Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим коммерческой тайны




Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможности реализовать эти цели, т.е. создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может создавать эти угрозы, однако существует определенная её часть, которая нуждается в защите.

ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года №98-ФЗ

Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах:

1) увеличивать доходы,

2) избегать неоправданных расходов,

3) сохранять положение на рынке товаров, работ, услуг,

4) получать иную коммерческую выгоду.

Коммерческая тайна – не разновидность информации, а её определенное состояние.

Информация, составляющая коммерческую тайну включает сведения научно-технического, технологического, производственного, финансово-экономического характера, которые:

- имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам,

- к которым нет свободно доступа на законном основании (недоступность),

- в отношении них обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Закон не устанавливает перечня сведений, которые работодатель может отнести к коммерческой тайне. Организация самостоятельно, исходя из специфики бизнеса, определяет такие сведения.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие виды информации, составляющей коммерческую тайну:

1. Деловая информация:

- сведения о контрагентах,

- о конкурентах,

- о потребителях,

- о деловых переговорах,

- о заключенных и планируемых контрактах,

- коммерческая переписка.

2. Научно-техническая информация:

- содержание и планы научно-исследовательской работы,

- «ноу-хау»,

- рационализаторские предложения,

- планы внедрения новых технологий и видов продукции.

3. Производственная информация:

- технология,

- планы выпуска продукции,

- объем незавершенного производства и запасов,

- планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация:

- сведения о структуре управления фирмой, не содержащиеся в уставе,

- оригинальные методы организации управления,

- система организации труда.

5. Макетинговая информация:

- рыночная стратегия,

- планы рекламной деятельности,

- планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм,

- методы работы на рынках,

- планы сбыта продукции,

- анализ конкурентноспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

- планирование прибыли, себестоимости,

- ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки,

- возможные источники финансирования,

- финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

- личные дела сотрудников,

- планы увеличения (сокращения) персонала,

- содержание текстов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение:

- программы,

- пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

К конфиденциальным сведениям может быть отнесена и другая информация, связанная с хозяйственной деятельностью организации, разглашение которой может причинить вред интересам организации. «Засекречивание» лишней информации будет создавать неудобства в работе и порождать лишний документооборот, связанный с получением разрешения у руководителя на использование сведений, составляющих коммерческую тайну.

Также следует помнить, что введение режима коммерческой тайны не может быть причиной отказа в предоставлении соответствующей информации по мотивированному требованию государственных (муниципальных) следственных, следственных, контрольно-надзорных, статистических и иных органов.

Не является коммерческой тайной информация, самостоятельно полученная при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности (даже если она совпадает с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо), из независимых источников, сообщаемая самим предприятием публично (например, в рекламных сообщениях).

Информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной незаконно, если при её получении использовалось умышленное преодоление принятых обладателем такой информации мер по охране конфиденциальности, а также если получающее такую информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайныне может быть установлен в отношении следующих сведений:

- записей государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

- о составе имущества государственных или муниципальных предприятий, учреждений,

- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов,

- о численности работников, системе оплаты труда, условиях труда, охране труда, показателях производственного травматизма, профессиональных заболеваниях, наличии свободных рабочих мест,

- о задолженности работодателя по выплате заработной платы,

- о нарушениях законодательства и т.д.

Режим коммерческой тайны представляет собой совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, предпринимаемых обладателем такой информации, по охране её конфиденциальности.

Меры по охране конфиденциальности должны включать:

1) определение перечня информации, составляющих коммерческую тайну,

2) ограничения доступа к такой информации путем установления порядка обращения с такой информацией и контроля за соблюдением такого порядка,

3) учет лиц, получивших допуск к информации, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана,

4) регулирования отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров,

5) нанесения на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумными и достаточными, если: исключается доступ к информации любых лиц без согласия её обладателя; обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи её контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

-1- ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем коммерческой информации;

-2- ознакомления работника под расписку с мерами ответственности за нарушение режима коммерческой тайны;

-3- создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

-1- соблюдать установленный работодателем режим коммерческой тайны,

-2- не разглашать информацию и без согласия работодателя не использовать её в личных целях,

-3- не разглашать информацию после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, или в течение 3-х лет после прекращения трудового договора (если такое соглашение не заключалось),

-4- возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации;

-5- передать работодателю имеющиеся в пользовании материальные носители информации, при прекращении или расторжении трудового договора.

Общие последствия незаконного получения и разглашения конфиденциальных сведений, составляющих коммерческую тайну, определены действующим законодательством:

1) ч. 2 ст. 139 ГК РФ: лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки;

2) подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ: работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником, в случае разглашения последним сведений, составляющих коммерческую тайну;

3) ст. 183 УК РФ:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.