КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалы к лекции
Тема 2. Этапы формирования и развития теоретической социологии 1.Первые социологические теории. 2.Классические социологические парадигмы. 3.Особенности современной социологии. 1.Французский ученый О.Конт – основатель социологиикак самостоятельный и целостной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма. Позитивистская социология базируется на данных науки, а не воображении и догадках. Она использует понятия: -социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества. -социальная статика – для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов. Взгляды О.Конта развивали несколько социологических школ: органическая (Г.Спенсер), которая сравнивала общество с биологическими организмами, а социальные процессы – с функциями обмена веществ; натуралистическая (Г.Бокль, Л.Мечников), связывающая социальные изменения с географической средой; психологическая (Г.Лебон, Г.Тард), изучающая поведение индивидов, групп, межличностное взаимодействие. 2. Научная парадигма – «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т.Кун). Парадигма социального факта (Э.Дюркгейм)- научный метод, который заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни: -природу социальных явлений следует объяснить социальными фактами; -исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов; -социология – это наука о социальных фактах (идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей) -социальные факты – проявление группового или массового сознания. Их взаимодействия на людей организованно сознательно и осуществляется через социальные институты; -важнейший фактор общественной жизни – социальная дисциплина, которой придерживаются члены общества. Парадигма социального поведения (М.Вебер) – научный метод, который дает «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия (поведения), понять и объяснить: -посредством каких осмысленных действийчлены общества осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось; -какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей». Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть социальные действия, которые: -осмыслены членом общества с т.вр.целей и средств их достижений; -ориентированы на других субъектов. Парадигма социального детерминизма (К.Маркс) – научный метод, в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное на основе его объективных закономерностей, оно дает объяснение: -материальных основ жизни общества; -характера взаимодействия его основных сторон; -объективной направленности развития общества; -роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Основной принцип- «сведение индивидуального к социальному» общество рассматривается как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Общество определяет содержание и направление деятельности, его развитие через: -систему общественных отношений; -общественные институты; -условия материального производства. 3.Современная социология представляет систему идей, концепций, теорий и методов. Они подразделяются на 2 большие группы: Макросоциологические теории – рассматривают функционирование общества как единого целого. Основные макросоциологические теории - функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтная социология (К. Маркс франкфуртская школа). Функционализм предполагает системное исследование общества, делает упор на сотрудничество и стабильность; конфликтологические теории исходят из того, что общество состоит из различных групп с различными интересами, что определяет нестабильность и конфликтный потенциал общества. Микросоциологические теории – рассматривают поведение личности в обществе как социальное действие. Основные микросоциологические теории - символический интеракционализм (Д. Г. Мид), теория обмена (Дж. Хоманс), феноменология (Э. Гуссерль), этнометодология (Г. Гарфиниль). Микросоциологические теории основное внимание уделяют субъективной сущности общества. На современном этапе социология развивается в направлении интеграции. 4.Развитие отечественной социологии имеет свои особенности: -ее создавали не социологи (по базовому образованию); -ее развитие было прерывисто во времени; -в социологическом анализе преобладала философская ориентация; -в Казахстане развитие социологии происходило в общем процессе формирования социальной мысли.
Тема3. Общество как целостная система 1. Теории социальных систем. 2. Сущность и основные теории происхождения общества. 3. Основные модели развития общества.
