Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть




Понятие власти, ее основные определения и система.

Политическая власть и ее специфика.

Государственная власть и проблема ее эффективности.

Известно, что власть такое понятие, которое всегда играло огромную роль в жизни человека и всего общества, всегда волновало людей. Парадокс политической власти в том, что она способна оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей. Вот почему нередко говорят, что власть без идеи – это самодурство. Неслучайно, тайны власти, ее загадки пытались и пытаются разгадать как ученые, так и люди творческих профессий (писатели, поэты, художники) – Аристотель, Гете, Ницше, Кафка, Фуко. Понятие власти является центральным пунктом всей теории политики, анализом конкретных полит. процессов. Оно дает ключ к пониманию гос-ва, партий, полит. явлений. В то же время понятие власти, как и понятие политики, является одним из наиболее многозначных и неопределенных.

Науку о политике понятие власти интересует не в широком и не в метафорическом значении. Ее предмет – социальная и политическая характеристика власти. Наиболее часто в современной научной литературе встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, психологический, социологический и философский. Биологический подход исходит из того, что власть не является специфичной только для людей. Она свойственна для всех живых существ, в том числе и для животных, т.к. биологическая природа человека и животных в своей сущности одна и та же. Сторонники психологического подхода исследуют власть, главным образом, в плане субъективного восприятия ее человеком. Оно основывается либо на особых качествах носителя власти (вождя), либо вытекает из особенностей психологической природы самого человека. У одних людей она проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других наоборот – в чувстве желания власти или же в чувстве неповиновения, непокорности. Известно, что власть – это явление и психологическое, и общественное. В качестве общественного явления она определяется объективными законами, не зависимыми от человеческих представлений и стремлений. Как явление психологическое, власть существует в сфере восприятий и переживаний личности. Она зависит от сложного мира чувств, эмоций человека, личностных черт тех людей, которые являются или носителями власти, или теми, над кем она осуществляется. Социологический подход к пониманию власти трактует ее, как политическое влияние одной группы людей на другую, как воздействие носителя власти на ее объект. В рамках данного подхода выделяют следующие определения власти:

а) бихевиористская – оно определяет власть, как особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

б) телеологическое – согласно которому, власть это достижение определенных целей получения намеченных результатов.

в) инструменталистское – оно трактует власть, как использование определенных средств (насилия, убеждения и т.д.)

г) структуралистское – характеризует власть, как особого рода отношения между управляющим и управляемым.

д) функционалистское – рассматривает власть под углом зрения, осуществляемых ею функций (организационных, регулятивных, контрольных)

е) реляционистское, которое объясняет власть, как отношения между, как минимум, двумя партнерами, при котором один из партнеров оказывает волевое влияние на второго.

ж) конфликтологическое – определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Философский подход к понятию власть включает в себя самое сущностное, что есть в других подходах. С позиции этого подхода мы и даем наиболее общее, близкое к оптимальному, научное определение власти. Власть – это волевое отношение субъектов, их зависимость, установленная на общественных нормах. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру. Некоторые из структур власти считаются основными: 1. субъект власти, он является носителем власти и воплощает ее активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек (лидер, вождь, президент), социальная группа, организация людей (институт, партия, профсоюз). 2. объект власти, им является субъект социальный или политический, индивидуальный или групповой, единственный или множественный, на который направлено воздействие носителя власти. 3. воля одного по отношению к другому, над которым осуществляется власть. Власть – это всегда двухсторонние с доминированием волей властителя отношения объекта и субъекта. Сама воля есть единство желания, способности и стремления одного субъекта, над которым происходит осуществление власти. 4. зависимость между, как минимум, двумя или несколькими субъектами. Она выражается, с одной стороны, в принуждении носителем власти объекта поступать согласно его желанию, а с другой стороны, в подчинении объекта субъекту. Власть невозможна без принуждения ровно, как и без подчинения. 5. общественные нормы (традиции, обычаи, правила, законы, указы, постановления, распоряжения, государственные, партийные нормы, экономические, политические, религиозные нормы). Эти нормы в той или иной степени прямо или косвенно устанавливают легитимное право одних осуществлять власть, обязанность для других подчиняться первым. Однако во всех случаях властные отношения определяются источниками или основаниями власти:

- одним из фундаментальных источников власти одного народа над другим, государства над гражданами, начальства над подчиненными, сильными над слабыми является страх перед санкциями. Власть, основанная на страхе, может быть сильна, эффективна и прочна довольно длительное время. Однако власть имеет тенденцию к ослаблению, вследствие естественного стремления людей избавится от такой власти. В конечном счете, она становится сама по себе причиной войн, революций, переворотов, восстаний, бунтов. А это или уничтожает властное отношение, основанное на страхе, или ослабляет их силу, формы, или же заменяет властные отношения, основанными на других источниках.

