КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постреквизиты
Пререквизиты Для изучения курса социологии студент должен иметь знания по философии, истории Казахстана, культурологии.
Знания по социологии будут способствовать в изучении студентами таких учебных дисциплин как педагогика, психология, политология, курсов по менеджменту и управлению. 5. Краткое описание курса: Социология входит в цикл общеобразовательных социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых во всех вузах РК. Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии – науке о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология поможет разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности.
Задачи курса: Раскрыть теоретические проблемы социальной сферы общества; Выделить социальные аспекты развития основных подсистем общества; Рассмотреть проблемы положения и взаимоотношений различных социальных групп общества; Изучить особенности функционирования социальных институтов общества; Определить роль личности, особенности социализации и типов социального поведения; Овладеть основными навыками проведения социологических исследований.
Ожидаемые результаты: Студент должен овладеть навыками работы с учебной и научной литературой; Студент должен освоить навыки самостоятельного составления научного выступления, реферата и доклада; Студент должен уметь работать над изучением научной проблемы как самостоятельно, так и в группе; Студент должен приобрести навыки проведения социологического исследования.
6. Содержание дисциплины:
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса Социология как наука. Причины и условия возникновения социологии как гуманитарной дисциплины. Структура социологического знания. Особенности социологического мышления. Основные социологические методы. Тема 2. Основные социологические направления Классическая социология. Основные социологические парадигмы: социального факта (Э. Дюркгейм), социального поведения (М. Вебер), социального детерминизма (К. Маркс). Особенности отечественной социологии. Развитие казахской социальной мысли. Основные концепции современной социологии. Тема 3. Эмпирическая практическая социология Соотношение теоретической и эмпирической социологии. Особенности становления эмпирической социологии. Основные школы эмпирической социологии. Стратегия социологического исследования. Основные методы социологического исследования: опрос, наблюдение, эксперимент. Тема 4. Общество как система. Сущность общества и условия его стабильного развития. Теории происхождения общества. Структура общества, его подсистемы. Основные модели развития общества. Основные противоречия общества и способы их разрешения. Тема 5. Социальная стратификация общества Понятие неравенства и стратификации. Структурно-функциональная и конфликтная теория происхождения неравенства. Исторические типы стратификации. Типы стратификационных систем. Классовый тип стратификации. Классовая структура развитого и переходного обществ. Тема 6. Социальная мобильность Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности: индивидуальная, групповая, вертикальная, горизонтальная мобильность, внутрипоколенная и межпоколенная мобильность, структурная, организационная. Тенденции и каналы мобильности. Тема 7. Личность и социализация Социологический подход к изучению личности. Понятие социального статуса: прирожденный, достигнутый, личный, главный. Концепция социальной роли. Характеристики описания роли. Ролевой набор. Процесс социализации. Этапы и формы социализации. Особенности и проявления социализации. Тема 8. Социальное поведение Понятие социального поведения. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Социальный контроль и его функции. Механизмы и структура социального контроля. Типы социального поведения. Сущность девиантного поведения. Теории девиатного поведения. Делинквентное и девиантное поведение. Понятие санкций. Тема 9. Социальные конфликты Понятие социального конфликта. Основные теории конфликтов. Основные типы конфликтов. Структура социального конфликта, его причины и проявления. Стратегии разрешения социальных конфликтов. Тема 10. Экономическая социология Экономическая социология как наука. Общее и особенное в социологическом изучении общества. Социальное содержание экономической деятельности. Предмет, объект и задачи экономической социологии. Система регуляции СМЭП. Тема 11. Политическая социология Власть как социальный феномен. Гражданское общество и политический институт. Политический процесс. Политическое сознание и политическая культура социальных субъектов. Этапы и модели политической социализации Тема 12. Социология культуры Культурные универсалии. Основные элементы культуры. Формы культуры. Объект и предмет социологии культуры.
Тема 13. Социология молодежи Молодежь как социальная общность. Социальный статус молодежи. Молодежь в социальной культуре. Молодежная субкультура. Ценностные ориентации современной молодежи. Профессиональный выбор и социальное поведение молодежи. Студенчество как особая молодежная группа. Тема 14. Прикладная социология. Организация и программа прикладного социологического исследования. Программа ПСИ.Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования. Интерпретация основных понятий.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |