Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Нового времени




 

Эпоха Возрождения носит переходный характер, и поэтому окончательный разрыв с религиозными представлениями Средневековья происходит в Новое время - XVI- XIX вв. - время буржуазных революций. Одной из фундаментальных проблем политических идей Нового времени становится проблема государства. Буржуазия нуждается в идейном обосновании своего права вести борьбу с абсолютной монархией, политическим олицетворением феодальных порядков, и таковым становится концепция происхождения государства в результате общественного договора. В Новое время создаются теории естественного права и общественного договора. В соответствии с ними, первоэлементом всего социального мироздания признавался автономно существующий индивид. Совокупность индивидов, обладающих «естественными правами» (правом собственности, свободой убеждений, равными правами), в целях устранения различного рода опасностей, неудобств решила выйти из «естественного состояния» и жить в состоянии гражданском. Для этого индивиды заключили между собой договор и создали государство, вставшее над ними и вобравшее в себя как индивида, так и общество.

Теория «общественного договора» радикально меняла представления об источнике публичной власти в государстве. Она позволяла требовать установления разумных пределов вмешательства государства в жизнь индивида и общества.

Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Т.Гоббс изложил свое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В разработке теории государства Гоббс обратился к изучению человека. В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек - существо общественное, Гоббс доказывает, что человек эгоистичен по природе: «... в самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных интересов». Гобсс описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. Он считает, что изначально все люди были равными и имели «право на все», но эгоизм способствует возникновению в обществе состояния - «войны всех против всех», когда «человек человеку - волк». «Чем занимаются все люди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания, сколько слушателей в аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к общежитию с другими, а к власти над ними и, следовательно, к войне. Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государствами и между правителями

Руководствуясь инстинктом самосохранения и пытаясь сберечь собственную жизнь в условиях общей войны, часть людей согласилась избрать правителя или правящий орган, который бы благодаря своей власти над людьми прекратил войну. Государство было создано для установления мира. Люди, договариваясь об учреждении государства, добровольно отдавали ему часть своей свободы, взамен требуя осуществления функции охраны мира и благоденствия. Государство Т. Гоббс уподобляет библейскому чудовищу - Левиафану. Подданные являются рабами всемогущего государства, только так можно обеспечить общественное согласие. Государственная власть едина и ничем не ограничена и действует бесконтрольно. Для заключения общественного договора необходимо было согласие большинства, а меньшинство должно было подчиниться ему.

Т.Гоббс различал государства, которые возникли вследствие добровольного согласия граждан, и государства, возникшие с помощью физической силы. Он называет три основные формы государства - монархию, аристократию, демократию. Лучшей, по мнению Гоббса, является монархия, потому что она полностью выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена.

Совершенно очевидно, что Т.Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Родоначальник идеологии либерализма, главной ценностью которой является свобода личности, Дж. Локк обосновывает тезис о народном суверенитете: народ - источник власти. Он заключает договор с правящей властью, согласно которому главная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека: «права на жизнь, свободу и собственность».

Свои политические взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, ему вменяется в обязанность «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известных ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной цели» государства, когда их все знают и все выполняют. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Такая позиция Дж. Локка предвосхищает идею «правового государства», развитую в политической мысли XVIII - XIX вв.

Для того, чтобы государство не вышло за рамки своих полномочий, чтобы оно не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвигает идею разделения властей на законодательную и исполнительную, отводя при этом приоритет законодательной власти. В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, люди вправе применять силу. Важным моментом в учении Дж. Локка является отделение государства от власти. Существует два рода соглашений: общественный договор, который устанавливает государство, и правительственный договор, который устанавливает власть. Революция свергает власть, но не уничтожает государство. Государство подчиняется обществу, которое в свою очередь, подчиняется личности, а т.к. государство и общество - это не одно и тоже, то падение государственной власти, не означает конца общества. Государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество государство.

Идеал Дж. Локка - ограниченная монархия.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель - демократия, умеренность - аристократия, честь -монархия, страх - деспотия), свойственные определенному историческому периоду. Свободу и равенство Монтескье рассматривал фундаментальными свойствами человеческой природы и источниками права. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда - «разрешено все, что не запрещено законом». Власть, утверждает мыслитель, должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан, и достигнуто это может быть при условии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Отводя законодательной власти доминирующую роль, Монтескье придает большое значение распределению этой власти между различными силами государства. Что касается исполнительной и судебной власти, то их деятельность является подзаконной, поскольку они лишь исполняют законы.

Важную роль сыграл французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведения «Об общественном договоре, или принципы политического права», «Суждения о вечном мире», «Проект конституции для Корсики». Он считал, что государство призвано исполнять общую волю; его идеалом является республиканская форма правления. Для Ж.-Ж. Руссо общественный договор - способ интеграции общей воли. В его трактовке основная задача общественного договора - «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Раз государство, рассуждает философ, возникло в результате договора, то за народом остается право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, которая соответствовала бы его интересам. Руссо исходит из гипотезы о естественном состоянии, предшествовавшем цивилизации, в котором все люди были равны. Частной собственности и социального неравенства не было в этот период. Естественное состояние характеризуется им как состояние свободы и равенства. В отличие от Гоббса, он называет это время золотым веком. Общественное неравенство Руссо связывает с возникновением частной собственности. Первой ступенью неравенства было установление имущественного неравенства и права частной собственности. Второй - установление государственной власти, усугубившей экономическое неравенство политическим. Основой всякой законной власти, по Руссо, является общественный договор на базе соглашения людей. Вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Суверенитет, таким образом, принадлежит народу. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на свое владение. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом - сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли Руссо считал необходимым также три внешних условия. Первое - это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Второе - он настаивал на фундаментальном политическом единстве. И третье, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть - это рабство. Руссо выступает за прямую форму демократии. Общая воля не может быть представлена каким-либо органом. «Тот, кто сочиняет законы, - пишет он,- не имеет или не должен иметь никакой законодательной власти, только общая воля может обязывать отдельных лиц». Демократия и свобода есть лишь там, где законодателем является народ. Законом может стать лишь такой акт, который прямо одобрен народом. Мыслитель выступал против существования в государстве разнообразных ассоциативных образований (партий, общественных организаций, церкви), потому что они, по его мнению, мешают выражать гражданам «главную общую волю».

