Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология пр-текстов

Жанры пр-текста.

жанр - особая форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков. своего рода способ воздействия на определенную аудиторию.

жанр может быть предписанным (информация о новостном событии посредством пресс-релиза) или свободно избираемым пишущим (сопровождением пресс-релиза может быть бэкграундер, факт-лист, биография, лист вопросов-ответов).

в жанрообразовании доминантными считаются признаки: своеобразие предмета и метода отражения действительности, назначение жанра. типология пр-текстов обширна, потому сложна и жанровая парадигма.

1. делим все пр-тексты на 2 большие группы по степени подготовленности к публикации: собственно пр-тексты (первичные) и медиа-тексты (вторичные).

2. классификация первичных текстов по 3 признакам:

- СЛОЖНОСТЬ ТЕКСТА:

простые - существующий конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, имеющая скрытое авторство

пресс-релиз 1

бэкграундер 1,2

факт-лист 1,2,3

биография 1,2,3

лист вопросов-ответов 1

байлайнер 1,2,3

поздравление 3

заявление для СМИ

приглашение

имиджевая статья 3

имиджевое интервью 3

кейс-стори 3

1- составная часть пресс-кита

2- буклета или брошюры

3- ньюслеттера

 

сложные (комбинированные) – своеобразный макротекст, представляющий «набор» текстов, объединенный общей тематикой (новостным поводом), н-р, пресс-кит.

пресс-кит

проспект, брошюра, буклет

ньюслеттер

3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

внешние и внутренние:

пресс-релиз - внутр

бэкграундер

факт-лист

биография - внутр

лист вопросов-ответов

байлайнер

поздравление - внутр

заявление для СМИ

приглашение - внутр

имиджевая статья

имиджевое интервью

кейс-стори

пресс-кит

годовой отчет (брошюра) - внутр

проспект, буклет - внутр

4. СПОСОБ ДОВЕДЕНИЯ ТЕКСТА ДО ОБЩЕСТВЕННОСТИ

тексты для СМИ и директ-тексты:

пресс-релиз

бэкграундер

факт-лист

биография - директ

лист вопросов-ответов

байлайнер

поздравление - директ

заявление для СМИ

приглашение - директ

имиджевая статья

имиджевое интервью

кейс-стори

пресс-кит

годовой отчет (брошюра) - директ

проспект, буклет - директ

 

Можно выделить отдельную группу – тексты, написанные журналистами или специалистами по пр.

В целом на жанры проще подразделять тексты по структурно-семантическим признакам на основании классификации Л.Е. Кройчик (публицистические тексты):

- оперативно-новостные: пресс-релиз, приглашение

- исследовательско-новостные: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью

- фактологические жанры: факт-лист, биография

- исследовательские: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори

- образно-новостные: байлайнер, поздравление

 

начнем с фактологических жанров. в основе лежит информация, обслуживающая новостное событие, дающее дополнительную информационную поддержку. эти тексты первичные, располагающие актуальной информацией о базисном пр-субъекте.

 

ФАКТ-ЛИСТ (fact sheet) – короткий документ, отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности о фирме, организации, ее первых лицах, участниках события.

В качестве самостоятельного факт-листа может выступать и биография ответственного (первого) лица. Типичный одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных линий, имена топ-менеджеров, местоположение, текущие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании. Часто составная часть пресс-кита, брошюры и буклета. Озаглавлен обычно: справка, общая информация или конкретным заголовком на тему.

основное требование к факт-листу – возможность отбора справочной информации, признаки оперативности и фактологичности.

факт-листы представляют собой однотемную группу фактов – один лист (инфо о спонсорах, данные об учредителях, история фирмы)

 

БИОГРАФИЯ – жанр пр-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации или социально значимой персоне.

как опорный фактический материал используется при кадровых изменениях, при инициативных действиях должностного лица организации, его смерти (некролог).

в целом данные о рождении, образовании, трудовом пути, наградах, семейном положении.

биографические списки д.б. на всех руководителей и значимых лиц, спонсоров, учредителей, партнеров и пр.

часть буклета всегда!

набор биографических сведений м.б. разным: об участниках мероприятия минимум неформальной инфо, часто связано только с карьерой.

часто входит в состав пресс-кита и политического пр. сопровождается имиджевым фото.

в политической рекламе 2 вида биографии: биографию-конспект (события в хронолог. порядке, упор на факты и даты) и биографию-рассказ (данные о человеке, имеющем опред. образование, семейное положение – и отсюда возможности в карьере. описательный характер, подчеркиваются ценные качества политика).

могут быть вкрапление др. жанров – интервью.

некоторые издания («Деловой Петербург») ведут спец. рубрики, посвящ. персоналиям. см. журнал биографии. хар-ная особенность – планы на будущее.

некролог – официальное уведомление организации, группы лиц о смерти своего сотрудника, в котом сообщение служит целям поддержания паблицитного капитала базхисного субъекта пр. в основе объекта текста – смерть, о чем извещает базисный субъект – организация, с которой связан умерший. соб-но некролог и расширенный некролог с элементами биографии. традиционно присутствует кондолеанс – фраза с выражением соболезнования близким и родным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущностные признаки пр-текста | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.