Материалы к лекции 1.Понятие «социальная система» сложилось в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, Н.Винера, Т.Парсонса, Р.Мертона, Н.Лукман. Эта система выполняет ряд функций: § Адаптация - поддержание равновесия, приспособления к окружающей среде и контроль над нею; § Целедостижение - определение цели равновесия, мобилизация ресурсов для ее достижения; § Интеграция - координация структурных элементов поддержания внутреннего порядка; § Латентность - воспроизводство культурных образцов. Эти функции выполняются как всей системой в целом, так и соответствующими подсистемами: Интеграция - социальной системой, Адаптация – поведенческим организмом, Целедостижение – личностной системой, Латентность – культурной системой. Социальная система – система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. По отношению к социальной системе подсистемами выступают: § Подсистемы социального действия (культурная, личностная, поведенческого организма); § Функциональные подсистемы (экономическая, политическая, социальной общности, социализации). (Т.Парсонс) 2.В социологическом понимании общества выделяют 3 подхода: § Структурно- функциональный подход рассматривает общество как ассоциацию людей на основе их совместной, устойчивой деятельности (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс). Согласно этому подходу общество – структированная система, разделенная на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания их целостности; § Статусно-престижный подход, который определяет общество как систему взаимоотношений, основанных на различных и неодинаково значимых интересов, ценностей, установок, норм социальных групп (К.Маркс, Р.Дарендорф, М.Вебер). § Символический подход, который рассматривает общество как систему взаимосвязанных символов (языка, традиций, обычаев, морали, права и т.п.), определяющих передачу социальных образов (А.Шюц, А.Луман, Н.Бурдье). Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей; самодостаточная, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система. 3.Теории происхождения общества - инструментальная; сексуальная; кратическая; гендерная; семантическая. 4.Отличительные признаки общества: § Социальность, выражающая общественную сущность жизнедеятельности людей, социальную специфику их отношений и поступков; § Взаимодействие между людьми; § Наличие социального пространства и социального времени; § Самопознание, самоутверждение и саморегуляция; § Наличие социальных институтов, осуществляющих саморегуляцию общества; и др. 5. Структурными элементами общества являются: § Индивиды – члены общества; § Социальные статусы, занимаемые членами общества; § Социальные роли, выполняемые членами общества в соответствии с их статусами; § Социальная структура, включающая в себя социальные группы, территориальные, этнонациональные и др.общности; § Социальные взаимодействия членов общества; § Социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость. 6. В процессе развития общество проходит различные стадии развития, которые рассматриваются в различных социологических теориях, наиболее значимы из которых модели однолинейного развития и модели циклического, параллельного развития. Модели однолинейного развития рассматривают развитие общества как естественно – исторический процесс, подчиненный действию общеисторических законов (формационная теория К.Маркса, трехстадийная концепция Д.Белла, теория стадий экономического роста У.Ростоу и др.) Модели параллельного, циклического развития выделяет особенности различных общественных форм, акцентирует их специфичность (цивилизационная теория О.Шпенглера, теория А.Тойнби, этногенез Л.Н.Гумилева, концепции развития «Восток- Запад». 7.Развитие различных этапов и типов развития общества имеет определенные исторические тенденции и закономерности: § Закон ускорения социального развития; § Закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития; § Наличие в развитии общества социального прогресса.
Тема 5. Проблемы социальной стратификации общества 1. Сущность социального равенства и неравенства. 2. Модели стратификационных систем. 3. Классовая структура развитого и переходного обществ.
Материалы к лекции 1. Одной из центральных проблем курса социологии является проблема социального равенства и неравенства как основа взаимоотношений между членами общества. Идея социального равенства была оформлена в различных взглядах как равенство душ перед Богом, в теориях просветителей – как равенство граждан перед законом, в социалистических воззрениях – как равенство основных условий жизнедеятельности. Эти положения были оформлены в теориях: -формального равенства – равенство граждан перед законом в правовом государстве; -равенства стартовых возможностей – равенство граждан в получении базовых социальных благ (государственного бесплатного среднего образования, ряда медицинских услуг, социальных пособий и т.п.); -равенство результатов – право граждан, независимо от трудового участия, на социальную пенсию. 2. Однако в большей степени граждане и социальные группы в обществе характеризуются неравенством социальных позиций. Процесс и причины формирования неравенства являются объектом исследования в социологии. Выделяются 2 подхода к объяснению происхождения неравенства: 1. структурно – функциональное (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Н.Дэвис, У.Мур),согласно которому неравенство в различных обществах зависит от оценки обществом различных видов деятельности; общество стимулирует выполнение ответственных функций, предоставляя льготы и привилегии, высокий престиж. По их мнению, неравенство является источником социальной энергии, обуславливающей развитие, как членов общества, социальных групп, так и общества в целом. 2. конфликтологическое (К.Маркс, М.Вебер, Р.Дарендорф) основой социального неравенства считает влияние различных общественных факторов, приводящих к острому социальному конфликту как на макро -, так и на микро - уровне. Именно это направление является ведущим в современной социологии и оформлена в ряде теорий. 3.Социальное неравенство рассматривается в теории социальной стратификации, (термин «стратификация» происходит от латинских слов «stratum» - слой и «facere»- делать). Эта теория отражает имеющееся в любом обществе неравномерное распределение между его членами прав и привилегий, обязанностей и ответственности, материальных и духовных благ, власти и подчинения. Основные идеи теории социального неравенства были сформулированы русско-американским социологом П.Сорокиным. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э.Гидденс). 4. Критериями стратификации выступают: § Отношения собственности (К.Маркс); § Богатство, власть, престиж (М.Вебер); § Экономические, политические, профессиональные критерии (П.Сорокин); § Качественные характеристики (от рождения), «исполнение роли» (виды профессиональной деятельности), «обладание» (материальные и духовные ценности) (Т.Парсонс); § Престиж профессий (Д.Трейман). 5.Выделяются различные стратификационные системы в зависимости от характера социального расслоения и способа его утверждения: § физико – генетическая (естественные социально- демографические признаки); § рабовладельческая (наличие или отсутствие гражданских прав собственности); § кастовая (обособление функций каждой группы); § сословная (жесткая связь прав и обязанностей, закрепленная в законодательном порядке); § эктаратическая (положение во властно государственных иерархиях); § социально- профессиональная (содержание к условиям труда); § классовая (размер и характер собственности на средстве производстве, уровень получаемых доходов); § культурно- символическая (доступ к социально- значимой информации); § культурно- нормативная (образ жизни и нормы поведения). 6.Для современного общества характерен классовый тип стратификации. В социологии приняты различные определения этого понятия. Класс это: -«совокупность статусных групп, понимающих схожие рыночные позиции и обладающие схожими жизненными шансами» (М.Вебер) -возможности контроля и распоряжения экономическими ресурсами, размеры собственности и рыночные позиции, заключающиеся в уровне квалификации (У.Рансимен); -совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве (Н.Бурдье); -экономически детерминированные и генетически конфликтные группы (К.Маркс) и др. 7.социальная стратификация современного общества включает в себя группы и слои, различающиеся по индексу социальной позиции (доход, престиж, власть, образование).
Тема 6. Личность в системе социальных отношений 1.Основные концепции личности. 2.Процесс социализации. Социальные типы личности. 3.Социальный статус и социальная роль личности. Материалы к лекции 1.При рассмотрении личности как общесоциологической категории существует несколько социологических подходов: - ролевая концепция личности (Дж.Мид, Т.Парсонс и др.) рассматривает личность как функцию от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки), которая располагает их к определенным ролям, сами «ролевые ожидания» вытекают из требований социальной системы; - поведенческая (бихевиористская) концепция (Б.Скиннер, Дж.Хоманс) основное внимание уделяет непосредственно наблюдаемому поведению людей, рассматривает личность как систему реакции на различные стимулы; - деятельностный подход (Л.С.Виготский) рассматривает личность как деятельностное существо. Главные для индивида- это усвоение социальных, стратегически сложившихся видов и форм деятельности, что преобразуется во внутренние процессы личности. - фрейдистская концепция (З.Фрейд, Э.Фраин, К.Хорни) выделяет 3 уровня в сущности личности, создавая иерархию бессознательности, подсознательного и сознательного в ее поведении. 2.Личность выступает, с одной стороны, как конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей; с другой стороны, как совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими личностями. Личность – это член общества, выполняющий основные нормы общества. 3.Эти качества личность приобретает в процессе социализации. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются жизненный опыт, определенная система знаний, норм, ценностных ориентаций, присущих той или иной группе людей или всему обществу, к которому он принадлежит. Это процесс формирования социальных качеств человека, превращения его в личность, полноправного члена общества. 4.Основные стадии социализации: 1.дотрудовая, 2.трудовая, 3.послетрудовая. 5.В процессе социализации личность выступает не только как объект, испытывающий на себе воздействие всего механизма социализации, но и как субъект, определяющий свою социальную принадлежность и социальную роль. Это проявляется в основных сферах жизнедеятельности- самосознании, общении, деятельности. 4.Выделяются следующие социальные типы личности: -нормативная личность (идеальный тип личности данного общества); -модальная личность (отклоняющаяся от идеального типа личности); -традиционалисты (ориентированы на ценностях долга, дисциплины, законопослушания при низком уровне самостоятельности и самореализации); -идеалисты (критически относятся к традиционным нормам, высокий уровень саморазвития); -реалисты (сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга) и др. 5.Вступая во взаимодействие, личность реализует свои социальные функции, обусловленные социальным статусом. Социальный статус – совокупный показатель положения личности или социальной группы в обществе. Статус определяет содержание и характер, продолжительность и интенсивность социальных отношений, это отражается в системе статусного набора (личный статус, главный статус, социальный статус, достигаемый статус и т.п.) Социальная роль – модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет определенный социальный статус. Все социальные роли личности подразделяются на предписанные (определяемые полом, возрастом, происхождением, национальностью и т.п.) и достигаемые (связанные с условиями в процессе приобретения социальных статусов). 6. В социологии рассматриваются 3 основные типа социальных ролей: - представляемая роль – система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения; - субъективно воспринимаемая роль – субъективное представление личности о том, как он должен поступать в соответствии с социальным статусами; - играемая роль – реальное поведение данной личности. 7. Квалификация социальных ролей (Т. Парсонс) по критериям: -эмоциональность; способность получения роли; масштаб выполнения роли; формализация роли; мотивация выполнения роли.