Политические взгляды родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта изложены в работах «К вечному миру», «Метафизика обычаев». И. Кант доказывал, что каждый человек - абсолютная ценность и не может быть средством достижения каких-либо целей. Политика, по Канту, должна стремиться к гармонии целей и средств. Особое внимание в теории Канта уделяется роли правого государства, которое является гарантией свободы личности. Кант один из первых обосновал теорию правового государства. В своих работах он многократно подчеркивал насущную потребность государства опираться на право. Общественный договор, по Канту, заключают между собой морально полноценные люди, поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними, как с неразумными. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми. Такое правление, считает он, является «величайшим деспотизмом». Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.

Государство базируется на принципе разделения власти на верховную, исполнительную, судебную. «Верховной» он называет власть, которая вырабатывает законы и принадлежит «коллективной воле народа». Исполнительная власть, по Канту, подчиняется законодательной. Основными видами политического устройства, исторических видов власти были: автократия, аристократия, демократия. Идеалом Канта является конституционная монархия.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге «Утопия» (1516) он подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. Утопия - несуществующий, придуманный автором остров, на котором случайно оказался и прожил 5 лет моряк, рассказ которого и лег в основу книги. В Утопии существовала только общественная собственность, потому что она гарантировала благополучие населения и равенство всех. Управление осуществлялось на основе законов, предусматривалась детальная регламентация всех сторон жизнедеятельности граждан. Органами управления Утопии были Народное собрание и Сенат. Из числа кандидатов, выдвинутых народом, Сенат выбирал правителя, должность которого была пожизненной (кроме случаев, если он проявлял склонность к тирании). Допускалось, чтобы отдельные вопросы могли выноситься на обсуждение всего населения острова. Наиболее важные должностные лица избирались из числа ученых. Все граждане должны были работать по шесть часов в день. Семейная жизнь носила патриархальный характер; авторитет человека определялся ее возрастом.

Т. Мор утверждает, что пока существует частная собственность, здоровый социальный организм не возможен. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Выход у человечества один - «абсолютное уничтожение частной собственности». Утопия смогла избавиться от частной собственности; обществу принадлежит земля и вся произведенная продукция. Достаток, в котором живут утопийцы, достигается трудом, сокращением потребностей, ликвидацией роскоши.

Т. Мор признавал, что в Утопии существовало рабство, источниками которого были пленные, преступники, которые отбывали наказание, а также люди, осужденные на смерть в других странах и выкупленные у них. Рабство в Утопии не является наследственным, и рабы могли заслужить свободу благодаря честному труду. Т. Мор имел большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Его Утопия - это не только форма выражения идеала, но и возможность критики существующего строя. В отличие от него, итальянский мыслитель Томазо Кампанелла (1568-1639) открыто не критикует социально-экономический строй. В произведении «Город Солнца» (1601) он выдвинул идеал общественного устройства, основанного на совместном труде и общей собственности. Во главе города Солнца стоит Верховный правитель, названный Солнцем, Метафизиком. Он является главой как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право принимать окончательное решение во всех вопросах. На посту Метафизик находится до тех пор, пока не появится человек, который превзойдет его знаниями, научными достижениями, способностью руководить государством. Метафизик осуществляет верховную власть, опираясь на трех советников: Пона (Сила), Сина (Мудрость), и Мора (Любовь). В городе Солнца существует еще целая шеренга должностных лиц, которые ведают узкими направлениями работы. Ими становятся те, «кого еще в детстве выделяют в школах наипригоднейшими» для такой работы. Должностные лица сменяются по воле народа. Не меняются только четверо наивысших, если по собственной воле не передадут власть мудрейшим.

Регулярно в городе Солнца собирается Совет, на котором «присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается высказаться о том, какие недостатки есть в государстве, какие должностные лица выполняют свои обязанности хорошо, а какие -плохо...» В городе Солнца частная собственность ликвидирована, земледелие и ремесла являются делом коллективного труда. Должностные лица следят за тем, чтобы никто не получил из произведенного больше, чем ему положено. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, указывая им, в какую форму воплощать свой талант. Каждый шаг граждан города Солнца направляется и контролируется. Индивидуальность каждого человека, инициативность, наличие собственных своеобразных потребностей особенной ценности не имеют, ибо доминируют интересы государства.

В других произведениях Т. Кампанеллы («Монархия Мессии», «О царстве Божьем» и др.) подчеркивается великое значение всемирного единства в одной монархии всех государств, что спасло бы человечество от войн, голода, эпидемий.

В произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Для их общественного идеала характерны аскетизм и грубая уравнительность. Однако в их учениях наиболее полно нашли свое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.