КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место правительства
Парламент: сущность, классификация и основные полномочия Парламент является единственным законодательным органом государства, общегосударственным представительским институтом. Он имеет различные названия: законодательное (народное, национальное) собрание, конгресс, сейм, Верховная Рада и др. (см. таблицу). Парламент имеет многовековую историю. Древние прародители его — английский парламент и испанские кортесы — возникли еще в XII— XIII вв. Но современный парламент довольно существенно отличается от представительских учреждений средневековья, формировавшихся на сословной основе. Парламент — собрание представителей народа (депутатов), которое обсуждает и коллегиально принимает решения, в первую очередь законы. В состав парламента наряду с депутатами могут входить их заместители, которые вправе выступать при обсуждениях и работать в комиссиях, но в голосовании участия не принимают. Лицо, получившее депутатский мандат, приобретает депутатский иммунитет и индемнитет. Депутатский иммунитет — это невозможность ареста и привлечения к судебной ответственности без санкции парламента. Депутатский индемнитет означает, что: • депутат получает особое вознаграждение за свою деятельность (заработную плату, некоторые дополнительные выплаты); • депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за те меры парламента, которые он поддерживал своим голосованием. Правовое положение депутатов определяется Конституцией, соответствующими законами, регламентами парламентов и обычаями. Современная политико-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа. Раньше существовали два подхода к определению положения депутата в парламенте. Согласно первому депутат рассматривался как профессионал, согласно второму — как производственник, совмещающий депутатскую деятельность с работой в учреждении или на предприятии. Сейчас в большинстве парламентов мира (в частности, и в Украине) совместительство парламентской и непарламентской деятельности запрещено. Как правило, разрешается совмещать парламентскую деятельность только с преподавательской и научной. Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Нижние палаты, как и однопалатный парламент, почти всегда формируются путем прямых выборов. Для верхних палат существует несколько вариантов формирования: прямые или непрямые выборы, назначения, наследования, смешанные пути. Структура парламента представлена палатами (для двухпалатных парламентов), комиссиями и комитетами, партийными фракциями, такими специфическими структурами, как советы старейшин, бюро, президиумы, правления парламента, секретариаты. Каждый орган парламента возглавляет председатель. Руководители палат называются спикерами. В некоторых парламентах есть квесторы, которые поддерживают порядок в зале, подсчитывают голоса. В основе классификации современных парламентов лежат различные критерии. По структуре различают парламенты однопалатные (Дания, Финляндия и др.) и двухпалатные (США, Великобритания, Россия и др.)- Историческое объяснение второй, или высшей, палаты связывается с желанием аристократии быть представленной в парламенте независимо от воли избирателей. Некоторые современные ученые считают, что вторая палата в унитарных государствах не имеет разумного, обоснования. Она нужна только в федеративном государстве, где представляет интересы субъектов федерации. Наряду с этим есть мнение, что существование второй V (высшей) палаты парламентов способствует стабильности и непрерывности^ политической власти, поскольку не имеет установленного срока полномочий и обновляется по частям. С точки зрения законодательных полномочий различают парламенты с неограниченными и ограниченными полномочиями, а также консультативные. Парламенты с неограниченными полномочиями могут существовать при различных формах правления (за исключением абсолютных монархий). Они принимают законы по всем основным вопросам общественной жизни. Парламенты с ограниченными полномочиями правомочны принимать законы лишь по определенным вопросам, установленным конституцией. По некоторым вопросам парламент может принимать законы, которые содержат только принципы регулирования, а детальные нормативные акты издают исполнительные органы. Консультативные парламенты существуют, как правило, в абсолютных монархиях, где парламент предназначен только для того, чтобы монарх, выслушав мнение депутатов, принял окончательное решение. Некоторые специалисты полагают, что такого типа парламенты существуют в современных мусульманских монархиях. Основные полномочия парламентов: 1. Принятие законов (законодательные полномочия). 2. Принятие бюджета. 3. Определение или участие в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. 4. Выборы, назначение и образование высших органов государства (президент, правительство, премьер-министр, верховный суд, генеральный прокурор и др.).
Тема 12 ПРАВИТЕЛЬСТВО Правительство в политических системах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентских странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и другие, осуществляются только по прямому указанию правительства. Отношения правительства с высшим органом конституцион-ного надзора в опредёлённой степени зависят от способа формирования последнего и объема его полномочий. Известную роль играет также его партийный состав. Да и компетенция органа конституционного надзора, степень обязательной силы его решений определенным образом влияют на его отношения с правительством. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. В парламентских странах правительство тесно связано с политическими партиями, ибо опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. Правительство этих стран осуществляет жесткий контроль над депутатами правящей партии, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских же республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер, поскольку исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь, парламент здесь не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству, а последнее в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями. Но это не означает, что такой контроль отсутствует. Правительство осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Проанализировав фактическое положение правительства в зарубежных странах, приходим к следующим вы водам: пра- вительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |