КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовые направления развития социологии управления в России
Становление и эволюция управленческой мысли в царской России. Начало развитию управленческой мысли в России было положено в XVII веке, когда зарождались теории государственного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, он считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического управления. Особую эпоху в развитии российского управления составляют реформы Петра Великого по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств; • содействие развитию сельского хозяйства; • укрепление финансовой системы; • активизация развития внешней и внутренней торговли.
Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением — регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением. Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652—1726). К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689—1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686— 1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России. Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в русле реформ Екатерины П. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской Империи». Позднее немалый вклад в развитие управленческой мысли внес М.М. Сперанский. В 1810 году, он подготовил проекты учреждений Сенатов — Правительствующего и Судебного. В этих организационных проектах устанавливались предметы ведения, т.е. компетенция названных органов, и перечень должностей, порядок вступления, производства и исполнения дел, включая состав собраний и обряды присутствия, составление и формы указов и предписаний, надзор за их исполнением. Научные парадигмы Сперанского в области организации и управления должны были служить основой для задуманных Александром I преобразований государственного управления. В 1912—1914 годах в России возрастает интерес к идеям Ф.Тэйлора. Публикации о нем появляются во многих журналах, в том числе «Русское богатство», «Современник» и др. В предреволюционные годы увидела свет работа А.А. Богданова (1873—1928) «Тектология. Всеобщая организационная наука», предвосхитившая некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. Все проявления человеческой жизни и деятельности, считал Богданов, пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь, общение, трудовая деятельность, мышление — все выстроено в определенном порядке, все организовано. Советская управленческая мысль. После окончания гражданской войны встала задача перестройки государственного аппарата на научной основе, что осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан ряд научно-исследовательских организаций, деятельность которых подчинялась созданию систематизированных концепций в области управления. В большинстве этих институтов академическое изучение сочеталось с практической работой по рационализации труда и управления. В первые годы советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев. Известный ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им была сформулирована концепция, получившая название «трудовые установки». Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории рационализации. Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева, который распространил понимание научной организации труда В 30-х годах была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Рядом авторов (Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.) предлагалось наряду с оргпроектированием и механизацией управленческого труда включить в исследование проблем управления анализ отношений в коллективе, стимулирование труда и т. п. В теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Главным научным детищем Богданова стала концепция, названная им всеобщей организационной наукой (тектологией). В своем докладе на Первой Всероссийской конференции по НОТ он обосновал идею необходимости создания такой науки, хорошо понимая, что планомерная организация хозяйства в масштабе целой страны возможна только на строго научной основе, на основе обобщенного в науку организационного опыта. Богданов ставил перед организационной наукой задачу триединой организации — вещей, людей и идей, перед которой бессильна и стихийная мудрость веков, и индивидуальные организаторские таланты. Эта наука, по его мнению, должна систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов. Ее предметом и должны стать общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и мертвой природе, в работе стихийных сил и в сознательной деятельности людей. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое оказывается больше простой суммы ее частей. А. А. Богданов считал необходимым рассмотрение всякого целого, всякой системы элементов в ее отношении к среде и каждой ее части в ее отношении к целому. В послевоенный период возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Начиная с 1957 года был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанная с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. В конце 50-х — начале 60-х годов XX века в России начинается новый «управленческий бум». Оживляются и быстро совершенствуются подходы 20-х годов — кибернетический, технический, праксеологический, функциональный. Многие из перечисленных подходов отпочковываются в самостоятельные науки. Возникают и другие новые науки, например теория организации. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории — оптимального планирования народного хозяйства. Наиболее четко тенденция оживления интереса к управленческим знаниям обозначилась через рост числа публикаций по этой теме. Первой работой, легализовавшей управление в СССР в качестве самостоятельной научной дисциплины, стала книга Д.М. Гвишиани «Социология бизнеса: критический очерк американской теории менеджмента», вышедшая в 1962 году. Работа представляла собой исследование и критическое осмысление с позиций марксистской идеологии современных течений в американской теории и практике менеджмента. Ценность этой книги заключалась в самом факте ее появления в печати, а также в том, что, помимо критики, автор раскрывал содержание теорий, методов управления, разработанных в США. В 60-е годы XX века возобновились исследования проблем управления, но уже на новой основе. Возникают организационно-кибернетические, правовые, социально-психологические и экономические трактовки управления. Можно выделить три направления, по которым развивались исследования управления: 1) общая теория социального управления; 2) государственное управление; 3) управление производством. В 1962 году при философском факультете МГУ была образована межфакультетская лаборатория по изучению проблем управления. В 1964 году лаборатория переводится на экономический факультет, где ее возглавляет Г.Х. Попов. В то время лаборатория занималась изучением и обобщением отечественного и зарубежного опыта управления для разработки теоретических вопросов этой дисциплины. Наряду с этим лаборатория участвовала в проектах по практическому управленческому консультированию для организаций и предприятий. Тогда же готовился учебный курс по управлению, который был введен в план экономического факультета. В сентябре 1971 года была создана кафедра организации и методов управления социалистическим общественным производством. Лаборатория управления стала структурным подразделением этой кафедры. В целях координации работы кафедры и лаборатории был образован Центр проблем управления, который осуществлял свою деятельность по трем направлениям: преподавание, научные исследования, консультации. В течение 60—70-х годов ситуацию в теории управления и организации, а также ряде смежных дисциплин можно охарактеризовать так: недолгий взлет в середине 60-х, когда предпринимались попытки совместить элементы западного менеджмента и советские традиции управления, сменился в начале 70-х периодом стагнации, когда продолжали выходить критические работы, посвященные западным управленческим теориям, но при этом незавершенность косыгинских реформ не позволила внедрить современные методы управления в практику. Управленческое образование вышло из состояния полного застоя, и началось движение в сторону его экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ, в то же время сильные технократические традиции не позволили легитимировать профессию менеджера как самостоятельную специальность в вузах.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |