Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые направления развития социологии управления в России




Становление и эволюция управленческой мысли в царс­кой России. Начало развитию управленческой мысли в Рос­сии было положено в XVII веке, когда зарождались теории государственного управления. В развитии этой системы важ­ную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных пригранич­ных городах России. Таким образом, он считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о разви­тии не только стратегического, но и тактического управле­ния.

Особую эпоху в развитии российского управления состав­ляют реформы Петра Великого по совершенствованию уп­равления экономикой. Круг управленческих действий Петра весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детали­зируя и конкретизируя управленческие аспекты периода прав­ления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

• развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

• содействие развитию сельского хозяйства;

• укрепление финансовой системы;

• активизация развития внешней и внутренней торговли.

 

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, ин­струкции и контроль за их исполнением — регулировали раз­личные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652—1726). К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невеществен­ное. Под первым он подразумевал богатство государства (каз­ны) и народа, под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственны­ми процессами. Он был сторонником строгой регламента­ции хозяйственной жизни.

Идеи государственного управления нашли свое отраже­ние в трудах А.П. Волынского (1689—1740). Последователь­ным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686— 1750). В области управления хозяйственными делами Рос­сии В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно ре­гулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII века управленческая мысль раз­вивалась в русле реформ Екатерины П. В целях совершен­ствования управления экономикой России по указанию Ека­терины II было издано «Учреждение для управления губер­ний Российской Империи». Позднее немалый вклад в развитие управленческой мысли внес М.М. Сперанский. В 1810 году, он подготовил проекты учреждений Сенатов — Прави­тельствующего и Судебного. В этих организационных про­ектах устанавливались предметы ведения, т.е. компетенция названных органов, и перечень должностей, порядок вступ­ления, производства и исполнения дел, включая состав со­браний и обряды присутствия, составление и формы указов и предписаний, надзор за их исполнением. Научные парадигмы Сперанского в области организации и управления дол­жны были служить основой для задуманных Александром I преобразований государственного управления.

В 1912—1914 годах в России возрастает интерес к идеям Ф.Тэйлора. Публикации о нем появляются во многих жур­налах, в том числе «Русское богатство», «Современник» и др. В предреволюционные годы увидела свет работа А.А. Богда­нова (1873—1928) «Тектология. Всеобщая организационная наука», предвосхитившая некоторые идеи кибернетики и об­щей теории систем. Все проявления человеческой жизни и деятельности, считал Богданов, пронизаны организационны­ми принципами. Повседневная жизнь, общение, трудовая деятельность, мышление — все выстроено в определенном порядке, все организовано.

Советская управленческая мысль. После окончания граж­данской войны встала задача перестройки государственного аппарата на научной основе, что осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан ряд научно-исследовательских орга­низаций, деятельность которых подчинялась созданию сис­тематизированных концепций в области управления. В боль­шинстве этих институтов академическое изучение сочеталось с практической работой по рационализации труда и управле­ния.

В первые годы советской власти получают большую из­вестность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев. Известный ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования тео­рии и практики организации труда. Им была сформулирова­на концепция, получившая название «трудовые установки».

Важная роль в развитии научной организации труда и уп­равления в СССР принадлежит экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории ра­ционализации. Проблемы научной организации труда полу­чили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева, кото­рый распространил понимание научной организации труда
на все сферы человеческой деятельности.

В 30-х годах была проделана большая научная и практи­ческая работа по созданию науки организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию систе­мы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов уп­равления. Рядом авторов (Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.) предлагалось наряду с оргпроектированием и механиза­цией управленческого труда включить в исследование про­блем управления анализ отношений в коллективе, стимули­рование труда и т. п.

В теории управления наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Главным науч­ным детищем Богданова стала концепция, названная им всеобщей организационной наукой (тектологией). В своем докладе на Первой Всероссийской конференции по НОТ он обосновал идею необходимости создания такой науки, хорошо понимая, что планомерная организация хозяйства в масштабе целой страны возможна только на строго на­учной основе, на основе обобщенного в науку организаци­онного опыта.