Тема 7. Социальное поведение 1.Основные типы социального поведения. 2.Социальный контроль и его формы. 3.Девиантное поведение. Основные теории. Материалы к лекции 1. Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Социология исследует поведение в терминах деятельность, общение, вознаграждение, ценности и вознаграждение. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах (семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п.). Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупных социальных общностей (этносов, социальных институтов, государств). Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентированно на поведение других людей (М. Вебер). 2.Существует несколько теорий социального поведения: § М.Вебер выделял 4 типа социального поведения личности: 1.Целерациональное (осознаны цели действия и рациональность средств достижения поставленной цели); 2.Ценностно-рациональное (подчинено определенным ценностям, нормам); 3.Аффективное (эмоциональное); 4.Традиционное (поведенческое); § в бихевиористском подходе (Э.Торндайн, Д.Уотсон и др.) поведение базируется на 3 формах реакции на окружающую среду: 1.Эмоциональная (чувство и эмоции); 2.компетентная (знания и размышления); 3.прямое реагирование (стимул – реакция). § в теории обмена (Дж, Хоманс) социальное поведение выступает как система обмена поведенческими актами; § Ч.Кун вводит термин «зеркального я», согласно которому наше поведение зависит от отношений с другими индивидами; § Т.Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». Таким образом, поведение личности определяется под влиянием сделанного выбора в определенной проблемной ситуации. 3.Социальное поведение личности регламентируется системой социального контроля. Социальный контроль – это совокупность норм, с помощью которых общество гарантирует конформистское поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Формы социального контроля: социализация; групповое давление; принуждение. Социальное поведение упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции - реакция общества на выполнение личностью своей социальной роли и соответсвие социального статуса. Санкция подразделяется на негативные (наказания, нарицания), позитивные (поощрение), формальные (через официальные институты), неформальные (общественное мнение первичных групп). 4.Социальный контроль способствует формированию общественных типов социального поведения: -конформистский (согласованность целей и средств); -инновация (стремление к социально значимым целям при отклонении одобряемых средств их достижения); -мятеж (бунт) (отказ от целей и средств общества, замена их другими). 5.Виды поведения, которые способствуют общепринятым в обществе нормам – нормативные, виды поведения, которые отклоняются от норм - девиантные. Основные типы девиантного поведения: -деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности); -асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям); -противоправное поведение (нарушение моральных и правовых норм). Девиантное поведение выражается в трех формах - поступка, деятельности, образа жизни. 6. При объяснении причин девиантного поведения выдвигаются 5 основных теорий: § биологическое объяснение (И.Ломбразо, У.Шелдон) устанавливает связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами; § психологические объяснения (З.Фрейд) учитывает особенности характера личности, его влияние на поведение; § социологические объяснения (Э.Дюркгейм) связывают девиантное поведение с особенностями социального развития общества; § культурологические объяснения (А.Миллер, Э.Сатерленд) определяет девиацию как проявление влияния норм и ценностей субкультуры; § политологические объяснения (Г.Беккер) устанавливают взаимосвязи системы и проявление властных отношений общества с отклоняющимся поведением; 7. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение, что проявляется в различных нормах социальных движений.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |