Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи эпохи Возрождения

Период Возрождения (XIV—XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, гуманитарных наук, городов, торговли, искусства. Вместо одностороннего, однозначного религиозного объяснения государства, политики, права выдвинутые в этот период концепции основывались на положении о естественном характере человека; на его земных интересах и потребностях. Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики.

Идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

На родине Возрождения, в Италии, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй.

Представитель зарождавшейся буржуазной политической науки Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) в сочинении «Государь» противопоставил религиозной концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства—защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя.

Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нём республиканский дух должно государство с сильным правлением. Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. впоследствии безнравственная политика стала называться «макиавеллизмом».

Французский идеолог Жан Боден (1530—1596 гг.) свои политические воззрения изложил в работе «Шесть книг о государстве». Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх—единственный, абсолютный источник права. Самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым Боден понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Государственная власть обладает верховенством. абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена каким-либо условиями, выступает как единое целое, неделимое. Постоянство власти означает, что она существует по собственному праву, а не установлена на какой-либо срок.

Боден классифицировал государства по типам в зависимости от климатических условий: для умеренного пояса характерно государство разума; южные народы нуждаются в религиозной власти, а народы Севера могут подчиниться лишь сильному государству.

Томас Мор —утопист (1478—1535 гг.) в своём сочинении «Утопия» осуждал частную собственность и порождённую ею эксплуатацию человека человеком. Мор строит идеальное общество, где отсутствует частная и личная собственность, где всё принадлежит всем, где нет власти денег и денег вообще. На первое место у Мора выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические идеи античности и средневековья | Политическая мысль Нового времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.