Богданов ставил перед организационной наукой задачу триединой организации — вещей, людей и идей, перед кото­рой бессильна и стихийная мудрость веков, и индивидуаль­ные организаторские таланты. Эта наука, по его мнению, должна систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организа­ционных законов. Ее предметом и должны стать общие орга­низационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неор­ганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и мертвой природе, в работе стихийных сил и в со­знательной деятельности людей.

Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал ха­рактеристику соотношения системы и ее элементов, пока­зав, что организационное целое оказывается больше про­стой суммы ее частей. А. А. Богданов считал необходимым рассмотрение всякого целого, всякой системы элементов в ее отношении к среде и каждой ее части в ее отношении к целому.

В послевоенный период возобновилась научная и прак­тическая работа в области организации и управления про­изводством. Начиная с 1957 года был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяй­ства (совнархозы) экономических административных райо­нов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной само­стоятельной ветви экономики, как экономическая киберне­тика, тесно связанная с использованием на практике эконо­мико-математических методов. Создание этой науки в на­шей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова.

В конце 50-х — начале 60-х годов XX века в России начинается новый «управленческий бум». Оживляются и быстро совершенствуются подходы 20-х годов — киберне­тический, технический, праксеологический, функциональ­ный. Многие из перечисленных подходов отпочковываются в самостоятельные науки. Возникают и другие новые на­уки, например теория организации. Широкое проникнове­ние в науку математических методов привело к появле­нию принципиально новой теории — оптимального планирования народного хозяйства. Наиболее четко тенденция оживления интереса к управленческим знаниям обозначи­лась через рост числа публикаций по этой теме. Первой работой, легализовавшей управление в СССР в качестве самостоятельной научной дисциплины, стала книга Д.М. Гвишиани «Социология бизнеса: критический очерк аме­риканской теории менеджмента», вышедшая в 1962 году. Работа представляла собой исследование и критическое осмысление с позиций марксистской идеологии современ­ных течений в американской теории и практике менедж­мента. Ценность этой книги заключалась в самом факте ее появления в печати, а также в том, что, помимо критики, автор раскрывал содержание теорий, методов управления, разработанных в США.

В 60-е годы XX века возобновились исследования про­блем управления, но уже на новой основе. Возникают орга­низационно-кибернетические, правовые, социально-психоло­гические и экономические трактовки управления. Можно выделить три направления, по которым развивались исследования управления: 1) общая теория социального управле­ния; 2) государственное управление; 3) управление произ­водством.

В 1962 году при философском факультете МГУ была об­разована межфакультетская лаборатория по изучению про­блем управления. В 1964 году лаборатория переводится на экономический факультет, где ее возглавляет Г.Х. Попов. В то время лаборатория занималась изучением и обобщением отечественного и зарубежного опыта управления для разработки теоретических вопросов этой дисциплины. Наряду с этим лаборатория участвовала в проектах по практическому управленческому консультированию для организаций и пред­приятий. Тогда же готовился учебный курс по управлению, который был введен в план экономического факультета. В сентябре 1971 года была создана кафедра организации и ме­тодов управления социалистическим общественным произ­водством. Лаборатория управления стала структурным под­разделением этой кафедры. В целях координации работы ка­федры и лаборатории был образован Центр проблем управ­ления, который осуществлял свою деятельность по трем направлениям: преподавание, научные исследования, консуль­тации.

В течение 60—70-х годов ситуацию в теории управле­ния и организации, а также ряде смежных дисциплин мож­но охарактеризовать так: недолгий взлет в середине 60-х, когда предпринимались попытки совместить элементы за­падного менеджмента и советские традиции управления, сменился в начале 70-х периодом стагнации, когда про­должали выходить критические работы, посвященные за­падным управленческим теориям, но при этом незавершен­ность косыгинских реформ не позволила внедрить совре­менные методы управления в практику. Управленческое образование вышло из состояния полного застоя, и нача­лось движение в сторону его экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ, в то же время силь­ные технократические традиции не позволили легитими­ровать профессию менеджера как самостоятельную специ­альность в вузах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.