- вполне естественно, людьми воспринимается власть, основанная на традиции, обычае, привычке повиноваться. Этот фундамент власти является надежным фактором ее устойчивости, стабильности, но только до тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями меняющейся реальной жизни. Если это происходит, то такая власть разрушается.

- наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению разного рода распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций.

- важный источник власти, ее силы – это убежденность людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти, ради каких либо более высоких целей, чем собственные индивидуальные интересы (гражданских, материальных, нравственных, религиозных).

- одним из фундаментальных источников власти является авторитет власти. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти в ее силе, прочности и эффективности. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, особые способности, которыми подчиненные наделяют руководителя или институты власти. При этом повиновение осуществляется без внешнего убеждения в нем, без угрозы санкции. Авторитет означает уважение к руководителю, институту, доверие к власти.

- важным основанием власти выступают ресурсы. Под ними понимаются все те средства, использование которых обеспечивает подчинение объекта власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы – это важные для объекта ценности (материальные или другие социальные блага), ресурсы – это принудительные силовые средства (административные наказания, судебные преследования, карательные действия, применение оружия). Основаниями власти могут быть информационные ресурсы, способные повлиять на внутренний мир, на мотивацию поведения человека (знания и информация, средства их получения и распространения). Власть, как общественный феномен, не проявляется сама по себе, она реализуется через социальную систему власти. Это некая целостность, совокупность всех видов власти. В общественной жизни они переплетены, но каждая из них является относительно самостоятельной системой. По форме это большие или малые, сложные или простые пирамиды, в которых как в вертикальных, так и в горизонтальных срезах устанавливается иерархия властных отношений. Классификация видов власти многообразна. Она может быть осуществлена по самым различным признакам:

- по сферам общества выделяют экономическую, социальную, духовную власть.

- по субъекту власти различают государственную власть (власть главы государства, правительственную, парламентскую), партийную, народную, классовую, клановую.

- по функциям различают законодательную, исполнительную, судебную, контрольную, военную власть.

- по количественному признаку выделяют единоличную, олигархическую, полиорхическую власть.

- по легитимному признаку выделяют монархическую, республиканскую.

- по режиму правления – тираническую, тоталитарную, авторитарную, демократическую, бюрократическую.

- по характеру – консервативную, реформистскую, либеральную, репрессивную.

- по мотивам участия во властных отношениях – подданническую, вознаграждаемую, принудительную.

- власть на мега уровне, на макро уровне, на мезо уровне.

- по социальному типу – рабовладельческую, феодальную, буржуазную.

2. Известно, что политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Эта аксиома для любой политической теории. Именно власть – это начало и сущность политики, ее цель и средства осуществления. Борьба за власть, за владение ею и за ее удержание является одним из главных аспектов политической жизни общества. Политические силы, которые приходят к власти, формируют ее конкретные структуры и осуществляют через них собственную политику. Она в этом случае становится средством власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, а власть причиной политики. Правильно поэтому будет считать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. За всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, а проблемы власти есть и проблемы политики. Все эти аспекты и аккумулируются в понятии политическая власть. К сущностным, специфическим признакам власти можно отнести: господствующую волю той или иной социальной группы; организованное принуждение, как основу и условие осуществления политической власти; наличие у субъектов политической власти центра, принимающего решения и организующего принуждения для реализации решений; политические нормы, создающие для субъекта законную возможность осуществлять принуждение. На основе этих признаков можно дать следующее определение политической власти. Политическая власть – это основанная на организованном принуждении (зависимости) и политических нормах, власть одного субъекта над другим. При анализе природы и сущности политической власти особо следует учесть, что ее ядром является власть государственная, причем власть определенным образом организованная и надлежаще закрепленная в правовых нормах.

 

3. Сопоставление понятий «власть», «политическая власть» и «гос. власть» показывает, что понятие «политическая власть» является более узким понятия «власть», а «гос. власть» уже понятия «политическая власть». Всякая государственная власть является политической властью, но не всякая политическая власть является государственной. Кроме того политическая власть осуществляется не только государством, но и другими структурами социально-политической системы (партиями, профсоюзами, другими общественными объединениями людей). Государственная власть – это основной высший вид политической власти. Коренными особенностями ее являются: 1. публичность и вместе с тем отделенность, отчужденность власти от массы народа, концентрация ее в особых институтах и органах. 2. монопольное право на издание законов и других распоряжений, обязательных для всего населения. 3. легальное использование силы в масштабах всего общества, в том числе использование специальных институтов организованного принуждения и насилия (армия, органы внутренней и внешней безопасности, тюрьмы). Таким образом, государственная власть – это власть, осуществляемая над всем населением средствами организованного и законодательно закрепленного принуждения. Государственная власть – это наиболее полное выражение политической власти. Отсюда понятно, почему ее завоевание становится главной целью социальных сил, их политических организаций. Только через овладение государственной властью, тот или иной может реализовать все и полностью свои интересы. Это позволяет изучить, что основной вопрос политики есть вопрос о гос. власти. Сильнейший отпечаток на характер и функционирование гос. власти накладывают уровень развития общества, его политическая система, политический режим. В различных типах политического режима все властные отношения, и особенно гос. власть, проявляются по-разному. Так, при тоталитаризме, регламентированность всех социальных отношений приобретает крайний вариант. Никем не контролируемое всевластие государства, создает правдоподобное впечатление силы и четкости осуществления государственной власти. Однако если государственная власть функционирует лишь через насилие, она как бы пожирает сама себя. В то же время односторонняя зависимость всего общества от власти разрушает саму основу общества, человеческий потенциал. Обесценивание человека обесценивает общество. Власть сильна и эффективна не тогда, когда она выглядит несокрушимой, когда опирается только на силу, а когда она проявляет максимальную заботу о членах общества. Эффективность власти – это ее результативность, это степень выполнения ею тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее большинство населения. Демонтаж, существовавший в нашей стране, тоталитарной общественной системы таких ее основ, как партийный монополизм, унитарное государство, идеологический монизм командно-административное управление, всеобщность государственной собственности, манипулирование людьми и т.д. высвободил такие социальные, политические и духовные силы обновления, которые буквально взорвали все общество. Как следствие, произошло размывание гос. власти, потеря ее силы и остатков эффективности. Наступил фактически паралич власти, СССР как государство перестал существовать. После распада СССР проблема сильной и эффективной государственной власти стала ключевой, самой важной проблемой и в России. Еще в августе 1991 года попытка путча привела к власти радикальных демократов. Власть упала к их ногам, а они не были готовы ее принять, не знали, что с нею делать. Но что же значит сильная эффективная власть? Прежде всего, она должна быть действенной, т.е. должна проявлять себя, действовать. Если же власть выжидает, то она рискует упасть, а если власть валяется, то ее обязательно поднимут. В понимании многих, особенно в нашей стране, сильная власть, как известно, ассоциируется с авторитаризмом, с железной рукой, а нередко и с диктатурой. Тем более, что обстановка в нашей стране, как показала история, слишком часто напоминала известные слова «земля наша богата, порядка в ней лишь нет». Проблема сильной, эффективной государственной власти не редко связывается с железной рукой, с диктатурой. Действительно, диктатура способна навести порядок на какое-то время, даже на десятилетия. Но как показала история, многовековая мировая практика, не одна из форм диктатуры не может обеспечить эффективное, устойчивое развитие общества, чем и обусловливает свой исторический конец. Сильная власть не всегда эффективна власть. Общественная жизнь знает иные проявления сильной, но в то же время эффективной власти, связанной не с диктатурой, а с демократией. Только в условиях экономической, политической, социальной демократии духовного раскрепощения общества и человека государственная власть может в действительности стать и сильной, и эффективной. Демократия, как общественный режим, как форма жизни страны, необходимое условие для установления такой власти. Современное видение критериев, которым должно соответствовать современное государство, было предложено на втором Ярославском политическом форуме в сентябре 2010 года. Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов. Предание этим ценностям практической силы закона, она направляет развитие всех общественных отношений, т.е. задает главные ориентиры общественного развития. Демократические институты – это строго установленный перечень норм и правил, и только их соблюдение делает демократию эффективной. А поэтому демократия – это не только свобода, но и самоограничение. Во-вторых, второй стандарт – это способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития, за счет чего обеспечивается достойный уровень жизни его граждан. В-третьих, третий стандарт связан со способностью государства защищать своих граждан от посягательства со стороны преступных сообществ. В-четвертых, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникаций и обмена информацией, низкий уровень культуры в обществе разрушает демократию. В-пятых, пятый стандарт относится к самим гражданам, к их убежденности в том, что они живут в демократическом государстве. Демократии нет, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость. Демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: «Я свободен». Однако демократические институты не могут улучшаться сами по себе, их улучшение зависит от самих людей. Безусловно, демократия является главным условием для эффективной государственной власти, но этого не достаточно, нужны еще и другие условия. Во-первых, способности самой власти на осознанный и правильный выбор перспективных и ближних, общих и частных целей. Во-вторых, реальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власть при сохранении единства ее системы, рациональное структурирование власти, как по вертикали, так и по горизонтали. В-третьих, власть должна опираться и на закон, и на авторитет у граждан. В-четвертых, она должна быть сильна не только в отношении управляемых, но и в отношении своего аппарата. В-пятых, аппарат государственной власти дожжен быть профессионально квалифицированным и оптимальным по численности. В-седьмых, весьма важно также наличие политической стабильности в обществе. В-восьмых, уровень жизни населения не должен унижать достоинства человека. В-девятых, мировое сообщество должно признавать государство в качестве равноправного партнера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.