Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3 от 26.03

Государство, как социально-политический институт

1. Специфика признаки государства

2. Формы государства

3. Типы государств

Понятие государства является ключевым в данной дисциплине. В русском политическом мышлении слово государство является производным от таких слов, как государь, господин. Первое его упоминание в отечественных исторических документаx относятся к 1431 году, в котором под «государством» понималась вотчина великого князя, его ближайших наследников. Этот термин пришёл на смену названиям страна, земля.

С социально-политической точки зрения государство это единство трех элементов: населения, территории и власти. С юридической точки зрения определяющим признаком является представление о государстве, как системы законодательных, исполнительныx и судебных органов власти, т.е. его аппарата.

Рассмотрим их более детально.

Во-первых, это территориальная организация населения. Государство имеет чётко определённые внешние границы и внутреннее административно-территориальное деление.

Во-вторых, это организация, союз, целого народа. Она объединяет своей властью всеx людей, проживающих на его территории, и защищает от внешних и внутренних угроз. Связь человека с государством представлена в виде гражданства или подданства.

В-третьих, государство обладатель публичной власти, особого аппарата, выделенного из общества для издания и исполнения законов, осуществления надзора и контроля, защиты членов общества. Публичная власть располагает и принудительными учреждениями и правом их легального использования.

В-четвертых, государство суверенно, его власть независима от всякой иной власти непререкаема и самостоятельна в пределаx своей территории, а также вне её. Суверенитет означает, что на территории государства невозможно двоевластие и нет другой легитимной власти.

В-пятых, государство издаёт особые социальные нормы. Их специфика в том, что они являются общеобязательными для всех членов общества, закреплены в законаx, являются его юридическим каркасом.

В-шестых, государство взимает налоги с целью покрытия расходов государства для содержания публичной власти и оказания социальной поддержки малоимущим слоям. Дополняя принцип суверенитета, следует отметить, что наряду с понятия государственного суверенитета существует народный и национальный суверенитеты. Первый признаёт народ единственным источником государственной власти и служит исходным принципом демократии. Вторая провозглашает право нации, этноса, на политическое, экономическое самоопределение, т.е. на создание своего суверенного государства или выбора формы самоорганизации в рамках существующего государства.

На основе указанных признаков можно дать определение.

Государство – суверенная организация публичной политической власти, создаваемая и поддерживаемая гражданами для защиты их прав и свобод, управления общественными делами, обеспечения безопасности, создания благоприятных условий для жизни.

Следует отметить и о качественном отличии государства от других элементов политической системы общества.

1. Государство единственная полновластная организация для всего общества. По степени охвата, управляемого воздействия социальных субъектов, государство не имеет конкурентов. Оно интегрирует всё население в качестве своих граждан.

2. Государство имеет монополию на легитимное принуждение. Имеет свои придатки, гарантирующие их выполнение

3. Только государство имеет право издания нормативных актов: законов, указов, постановлений, обязательных для всеобщего исполнения.

Структура государства состоит из госаппарата и граждан.

Госаппарат представляет собой государственную власть в виде системы государственных органов, которая устанавливается Конституцией и законодательством. В эту систему входят представительные, исполнительно-распорядительные органы, судебные, органы и учреждения, обеспечивающие применение государственного принуждения, контрольно-надзорные органы. К госаппарату относятся и государственные служащие.

Государственные органы делятся на центральные и промежуточные органы. Кроме того в управление обществом участвуют также органы местного самоуправления.

Вторую часть составляют его граждане. Это лица, состоящие в гражданстве, имеющие особый правовой статус, обладающие всеми правами и обязанности наибольшей социальной защиты в стране, имеющие устойчивую правовую связь с государством и покровительством государства.

Основные направления деятельности, выражающие его сущности и вытекающие из его задач. Существует множество функций государств.

Основание классификации Виды функций
1. Продолжительность существования 2. Разделение властей   3. Социальная значимость     4. Сфера приложения и существования 5. Формы реализации     6. Территориальный масштаб   7. Направленность задач     Постоянные и временные   Законодательные, управленческие, судебные Выражают интересы правящих классов, концентрируют в себе интересы всего общества Политические, экономические, социальные, идеологические Правотворческий, правоприменительный, правоохранительный Функции федерации, функции субъектов Внутреннее и внешнее

 

Внутренние функции это охрана прав и свобод граждан обеспечения народовластия, финансовый контроль, правоохранительная деятельности и т.д. Число и сам статус внутренних функций могут меняться взависимости от типа и формы государства.

Внешние функции связаны с обеспечением полноправного существования государства как субъекта международных отношений. Первостепенное значение имеют:

1. Оборона государства от внешних угроз;

2. Функция поддержания мирового порядка;

3. Функция совместного разрешения с другими государствами глобальных проблем современности;

4. Функция внешнеэкономического сотрудничества, обмен ноу-хау, координация товарооборота, развитие инвестиционной политики.

5. Функция внешнеполитического сотрудничества, предупреждение и сдерживание вооруженных конфликтов, борьба с терроризмом, участие в деятельности организаций, миротворческих сил, содействие политической стабильности, поддержание мирных отношений со всеми странами.

6. Функция охраны окружающей среды от загрязнения, контроль над нераспространением оружия массового поражения, совместное мирное использование космоса, проведение разумной демографической политики.

К методам осуществления относятся:

1. Убеждение

2. Принуждение

3. Поощрение

4. Наказание

Государство имеет не только сущность, но и форму, т.е. характер и способы организации, и осуществление своей власти.

Форма государства включает три элемента – это формы госуправления, формы государственного устройства и форму государственного режима.

Форма госуправления – это система организации высших органов госвласти, порядок их образования, компетенция, взаимоотношения между собой. Суть этой системы определяется, прежде всего, взаимоотношением между главой государства, парламентом и правительством. Основными формами являются монархия и республика. Главное различие между ними в способе замещения главы государства. В монархии глава государства приобретает свои полномочия по наследству. В республике – избирается населением или парламентом на установленное законом время, и несёт персональную ответственность. Они имеют свои разновидности. Различают абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии.

Конституционный совет обладает лишь рекомендательными полномочиями, партии запрещены. В Омане султан является правителем государства, премьер-министром, министром обороны и финансов. Совет прав не имеет.

Дуалистическая переходная к парламентской. Монарх является главой исполнительной власти, фактически и юридически он независим от парламента. Парламенту предоставлены законодательные полномочия, но эффект почти незаметен. Члены его назначаются монархом, и несут ответственность лично перед ним. Но всё же, предусмотрен парламент и незначительные ограничения власти. Тем менее ни один закон не вступит в силу без согласия монарха. Примером их являются Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд, Марокко и др. Такая монархия имеет тенденцию к перерастанию в республику.

Парламентская монархия действует в демократических государстваx. Швеция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Англия, Норвегия, Дания. Монарх символ государственного единства. Его власть ограничена во всех сферах деятельности. Он обладает только теми полномочиями, которые описаны в конституции. Монарх в парламентских республиках не влияет на политическую жизнь. Британский монарх юридически является главой государства, верховным главнокомандующим. Он же глава государства в Австралии, Канаде, Новой Зеландии.

Республика, признаки:

1. Высшие органы госвласти избираются народом, или формируются органами, избранными народом;

2. Деятельность избранных органов сменяема и ограничена;

3. Действует принцип разделения властей на три ветви;

Три вида республик: парламентская, президентская, смешанная.

В первой заглавную роль играет парламент. Президент имеет скромные полномочия. Фактически руководителем является премьер министр. Правительство отвечает перед парламентом. При внесении вотума недоверия правительство подаёт в отставку, или ставит вопрос о роспуске парламента. В такой республике министры могут быть членами парламента.

Президентская республика. Ключевая фигура Президент. Он и глава государства, и глава правительство. Президент сам формирует правительство, которое подотчётно только ему и парламент не вправе выражать недоверие к правительству. Министры не могу быть членами парламента. Законодательная власть принадлежит парламенту. Классическим примером являются США. В ряде стран сформированы суперпрезидентские республики: РФ, страны Латинской Америки.

Полупрезидентская сочетает черты предыдущих двух. Президент глава государства и по представлению премьер-министра формирует правительство. Правительство отвечает и перед президентом, и перед парламентом. Оба могут вносить вотум недоверия. Правительство имеет давление на парламент, так и парламент имеет контроль над правительством. Классический пример: Франция. Исполнительная власть принадлежит президенту и правительство. Правительство ответственно перед нижней палатой, однако президент независимо от парламента может его распустить. Финляндия, Украина.

Вторым элементов является форма государственного устройства. Она определяет составные части государства. Имеются две основные формы:

1. Унитарная;

2. Федеративная.

Унитарное сравнительно небольшое государство с компактно проживающим населением: Франция, Италия, Швеция. Его территориальные части не обладают политической самостоятельностью, действует одна Конституция. Но всё же иx различают по степени централизации власти: централизованные, т.е. где полностью административные единицы управляются чиновниками из центра; децентрализованные – где местное самоуправление осуществляется выбранными органами.

Федеративная – сложная структурированная организация. При этой форме достигается децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Критерии образования субъектов:

1. Этнический;

2. Территориальный.

Признаки федерации:

1. Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в неё субъектов и в этом смысле политико-административном отношении не является единым.

2. Разграниченные предметы ведения и полномочия между федератами, региональными органами власти, в соответствии с единой Конституцией.

3. Субъект федерации обладает признаками государственности, он имеет право принимать нормативные акты, имеет высшие органы власти, издавать законы;

4. Субъекты федерации лишены права на сецессию, т.е. одностороннего выхода в целях образования другого государства.

5. Наличие двухпалатного парламента, в котором верхний представляет интересы субъектов, а нижний интересов страны.

Особенности РФ:

1. Это самая крупная на земном шаре федерация, в неё входило 89 субъектов, 21 республика, 6 краёв, 2 города федерального значения, 1 АО, 6 АЗ.

2. РФ смешенный тип федерации – это с одной стороны национально территориальная федерация, три вида образованы по национальному признаку, а с другой стороны 57 субъектов по территориальному.

3. РФ ассиметричная федерация, в ней отсутствует единый статус субъектов, и имеется 6 видов субъектов с различными статусами. И xотя по Конституции все субъекты равноправны, фактически это не так.

4. На территории РФ в 2000 году в качестве специфических единиц были образованы 7 федеральных округов, в каждом из ниx есть органы исполнительной власти.

Конфедерация – почитать самими.

Модели государств.

Каждая формация различает определённый тип производственных отношений. Истории известны рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая модели.


Тема: «Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной жизни социального государства. Правовая основа социального государства»

1. Законодательная интеграция социальных обязанностей государственной власти;

2. взаимодействие социального государства с институтами гражданского общества;

3. Признаки правового государства. Важнейшие характеристики социально правового государства.

На современном этапе российского общества, когда практически ещё идёт формирование многосубъектоного гражданского общества, историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве.

Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность идей, достаточных для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии, как наиболее подходящим формам осуществления власти «высших». Аристотель давал определение государству как самодавлеющее…

Сам термин государства применил Маккиавель, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство, как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов.

Понимание Гегелем государства, как политической общности и области реализации гражданских и политических прав, близко к понятию гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющей общественные потребности, сферой общего интереса, в отличие от гражданского общества в основе которого лежит частный интерес, а также основным органом политической власти, руководящей всеми сферами общественной жизни и использующей при этом различные средства, в том числе и принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе, оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа.

Государственность – это системное единство /целостность факторов взаимосвязи и взаимодействий/ тенденций, форм и сфер жизнедеятельности люде и их обществ. Государственность есть тип политического организованности общества, которое достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включённость человека и общества, социализированность его жизнедеятельность, куда входят трудовая, семейно-бытовая, досуговая и общественно-политическая деятельности.

Государство мощный институт власти. Адам Смит определяет функции государства следующим образом: с одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц, а с другой стороны поддерживать режим естественной свободы и охранять жизнь, свободу и собственность граждан, т.е. оборона страны, полиция и т.д.

Фундаментом общества, по мнению Смита, служит социальная справедливость. Опорой справедливости служит система положительного права. Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для исследователей, разрабатывающих проблему социального государства, концепция власти является самой главной, ибо власть присутствует во всех сфера общественной и политической жизни.

Маркс и Энгельс применяют термин власть не только для характеристики социальных отношений, но и применительно для отношений в природе. Маркс и Ленин неоднократно указывают, что понятие власти. Определение власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства. Ленин, объясняя что властью существовала раньше государства, проводил различение между государством и властью.

С точки зрения долженствования государство это гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. Одинаковые у всех людей, постоянное и неисчезающее желание улучшение условий жизни это начало, откуда вытекает как общественное, так и частное богатство. Частное оказывается достаточно могущественным, для того чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения, вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации.

Государство представляет собой устойчивый тип формы общества, обеспечивает устойчивый формы связи и отношений в различных сферах. Государство характеризуется наличием цели, конкретными функциями, обеспечивающими достижение данной цели, набором социальных статусов типичных для данного государства. Совокупная харатеристика включает: социальное назначение государства, его органзационную структуру, специфицеские возможности, права и полномочия в сравнении с другими институтами, характер отношения с обществом, классом, нацией. Государство осуществляет и внешнюю политику: деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни. Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия указывали на следующие признаки государства:

1. Право государство употребить силу;

2. Оно охарактирозовывает все сферы жизни;

3. Право обязательного привлечения к его членству всех граждан;

4. Наличие территории;

5. Независимость, суверенитет.

К сожалению, из поколение в поколение, сталкиваемся с неблагоприятными формами государства. Отсюда массовая недооценка роли, которое могло бы при определённых условия помочь…

Энгельс считал особо важным публичность власти. Современные учёные выделяют следующие признаки:

1. Наличие определённого механизма /системы организации учреждений/ реализующего функции государственной власти.

2. Закрепление определённой системы норм, санкционированных государством.

3. Распространение юрисдикции государства на определённую территорию.

Государство любой страны осуществляет совокупность функций независимо от того, каким оно является: защита строя, предотвращение массовых конфликтов, регулирование общественных отношений, осуществление общей для страны внутренней политики, как системы её конкретных проявлений.

Важнейшей является государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и всего общество. Три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты, местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной компетецией, вторгаться в которые другие уровни не в праве. Кроме того государственная власти разделяется на три ветви. Таким образом государственное устройство находит своё выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимодействия государства в целом, а также между частями государства, центральными и местными органами.

Одним из его типов является социальное государство. Можно выделить следующие признаки:

1. Наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры.

2. Наличие монополии на принудительную власть.

3. Право и возможность осуществлять внутренную и внешнюю политику от имени всего общества.

4. Суверенное право издавать законы и правила для всех.

5. Организация власти по определённому территориальному делению.

6. Монопольное право на взимание налогов на формирование общественного бюджета.

Если государства все права отправляет на создания условия для повышения благосостояния граждан, развитие потенциала общества, обеспечивает социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

Под государством обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определённой территории. Государство универсальная организация, обладающая публичной властью, специализированным органом исполнительной власти в пределах определённой территории, на которую распространяется её суверенитет.

К числу атрибутов относятся:

1. Государство является единственным предствителем всего общества.

2. Выполняет общесоциальные функции.

3. Имеет право, систему норм.

4. Обладает как правило монополией на правотворчество.

5. Находится в устойчивых правовых связях с население, проживающем на его территории.

6. Обладает суверенитетом.

7. Имеет специальный аппарат с властью управления.

8. Использует право принуждения.

9. Обладает вооружёнными и специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность.

10. Имеет систему правосудия.

11. Обладает материальными средствами для проведение государственной политики и принимает систему налогом и занятости.

12. Имеет территориальное деление.

13. Имеет свои символы и памятные даты.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. Оно декларировало общенациональные ценности и качества, и сообразно этому объявляло меры и формы реального участия граждан в политической жизни, что всегда осуществлялась под жёстким контролем госаппарата. Характерной особенностью политической социализации государства в том, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека, т.е. нормативное политическое поведение предполагало подготовку специальной структурой.

Для современной России задача для установления социального государства равносильна задаче усиление и закрепления государственности. На рубеже 20 и 21 столетий государство теряет монополию на выдвижение общенациональных интересов. Но это не повлияло на практику, которая направлена ограничение политической субъективности. И всё-таки новые ценности прорастают на российском политическом поле, развенчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезориентации.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени улучшает условия жизни граждан. В таком государстве многообразие и функций на одно из первых мест выдвигаются всеобъемлющие функции. Социально ориентированное государство гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других социальных структур. К важнейшим соц функциям относятся:

1. обеспечение целостности общества и создание условий для его безопасного развития.

2. Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Создание условий для быстрого экономического роста;

4. Обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в сообществе.

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующей не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующих различные компоненты общества.

Государство, как главный институт общества, направляет свои знания на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования и др. сфер на обеспечения материальной жизнедеятельности, развитие социальной экономики, интеграции социальных групп и коллектива. Таким образом, деятельность государства при данном рассмотрении определяется разработкой социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных обществ людей, интеграцией других институт в идеологическую структуру общества, созданием условий для жизнедеятельности всех структур общества, создание основ для осуществления устойчивых отношений в рамках социализации общества.

Поскольку наша страна провозглашена социальным государством, Россия есть демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Ст.3 подчёркивает, что носителем суверенитета и источником власти является народ.

Конституционная обязанность в реализации прав труда закреплены в ст.37. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд, в условиях отвечающим нормам безопасности, на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда. Признаётся право граждан на индивидуальные и коллективные забастовки и трудовые споры. Также закреплены права на отдых, регламентировано время работы, выходные дни, ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, детства, семьи, материнства установлены в ст.38. Гарантией социального обеспечения по возрасту в случае болезни, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст.39. Право на жилище в ст.40. Право на медпомощь ст.45. На образование ст.43, культуры – ст.44. Этими правами граждане России обладают независимо от происхождение, положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства и др. обстоятельств.

Суверенитет РФ распространяется на всю аудиторию.

Функционирование правого государства связано с утверждение обязанности и прав. Это право в участии в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т.п. В пункте 1 ст.25 говорится: «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, одежду, медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его и его семьи и право на обеспечение в случае безработности, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств существования, по независящим от него обстоятельствам.» Эти и другие документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт. Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных актов, провозглашающих и гарантирующих права личности. В социальный государствах НПА закрепляют определённые стандарты, соблюдение которых составляет обязанность государства. Наиболее полное отражение это получается в Конституции РФ, кодексах и законах, подзаконах.

Современное социальное государство является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом направлении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и международные документы. Федеральные законы принимаемые парламентом должны действовать на всей территории страны и иметь верховенство над региональными законами.

Правовые основы регулирования рыночной экономики направлены на регулирование эконом отношений:

1. Создание средств и мер, простор и поддержку для инициативной самостоятельности граждан, коммерческих, государственных и муниципальных предприятий.

2. предупредить, ограничить, устранить все препятствия прогрессу. х

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 18. Формирование мировой системы и процессы глобализации | Необходимость Социализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.