, которые «хороши сами по себе». Макиавелли отдает предпочтение умеренной республике или «смешанной форме государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти. В этом проявляется буржуазная направленность учения Макиавелли.

Макиавелли отказался от религиозного мировоззрения. История, по мнению философа, зависит от двух факторов. Первый он назвал «fortuna» (судьба), подразумевая под этим естественный ход событий, второй - именовался термином «virtu" (воля, талант, энергия человека). Так был поставлен вопрос о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности. Макиавелли ввел в политическую мысль термин «stato» (государство) как более узкое понятие, чем вся политика.

Коварство и насилие в политике для Макиавелли является естественным явлением, но не абсолютными ценностями. Их использование оправдано лишь в целях объединения и преобразования государства в борьбе против реакционеров. В работе «Государь» Н.Макиавелли показал образ правителя, который пренебрегал законами морали и религии во время борьбы за власть. Главным критерием оценки деятельности правителя было могущество государства, для достижения которого можно использовать любые средства и методы. Правитель, окруженный врагами, не может никому доверять и вынужден использовать насилие. «Необходимо быть лисицей, чтобы увидеть западню, и львом, чтобы уничтожить волков».

Что лучше для правителя, спрашивает Макиавелли, чтобы его любили или боялись? Лучше, чтобы любили, и боялись. Но так как этого невозможно достигнуть одновременно, то предпочтение отдаем страху, потому что любовь слаба и изменчива вследствие испорченной природы человека, а страх перед наказанием всегда эффективен. Вокруг принципов Макиавелли всегда ведется полемика, т.к. нет ни одного политика, которому бы не приходилось выбирать между этическими принципами и практической целесообразностью.

Именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость - вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли.

Учение Макиавелли - революция в политическом мышлении. Это нелицеприятный, но правильный диагноз. Мыслитель зовет к действию, творчеству и свободе.

Идеологом сильного централизованного государства является также и француз Жан Воден. Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о государстве». Чтобы Франция вышла из хаоса религиозных войн, считает Боден, необходима сильная государственная власть с решающей силой единственного источника права - монархом. Ж.Боден выдвигает одну из самых значительных идей Возрождения - идею государственного суверенитета. «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Высший характер государственной власти означает верховенство, абсолютность - неограниченность какими-либо условиями и неделимость. Выше носителя суверенитета является только Бог и законы природы.

Основа государства - семья. Боден считал, что государство возникает вследствие завоевания, насилия, господства одной группы над другой. Бодену принадлежит идея о связи форм государства и географических климатических условий. Для умеренного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду и поэтому нуждаются в религиозном государстве. Северные народы, живущие в суровых условиях, признают только силу, и они будут управляемы только сильным государством.

Лучшей формой правления Ж. Боден считал ограниченную законами монархию, в которой суверенитет полностью принадлежит монарху, а управление страной осуществлялось бы на аристократических и демократических принципах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.