КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание выборки респондентов
При выборки объекта мы выбрали две разные социальные группы по профессии. Между этими группами существуют разные социальные признаки. Санитары – в основном своем составе, молодые, студенты, практиканты-стажеры. Врачи более взрослые индивиды, с определенным опытом и стажем, уже имеющие высшее образование и, в некоторых случаях, не имеющие семью, а значит, более обеспеченные в материальном положении. Санитары, в основном, студенты, а, следовательно, с неустойчивым социальным статусом и менее обеспеченные в материальном положении. 11. Зависимая переменная – изучение социального неравенства в конкретной социальной среде; Независимая переменная – профессиональный статус групп. 12. Метод сбора информации – сбор первичной информации при помощи анкеты. Примерные социологические вопросы: 1. Каков ваш прожиточный минимум? 1.1.115 тыс.тг. 1.2.120 тыс.тг. 1.3.25 тыс.тг. 1.4.30 тыс тг. 1.5.35 тыс.тг. 1.6.40 тыс.тг. и более 2. Из какой семьи вы произошли? 2.1.рабочие промышленных предприятий 2.2.работники аграрного производства 2.3.государственные служащие 2.4.работники бюджетной организации 2.5.предприниматели 2.6.военные 2.7.другое (указать) 3. Материальный уровень вашей семьи вы определяете как… 3.1.очень высокий 3.2.высокий 3.3.средний 3.4.низкий 3.5.очень низкий 3.6.не могу определить 4. Каким образом вы предпочитаете проводить свободное время? 3.1.сходить в клуб, в кино и т.д. 3.2.ходить в магазин 3.3.у меня не бывает свободного времени 3.4.не могу не куда ходить, т.к. у меня не нормированный график 3.5.другое (указать) 5. Довольны ли вы своей работой? 5.1.нет, т.к. низкооплачиваемая 5.2.не очень, но нет другой 5.3.да, вполне устраивает 5.4.да, она мне очень нравится 5.5.не задумывался, мне все равно 5.6.другое (указать) 6. Где вы предпочитаете делать покупки? 6.1.на рынке 6.2.в недорогих магазинах 6.3.в супермаркетах (Алем, Рамстор и т.д.) 6.4.мне все равно, т.к. я не занимаюсь покупками 6.5.другое (указать) 7. На что расходуете свой основной доход? 7.1.на коммунальные услуги 7.2.на некоторые непродовольственные товары (недорогая одежда, обувь и т.д.) 7.3.товары длительного пользования (модная одежда, бытовая техника и т.д.) 7.4.основной набор продуктов питания 7.5.на сбережения в банке 7.6.на развлечения 7.7.другое (указать) 8. Как вы проводите отпуск? 8.1.езжу за границу 8.2.предпочитаю проводить его дома 8.3.нет возможности, средств для длительных поездок 8.4.езжу на дачу, в деревню 8.5.у меня не было отпусков, т.к. я не беру его, потому что он не оплачивается 8.6.другое (указать) 9. Как вы расходуете остатки своих доходов? 9.1.откладываю (на черный день) 9.2.откладываю на различные поездки 9.3.трачу на развлечения 9.4.покупаю газету, журналы и т.д. 9.5.у меня не бывает остатков 9.6.другое (указать) 13. Проводится опрос по каждой группе отдельно, обрабатываются полученные данные и обобщаются в таблице.
14. Дается описание полученных результатов, сравниваются позиции групп по поставленному вопросу. 15. Подводится заключение по проведенному исследованию, где сравниваются полученные данные и выдвинутая гипотеза. 16. Приводится список использованной литературы.
Задания для СРС
1. Внимательно ознакомьтесь и проанализируйте приведенные ниже определения, выявите их общие черты и особенности, выберите то из них, которое по вашему мнению, позволяет более отчетливо уяснить, что представляет собой социология и каковы ее возможности в изучении, объяснении и изменении общества.
Определение понятия «социология»
2. Дайте оценку приведенным ниже суждениям; определите, какие из них правильные, а какие неправильные.
3. В таблице, расположенной ниже, приведены названия основных функций и их содержания. Однако в некоторых строчках название и содержание функций оказались перепутанными. Вам нужно разобраться в этой путанице и установить, какому названию функции социологии соответствует ее содержание.
