Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Государство как субъект социальной политики

Субъекты СП – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, то есть формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп.

Основным субъектом реализации СП в современном мире является государство, то есть компетентные государственные органы и учреждения, которые структурно делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Государственная социальная политика в федеративном государстве имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Это распределение закреплено в Конституции и на договорной основе.

Одним из наиболее оперативных, эффективных и перспективных субъектов осуществления СП является институт местного самоуправления (муниципальные образования). В соответствии с Конституциями Беларуси и России им обеспечивается определенная автономия и самостоятельность деятельности в социальной сфере, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Социальная природа местного самоуправления проявляется в том, что оно во многом определяет тот уровень жизнедеятельности, где реализуется естественные потребности человека: в жилище, питании, водоснабжении, благоприятной окружающей среде и т.п. Преимущества муниципального уровня при проведении социальной политики проявляются также в «прозрачности» муниципальной власти, более реальной подотчетности населению, большей гласности в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемости результатов СП. Автономия местного самоуправления не отменяет того, что формирование социальной политики и механизмов ее внедрения на муниципальном уровне предполагает прежде всего сочетание общегосударственных и местных приоритетов.

СП государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации СП государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (отдельные граждане и их объединения).

Применительно к государственной СП используется понятие «сильная СП», то есть активная, полноценная СП, при которой государство в полном объеме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере, совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты СП, организует их практическое воплощение в жизнь. Антипод сильно СП – «пассивная СП», при которой государство не справляется с выполнением своих конституционно обязательных функций. Конституционные обязанности государства (в СП) – это обязательство государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции.

II. Негосударственные субъекты СП – институты социальной политики

К ним относятся организационные структуры демократического (гражданского) или переходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальными силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей.

Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальных групп придает организационной структуре силу – делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики. В отличие от реальных субъектов СП формальные субъекты (субъекты-претенденты, декоративные, манипулируемые субъекты) не имеют реального веса и достаточно широкой социальной базы.

Гражданское общество – многообразие отношений и социальных связей, возникающих между людьми и социальными группами в процессе экономической, социальной, культурной и другой жизнедеятельности на основе признания прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность и собственность.

В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений – политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, других организаций и движений по защите социально-групповых или общественных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др.).

В гражданском обществе государственная СП осуществляется в многосубъектной среде. Ее цели и содержание формируется как результат взаимодействия государства с представителями негосударственных субъектов. В тоталитарном обществе государство фактически сосредотачивает у себя всю полноту социальной политики, является ее единственным субъектом. Все остальные структурные элементы общества оказываются объектами СП, то есть занимают в ней сугубо пассивное положение. При этом их вынужденная пассивность расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства – как неустанная забота о благе народа.

В переходный период сохраняется традиция сильной роли государства, СП приобретает вынужденно государственный характер, что создает опасность ее бюрократизации. Поэтому в обществах переходного типа, стремящихся перейти от тоталитаризма к демократии, одной из главных социальных проблем является становление и развитие полноценной системы независимых от государства общественных и общественно-политических организаций, которые адекватно по содержанию и практически весомо представляли бы все существенно важные интересы каждой из социальных групп и общностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Цели и специфика СП переходного периода в Беларуси и России | I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.