Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Социальные конфликты




1. Социальный конфликт: понятие, основные причины возникновения.

2. Конфликт как динамический процесс.

3. Разрешение конфликта. Механизм.

 

1. Термин «конфликт» от латинского «conflictus» - столкновение.

Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству (Ю. Г. Запрудский).

Причина социальных конфликтов – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели.

- разное или абсолютное разное восприятие людьми целей и идей.

- неравное положение людей (управляющие и подчиняющиеся).

Основные причины возникновения конфликтов:

· Объективные – проблемы, которые должны быть решены, или вопросы по которым следует принять решение.

· Псевдообъективные – становятся таковыми, когда отражают потребности человека. – это эмоциональные потребности, выдаваемые за объективные.

· Эмоциональные – непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение других людей.

Основные концепции социального конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козаре (1913-2003). Согласно нему обществу присуще постоянное социальное неравенство, напряженность между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (1929-2009). Постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта. Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

3. Общая теория конфликта Кеннета Боуддинга (1910-1993). Для него свойственно то, что все конфликты имеют общие образцы развитие и конфликт не отделим от общественной жизни.

Типология и функции социального конфликта.

Основные типы конфликтов:

1) Внутриличностный.

2) Межличностный.

3) Конфликт между личностью и группой.

4) Межгрупповой конфликт.

 

1) Внутриличностный. Конфликты могут принимать различные формы, например ролевой конфликт, когда к одному человеку принимаются различные требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2) Межличностный конфликт. Самый распространенный тип конфликта, например, при борьбе руководителя за должность, противостояния 2х кандидатов. Проявляется как столкновение личностей.

3) Конфликт между личностью и группой по разным причинам.

4) Общество состоит из групп как формальных так и неформальных, между которыми могут возникать конфликты.

 

1) Полный конфликт (с большим кол-вом участников).

2) Неполный (с небольшим кол-вом).

По времени:

1) Кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений).

2) Продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

Рональд Фишер (1890-1962) выделяет 3 типа конфликта:

· Экономический. Строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами.

· Конфликт ценностей.

· Силовой конфликт. Когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Функции социальных конфликтов:

1. Позитивная (сплочение окружающих, мобилизация воли, ума, улучшение психологического климата в коллективе).

2. Негативная (ухудшение отношений между сторонами конфликта, увеличение враждебности, напряженности).

 

Структура социального конфликта:

1) Участники конфликта.

2) Предмет конфликта. Им являются противоречия, в которых отражаются интересы сторон.

3) Объект конфликта. Может быть материальным и духовным, а также социальным.

4) Микро- и макросреда – условия, в которых действуют участники. Микро – окружение сторон, макро – социальные группы, представителем которых является сторона.

Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.

Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.

Формы соц конфликта:

ПРОСТЫЕ: бойкот, саботаж (сознательное действие с целью нанесения ущерба), травля, физич агрессия (нападения, драки), словесная агрессия (оскорбление, дезинформация).

СЛОЖНЫЕ: бунт (массовые стихийные выступления, агрессивное, кратковременное), общественный протест (любые обществен действия, Выражающее недовольство), социальная революция (гражд война).

Признаки напряженности:

- утрата доверия к властям, руководителям,

- пессимистические оценки будущего, неуверенность в завтрашнем дне.

2. Фазы и стадии социального конфликта:

А) Зарождение конфликта. Скрытая.

Б) Предконфликтная стация.

В) Инициирующая стадия.

Г) Пиковая стадия. Критическая точка конфликта.

Д) Угасание конфликта.

Условия, влияющие на степень остроты конфликта по Зиммелю (1858-1918).

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт, тем острее конфликт.

2. Чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее.

3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп тем острее он.

4. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.

 

Основные стратегии поведение участников конфликта:

- Принуждение.

- Уход.

- Уступка.

-Компромисс.

- Сотрудничество.

 

Ключевые элементы переговоров:

1. Переговоры должны вестись как по процедуре, так и по существу дела.

2. Необходимо добиваться согласованного понимания проблемы и лишь затем переходить к её своевременному решению.

3. Прежние проблемы следует свести к их причинам. Необходимо отличать человеческие проблемы от человеческих достоинств, а также интересы – от занятых позиций.

4. Используйте справедливый подход к обоснованию своих взглядов. Отдавайте должное чужим идеям, даже если не согласны с ними.

5. Не забывайте о том, к чему стремитесь, не давая слишком большую долю фантазии.

 

Правила переговоров:

1. Должны вестись как по процедуре так и по существу дела.

2. Необходимо добиваться понимания существа проблемы.

3. Необходимо отличать проблемы от достоинств.

4. Важно видеть людей отдельно от их проблем, стремится к убеждению.

5. Нужно использовать справедливый подход к обоснованию чужих взглядов, отдавать должное чужим идеям.

Последствия социального конфликта:

1) Дезинтегрированные.

2) Интегрированные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.