4. Напишите небольшое сочинение на тему «Каковы Ваши ожидания от учебного курса «Социология». В этой работе попытайтесь ответить на вопрос: как можно использовать социологические знания а) каждому гражданину, б) специалисту Вашей профессии. 5. Составьте реферат по статье П. Монсона «Лодка на аллеях парка. Введение в социологию» («Социологические исследования», 1996, №3, №5) и ответьте на вопросы: что значит: а) изучить общество; б) объяснить общество; в) понимать общество. 6. Заполните таблицу:
7. Ознакомьтесь с учебным материалом (Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология, с.16-20) и ответьте на вопросы: а) как О. Конт сформулировал закон трех фазисов умственного развития человечества? б) что означает применение «позитивного метода» к познанию общественной жизни? 8. Ознакомьтесь с учебным материалом (П. Сорокин Общедоступный учебник социологии, гл.IX в.: практикум по социологии с.156-161) и ответьте на вопросы: а) какие школы в социологии выделял П. Сорокин; б) дайте характеристику основным социологическим школам; в) какие социологические теории относятся к монистической категории; г) какие социологические теории относятся к плюралистической категории. 9. Подготовьте краткие сообщения по проблемам: а) Эволюционно- органическое направление в социологии Г. Спенсера; б) Социология «социального факта» Э. Дюркгейма; в) «Понимающая социология» М. Вебера; г) Интегральная социология П. Сорокина; д) Эволюция теоретической социологии XX века; е) Особенности российских социологических направлений (по выбору: анархизм М. Бакунина, П. Кропоткина; взгляды народников; психологическое направление; легальный марксизм; плюралистическая социология М. Ковалевского и др.) ж) Особенности казахской социальной мысли (по выбору: А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин и др.) 10. Понятийно- терминологическая игра «Основные теории развития общества» Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и понятия социологии, раскрывающие сущность общества. Задачи: 1.Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения; 2.Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп; 3.Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятий. Организация игры: 1.Студенческая группа подразделяется на дискуссионные подгруппы по 5-6 человек; 2.Каждая подгруппа представляет и отстаивает свою теорию развития общества (формационная, постиндустриальная, постэкономическая, коммуникативная, социальной системы, высокой (поздней) современности). 3.Подгруппа составляет термино – карту (6-8 ключевых понятий по теории), схему развития общества согласно представляемой теории. 4.Задача подгруппы - доказать научную обоснованность представляемой теории. 5.В ходе обсуждения происходит научная дискуссия. 6.Оценка итогов производится экспертной комиссией в составе преподавателя и по 1 участнику от каждой группы. 11. Составьте таблицу – схему «Основные теории происхождения общества»:
12. Ознакомьтесь с учебным материалом (Кравченко А.И., Социология, 2003, с.с.55-69). Выполните следующие виды работы: а) выпишите все значения понятия «общество»; б) приведите признаки общества с точки зрения Э. Шилза, Р. Марша; в) выделите подсистемы (сферы) общества; г) приведите модель общества К. Маркса. 13. Ознакомьтесь с учебником (Кравченко А.И. Социология, 2003, с.с.89-121). Выполните следующие виды работы: а) приведите критерии типологии общества; б) составьте таблицу- схему: ступени развития общества:
в) Дать характеристику теории развития общества Э. Дюркгейма.
14. Ознакомьтесь с учебным материалом (Козаринова Н.В, Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии, М., 2001, с.с.111-117). Составьте сравнительную таблицу традиционного и современного общества по 9 основным признакам (пример:)
15. Используя данные схемы, дайте характеристику стратификационных систем в нашем обществе.
16. Проанализируйте различные подходы к определению классов. Выделите сходные и различные классообразующие критерии. Какое из приведенных определений подходит для характеристики классовой структуры нашего общества. «Классы-большие группы людей, отличающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И. Ленин). «Класс- это совокупность статусных групп, занимающих сходные рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер). «Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификации), рыночные позиции (способности и квалификация)» (У. Рансимен). 17. Ознакомьтесь с данной схемой (см. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре постсоветской России //Соц Ис, 2002 №9).
Социальная структура постсоветского общества.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |