Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просторечные, публицистические, разговорные, научные, деловые, нейтральные




Тема 2: Тропы и фигуры речи

(часть риторики – элокуция (орнамента), или словесное выражение и украшение)

Традиционно тропами считают обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, метонимия и т.д.)

Метафорой называется перенос наименования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения: ты просто медведь; целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец.

Метонимией называется перенос наименования одного предмета, признака, процесса на другой по их смежности (сопредельности). Метонимические переносные значения образуются по определенным регулярным типам (значения под номером 2 образованы при помощи метонимии): светлая аудитория (1) – аудитория (2) встала; серебро (1) высокой пробы – столовое серебро (2)

Сине′кдоха появляется в результате переноса названия части предмета на целое или в результате переноса названия целого предмета на его часть. Например, прямое первичное значение слова бас – "самый низкий мужской голос" (у неё сопрано, а у него бас), в результате расширения исходного значения (перенос названия части на целое - человека) появилось значение – "певец с таким голосом" (к нам приехал знаменитый бас). Подобные примеры: В семье пять ртов; Я за тем синим плащом стою (т.е. за человеком в синем плаще); Ты у нас светлая голова.

Каламбур – это троп, построенный на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо разных слов, тождественных или сходных по звучанию: Пожарный всегда работает с огоньком (прямое значение – с огнем; переносное – с азартом);

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

По своему устройству перифраза похожа либо на фрагмент кроссворда (автор романа "Война и мир"; ответ: Л.Н. Толстой), либо на загадку (лесная флейтаотгадка этой загадки: иволга).

Оксюморон – это троп, в основе которого лежит намеренное столкновение логически и семантически противоположных понятий (соединение несоединимого, противоположного): овчарок добрая свирепость (О.Мандельштам); убогая роскошь наряда (Н. Некрасов).

Сравнение - выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений, состояний, обладающих общим признаком. Виды: с союзами как, словно - Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А. Пушкин); слово в форме творительного падежа - Пусть нам звездою путеводной святая истина горит (А. Плещеев).

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, предмета, явления. Как правило, представляет собой метафору-прилагательное: Яростные птицы с огненными перьями (В. Брюсов).

Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин); Своими горькими слезами над нами плакала весна (А. Блок).

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) (гипербола часто используется при создании рекламных слоганов – Все дети любят, все мамы советуют).

Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов).

Парономазия – прием, заключающийся в намеренном сближении слов, сходных по звучанию и строению. Данным приемом пользуются, как правило, поэты, писатели, журналисты: На всякого заведующего есть свой завидующий (Э. Кроткий).

Антифразис – прием, состоящий в употреблении слова, словосочетания в смысле, обратном буквальному (служит для выражения иронии). Откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение лисы к ослу) (И. Крылов); Ну и аромат здесь! (о неприятном запахе).

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале каждой строки стихотворного текста или каждого предложения прозаического текста. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Эпифора – повтор слов или словосочетаний в конце строк стихотворного текста или предложений прозаического текста.

Все мое, сказало злато; Все куплю, сказало злато;

Все мое, сказал булат. Все возьму, сказал булат. (А. Пушкин)

Синтаксический параллелизм – повтор синтаксических конструкций (во второй конструкции члены предложения расположены так же, как и в первой).

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер. (А. Блок)

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Например: Где стол был яст в, там гроб стоит (Жуковский.). Часто антитеза строится на антонимах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедны й и в праздник горюет (посл.).

Бессоюзие – фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Например: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин).

Градация – фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого им впечатления. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменятся и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков).

Инверсия – расположение членов предложения в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. В час незабвенный, в час печальный я долго плакал пред тобой (ср. в незабвенный час).

Многосоюзие – фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. Например: То дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь).

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопросительное по форме предложение, которое имеет значение эмоционально усиленного утверждения или отрицания (вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению). Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин).

Эллипсис – фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы села – в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (В.Жуковский); Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком (А. Твардовский).

Парцелляция – расчленение предложения на несколько фраз. Листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и тёплый.

1. Определите тропы и фигуры:

а) Но тишина мне шепчет снова: не так нам встретиться порой (А. Блок) ______________

б) Видишь, падают дожди октября,

Видишь, старый дом стоит средь лесов (Ю. Визбор) ____________________________

в) Живой труп (Л. Толстой, название пьесы) ___________________________

г) Я вновь в стране восходящего солнца _________________________________

д) Вечность бросила в город оловянный закат (А. Блок) ______________________________

е) Я касаюсь до луны плечом… (Ю. Визбор) ____________________________

ж) Любовь моя, Россия,

Люблю, пока живу

Дожди твои косые,

Полян твоих траву (Ю. Визбор) _________________________

 

 

Тема 3: Деловая речь. Документы

Функции документа: общиеинформационная (сохранение информации); социальная (порождён социальной потребностью); коммуникативная (средство связи между учреждениями и т.д.); культурная (закрепляет и передаёт культурные традиции); специальные управленческая (инструмент управления); правовая (закрепление и изменение правовых норм); функция исторического источника (даёт сведения о развитии общества).

Юридическая сила документа обеспечивается реквизитами – обязательными элементами оформления документа (герб, эмблема*, код организации, автор, адресат, подпись, дата*, номер, гриф утверждения, печать, регистрационный номер и т.д.).

*Эмблему организации не размещают, если на бланке есть герб.

*Дата – число подписания. Оформление: 17.12.2012 или 01.04.2012 или 4 марта 2012

Совокупность реквизитов и схема их расположения на документе составляют формуляр документа. *В формуляр официального письма не входит реквизит – название документа (то есть в письмах не пишут: письмо-предложение; гарантийное письмо).

Принципы деловой переписки: лаконизм; достоверность информации; ясность языка сообщения.

Специфические особенности русской официальной письменной речи: телеграфный стиль (строгость, отсутствие цитат из Библии, высказываний философов, стихов, пословиц); мы-обращение в подаче информации (предлагаем, направляем); утрата местоимения Я (прошу); не всегда есть обращение в начале письма; не всегда есть заключение (С уважением…, С наилучшими пожеланиями); нет эмоционально-оценочной лексики; слабая индивидуализация стиля. Всем этим русское деловое письмо отличается от зарубежного (там приветствуются цитаты, стихи; мы-общение; стиль каждого письма индивидуален и т.д.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.