Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития

III. Взаимодействие основных институтов социальной политики

Институты социальной политики представляют собой элемент социальных институтов, обеспечивающих проведение социальной политики в государстве. Все институты СП могут быть условно разделены на профильные, для которых проведение СП является основной задачей их деятельности и непрофильные – создающие внешние условия для проведения СП.

Основными профильными институтами являются:

1. Ведомства социального блока (министерства труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.). Они располагают сетью своих подразделений в административно-территориальных единицах страны. Эти структуры являются составными частями профильных социальных учреждений в регионах и отвечают за проведение в них государственной СП.

2. Специализированные структуры в составе местных администраций. Их основные задачи заключаются в организации социальной поддержки нуждающихся и координации деятельности субъектов социальной политики на территории региона.

3. Государственные институты социального страхования

4. Негосударственные институты социального страхования (государство создает правовую основу их деятельности, но не отвечает по их обязательствам).

К непрофильным институтам СП относятся:

1. Ведомства финансового блока (Минфин, Минэкономики и т.п.), которые при разработке государственного бюджета обеспечивают финансирование СП.

2. Правовые институты – разрабатывают и принимают государственные законы в социальной сфере, а также организуют контроль за соблюдением уже действующего социального законодательства.

3. Предприятия и организации – работодатели, представляющие работникам в соответствии с действующим законодательством определенный уровень социальных гарантий.

Таблица 1.

Принципиальная схема взаимодействия основных институтов

социальной политики

 

Институты соци- альной политики Результат деятельности Основные потребители результата
Непрофильные Законодательные Органы   Ведомства финансового блока   Предприятия и организации (работодатели)     Государственное законодательство в области социальной политики     Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных фондов социального страхования (утверждаются законодательными органами в виде государственных законов)   Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями и нормами социального законодательства     Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) и непрофильные (ведомства финансового блока; предприятия и организации – работодатели) институты социальной политики   Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) институты социальной политики     Занятые
Профильные   Социальные ведомства   Государственные фонды социального страхования   Негосударственные фонды социального страхования     Социальная политика по утвержденным и финансируемым направлениям и нормативам   Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного государственного социального страхования   Страховые выплаты в системе негосударственного социального страхования     Население, профильные (учреждения социальной сферы) институты социальной сферы   Население     Население, застрахованное в негосударственных фондах, которые осуществляют социально страхование

Тема V: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития

 

Понятие «социальное государство» введено в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайном. В его определении содержался ряд принципиальный положений, ставших основой нового понимания функции государства. Он отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о «социальном государстве». Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип, его основной идеей данного периода, стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества, независимо от их социальной принадлежности.

В истории развитых стран социальное государство не оставалось неизменным. Оно эволюционировало и трансформировалось, причем не только в сторону увеличения, но и уменьшения социальных обязательств государства. Исторически первый тип социального государства был связан с индустриализацией, которая привела к росту урбанизации, разорению мелких собственников, росту массы неимущих и работающих по найму. Это вело к разрушению традиционных форм социального обеспечения через семью и общину. В целях сглаживания социальных конфликтов государство было вынуждено взять на себя функции социального обеспечения. В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, в 1910 г. – обязательное пенсионное страхование. Аналогичные по сути законы практически одновременно, в течение двух десятилетий принимают в большинстве развитых стран. Это свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизационного развития.

В 1930 г. Г. Геллер предложил понятие «социальное правовое государство» и дал его трактовку. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, придали им обязательный характер. Произошла передача основных социальных функций от общества к государству.

С 70-х гг. XIX в. до конца 40-х гг. ХХ в. государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех развитых странах Запада. У государства появляются функции социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Наличие этих специфических функций позволило С.В. Калашникову определить эту первую фазу развития социального государства как первичное социальное государство.

Следующий этап развития условно называют государством социальных услуг (40-е – 60-е гг. ХХ в.). В этот период государство становится субъектом дополнительных социальных функций: обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов. Особенностью новых функций государства социальных услуг является то, что они не просто компенсируют человеку невозможность достижения им определенных стандартов жизни, но активно формируют условия достижения этих стандартов, наделяя государство ответственностью за равные социальные возможности для всех социальных групп. По сути это этап в развитии СП знаменует переход от пассивной к активной социальной политике.

Период с начала 60-х до середины 80-х гг. можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Он характеризуется принятием государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни. Это обусловило появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, защита от нестраховых рисков, широкомасштабное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. В связи с этим с 70-х гг. расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения. Увеличение этой нагрузки на экономику стало тормозом для роста ее эффективности и потребовало снижения бремени обязательных платежей и налогов.

Период с начала 80-х до середины 90-х гг. можно обозначить как этап кризиса государства всеобщего благоденствия. В этот период подвергается сомнению эффективность сложившейся системы перераспределения благ, которая привела к снижению темпов экономического роста и следующим негативным последствиям:

1. Снижению конкурентоспособности товаров на внутренних и внешних рынках по причине высокого уровня налогообложения и заработной платы.

2. Оттоку из национальной экономики капитала.

3. Снижению уровня трудовой активности населения из-за сверхвысокой социальной защищенности.

4. Развитие иждивенчества и элементов спекуляции (благодаря облегченной процедуре получения инвалидности в Нидерландах на 6,2 млн. занятых приходится 800 тыс. «инвалидов», получающих пожизненное пособие в размере 70 % зарплаты на последнем месте работы. В Швеции, где достигнут наиболее высокий уровень стандартов здоровья населения, процент невыходов на работу по болезни - самый высокий в мире).

Эти причины привели к реформе социальной политики развитых государств, которые выразились в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

С середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время выделяют этап, названный рядом исследователей «либеральным социальным государством». Он характеризуется, с одной стороны, усилением либеральных идей, а с другой, повышением социальной роли государства и реализацией выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики. Формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречия между задачами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей чрезмерной патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий прежде всего через социально-ориентированную рыночную экономику. Ядром социальной рыночной экономики является рыночная экономика, главная цель и задача которой – рост эффективности производства и прибыли. Достигая этой цели, рыночная экономика автоматически решает и некоторые социальные вопросы - обеспечение занятости, получение зарплаты и других доходов. Однако она основана на конкуренции и ей нет дела до социальной справедливости. Поэтому главной особенностью современного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики, направленной на снятие антагонизма между социальными целями государств и требованием рынка. Экономико-политическая концепция социальной рыночной экономики направлена на синтез гарантированной правовым государством экономической свободы с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Конечная цель – достижение высоких экономических показателей за счет социальных факторов и достижение за счет эффективной экономики высокого уровня защиты от социальных рисков.

Развитые страны не отказываются от идеи социального государства, но сутью его модернизации является поддержание рыночных механизмов саморегулирования экономики и защита нерыночных социальных сфер. Государство при этом усиливается не в сфере рынка, а, как говорит английский социолог Э. Гидденс, выше и ниже рынка. Ниже рынка – это в сфере охраны природы, экология. Выше рынка – в области культуры, образования, духовной жизни. При этом возрастает значение и гражданского общества. Оно должно быть так самоорганизовано и институировано, чтобы сдерживать не только чрезмерное вмешательство государства в рыночные и социальные процессы, но и рынок, не давать всему обществу быть подверженным логике рыночной прибыли. Реформируемое социальное государство снимает традиционное представление о перераспределительной роли государства в экономике и усиливает его арбитражные и цивилизующие функции, а на гражданское общество возлагается контроль за бизнесом и государством.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Государство как субъект социальной политики | II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.