КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические идеи античности и средневековья
Становление и развитие западной политической мысли Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Возникновение политических идей на Древнем Востоке и Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. Платон (427—347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в работах «Государство» и «Законы». Исходя из позиции идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трём начала, преобладающим в душе человека: разумному, эмоциональному и чувственному, жаждущему богатства. Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное—воинам, чувственное—земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Философы не имели частной собственности. Воины должны заботиться о безопасности государства, защищать его. В обязанность третьего сословия (трудящихся) входит производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Вся система воспитания, обучения и образования подчинялась этому трёхчленному делению, становясь важной государственной задачей. Причём, если сословие производителей формируется естественным путём и здесь допускаются вполне «низменные» желания и страсти (т.е. частная собственность, торговля, обмен, любовь, семья), то высшие слои общества должны отбираться и воспитываться по особым правилам. Гармоничное сочетание трёх составных частей общества (производителей, воинов и правителей) обеспечивает идеальное функционирование государства. К данному идеальному государству, по мнению Платона, подходит такой вид государственного устройства как аристократия (тимократия), которая представляет собой гармоничное сочетание всех частей. Рассогласование частей целого, нарушение социальной гармонии ведёт к появлению извращённых форм государственного устройства: олигархии, демократии, тирании. Аристотель —ученик Платона. Его основные политические взгляды изложены в трактате «Политика». Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель, в противоположность Платону, выступал за частную собственность, права индивида, моногамную (у Платона — упразднение моногамной семьи) семью. Политика, по Аристотелю, — управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных устройств и выделил три правильные и три неправильные государственные формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Наиболее правильная форма государственного правления— полития, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу, полития—это ограниченная до разумных пределов демократия. Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убеждён в том, что человек—это «существо государственное», а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства. Своеобразие средневековой политической мысли связано с исключительно сильным влиянием на неё христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточённая борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем тогдашнего знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Этот вопрос мыслителями средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Августин Аврелий (Блаженный) (354—430 гг.) основные свои политические идеи о неравенстве в обществе изложил в работе «О граде Божием. Он считал, что в мире существуют две общности: «град божий» (церковь) и «град земной» (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй—на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того, чтобы государство оправдало своё неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать её идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225—1274 гг.). его идеи относительно государства, закона, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии». Взяв из учения Аристотеля ряд идей, Аквинский пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, считает Аквинский. Он был убеждённым сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством. При всём засилии церкви в различных сферах жизни в средние века всё же появлялись учения, в которых оспаривался приоритет духовенства в регулировании земных дел людей. Это оказалось возможным в период, когда стала складываться общественная группа, которую составила по преимуществу зажиточная верхушка горожан: купцы, банкиры, предприниматели.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |