Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Координация, субординация и реординация как модели управления




Читайте также:
  1. Cтратегический уровень управления
  2. I. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
  3. I. Основные модели социальной политики за рубежом
  4. I. Понятие государственного управления
  5. II Лекция
  6. III. Государственные гарантии местного самоуправления
  7. IV. Государственная поддержка местного самоуправления
  8. V Координация управления силами и средствами реагирования
  9. V Лекция
  10. V. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  11. VII. Функции управления
  12. XI Лекция

Среди множества разновидностей управления особое место по своей роли и значимости занимают координация, субординация и реорди­нация. Они имеют всеобщий характер и являются свойствами таких всеобщих носителей социальной деятельности и управления, как со­циальный род и социальный индивид, а также социальный субъект и социальный объект.

Координация, субординация и реординация выступают базовы­ми взаимообусловливающими и взаимодополняющими моделями управления. Причем, если все виды родо-индивидуального взаимо­действия регулируются принципами координационного управле­ния, то взаимодействие субъектов и объектов регулируется принци­пами как субординационного, так и координационного управления.

Координацией(лат. coordinatio — сорасположение) называется та­кая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одной и той же социаль­ной общности или взаимодействие нескольких общностей характери­зуются тождественностью.

Координация в условиях государственного управления — это система должностного взаимодействия государст­венных служащих и государственных органов по горизонтали, кото­рая регулируется определенными правовыми нормами. Так, взаимо­действие департаментов (управлений) внутри министерств или министерств между собой имеет характер координации, основные принципы которой закладываются распоряжением соответствующе­го министра или постановлением правительства. Координация вы­ражается в согласовании государственными служащими и государ­ственными органами, расположенными по горизонтали, своих действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов и решении совместных служебных задач.

Категория «индивид» (лат. individuum — неделимое; перевод греческого понятия «атом») чаще всего отождествляется с категориями «человек» или «личность» и исследуется лишь в связи с обществом.

Индивид есть целостный и особенный человек, выступающий в составе определенной общности в качестве простейшей едини­цы социальной материи.Если деятельность характеризует процесс, то индивид выступает как его носитель. Вместе с тем деятельность — это всегда есть становление индивида как такового. Индивид — это исходная клетка социальной материи.

Следовательно, всякий индивид выступает как единство многообразного, основными параметрами которого являются обособленность, целостность, относительная самостоятельность, самодостаточность, самобытность и др. Синтез этих свойств и создает то, что обычно называют индивидом или индивидуальностью.

Начиная анализ специфики деятельности «рода» (перевод грече­ского слова genos), следует сразу отметить, что по­нятие «род» определяется как совокупность сходных индивидов. Однако это лишь констатация внешней предметной стороны. С вну­тренней, существенной, стороны он отражает, прежде всего, совокуп­ность тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся между собой. Именно связи и отношения между генетически и функционально подобными индивидами образуют определяющий признак и основу того феномена, который называется родом (общ­ностью, ассоциацией). Род не может состоять из простой суммы индивидов, поскольку выступает в мире как особая качественная определенность, которая характеризует главным образом связи и отношения между индивидами, имеющими общую структуру и свойства. Следовательно, род — это устойчивая совокупность связей и отношений между генетически сходными индивидами.



Между родом и индивидом существуют координационные зависимости, которые не следует отождествлять с отношениями це­лого и части, так как каждый из них является некоторым целым и располагает самостоятельным существованием. Во взаимоотношении индивида и рода наиболее подвижной сторо­ной является индивид. Именно в индивиде появляется то новое, кото­рое затем может приобрести родовой статус. Но если меняется среда, то первыми изменяются индивиды, и только потом изменяется род. В этом смысле можно сказать, что инди­виды предшествуют тому роду, который из них образуется.

В отличие от индивида род ведет себя как более устойчивая и подчас даже консервативная сторона во взаимоотношениях с инди­видом. Будучи носителем общего, свойственного определенной группе индивидов, род всецело сосредоточивается на деятельности по удержанию этого общего. Через связи и отношения, устанавлива­ющиеся между индивидами, род постоянно и весьма последователь­но приводит всякого формирующегося индивида в соответствие с родовым содержанием. В этом смысле род порождает индивида и де­лает его подобным себе.

Кроме того, род является главным хранителем накопленной деятельности.

Индивиды и роды в реальном мирене существуют изолированно, они вступают в самые разнообразные связи и взаимодействия. В ко­нечном счете все эти взаимодействия могут быть сведены к четырем основным группам — родо-индивидуальная, родо-родовая, индивиду­ально-родовая и индивидуально-индивидуальная.

Главной и опреде­ляющей среди них является родо-индивидуальная, поскольку все остальные так или иначе развиваются на ее основе.

Родо-родовое взаимодействие возникает тогда, когда индивиды одного рода в массовом количестве начинают воздействовать на ин­дивидов другого рода.

Индивидуально-индивидуальное взаимодействие может осуществляться по двум направлениям — с индивидами своего рода и с индивидами других родов. Каждое из этих направлений имеет свои особенности. Взаимоотношения внутри рода могут быть как взаимной поддержкой, так и взаимной борьбой. Взаимоотношения с инородными индивидами связаны, как правило, с борьбой, взаимная поддержка здесь встречается редко.

Индивиду­ально-родовое взаимодействие носит инициативный, а подчас и наступательный характер индивида во взаимоотношениях с родом. Он постоянно стремится к своей крайней индивидуализации и преобразованию рода в соответствии со своими представлениями и нормами. В этом процессе некоторые исследователи выделяют оп­ределенные стадии, или фазы: первая фаза предполага­ет усвоение индивидом действующих норм и овладение соответству­ющими формами и средствами деятельности и тем самым уподобле­ние другим членам той же общности; вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью «быть та­ким, как все» и стремлением данного человека к максимальной исключительности, что характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности; третья фаза детермини­руется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностями общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют успеху совместной деятельности. В результате происходит интеграция ин­дивида и социальной общности или — в случае неустранения проти­воречий — дезинтеграция.

Всякий социальный индивид, как правило, стремит­ся к всемерному развертыванию своих особенностей и тому, чтобы именно его особенности приобрели социальный статус, стали нормами жизни определенной общности. Вполне естественно, что данные притя­зания сталкиваются с притязаниями других и это порождает различные социальные коллизии. Наиболее развернутую форму процесс социаль­ной индивидуализации приобретает в соревновании (конкуренции).

Соревнование (конкуренция), по мнению многих исследовате­лей, коренится в природе взаимодействия человека с человеком, че­ловека и общества, а потому будет существовать всегда. Но цели и формы проявления соревновательной активности по мере общественного прогресса будут все более гуманными, все более соответст­вующими общечеловеческому идеалу.

Субординацией(лат. subordinatio — соподчинение) называется другая модель социального управления, при которой осуществляется верти­кальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, опреде­ляющего начала в деятельности всех остальных.

Такой характер присущ управленческим процессам во взаимо­действии, например, государственных органов исполнительной власти, структур государственной службы и др. В государственной службе субординация — это система должностного подчинения, ос­нованная на правилах служебной дисциплины. Данные правила оп­ределяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий под­чиняется не только своему непосредственному, но и последователь­но всем вышестоящим руководителям данного ведомства.

Соотношение понятий «субординация» и «иерархия» в главном имеют синоними­ческий характер. Это латинское и греческое название вертикального соподчинения. Но, как правило, понятие «иерархия» используют тог­да, когда речь заходит о сложных формах субординации; Если в ка­кой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многосторонне и на нескольких этажах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении систем или сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемным и развитым видом управления. Она упорядочивает по линии соподчи­нения не просто целостности, а системы, в которых управление одно­го порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управление второго порядка — от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды, или высшей точки данной системы.

Важнейшими особенностями субординации как вида управления деятельностью социальных общностей являются следующие:

1) в ус­ловиях субординации одни социальные общности оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начи­нают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны;

2) значительное изменение функций зависимыми общностями спо­собно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом;

3) новые функции и новые качества социальных общностей создают предпосылки для возникновения новых субор­динационных зависимостей, отличающихся еще большей сложнос­тью.

Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторона внутренняя — содержательная (функциональная), а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный про­цесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния. Специфика социальных субордина­ций проявляется в том, что здесь в большей мере и в более разверну­том виде осуществляется взаимный контроль. Не только высшее кон­тролирует низшее, но и низшее способно контролировать высшее.

Различие между индивидом воздействующим и индивидом воспринимающим зафиксировано в кате­гориях «субъект» и «объект». Оба термина латинского происхождения: subjectus — означает «лежащий внизу», «находящийся в основе», а objectum — «противопоставляемый», «бросаемый вперед».

Субъектомназывается такой индивид, который в процессе конкретного взаимодействия выполняет функции инициа­тора, субординатора и регулятора всех изменений.Он определяет качественное своеобразие этого взаимодействия и делает его отлич­ным от всех других. При этом нужно подчеркнуть, что характер и особенности деятельности субъекта являются основой функциони­рования особой субординационной системы, обладающей относи­тельно автономным характером, т.е. своим специфическим механизмом самоуправления и самообеспечения. В зависимости от особенностей субъекта формируется и все своеобразие этой систе­мы, возникающей в процессе его деятельности (например, врачи со­здают систему здравоохранения, учителя — систему образования и т.д.). Быть субъектом — значит быть направляющей стороной субор­динационного взаимодействия, т.е. детерминировать процесс развития в таком направлении, которое обусловливается особенностями и характером данного индивида.

Таким образом, между понятиями «человек» и «субъект» нет тождества. Субъектом становится не всякий человек, а лишь тот, кто в конкретном взаимодействии выступает в качестве создателя субординационной системы и определенным образом соотносится с объектом.

Объектомназывается та­кой индивид, который в процессе субординационного взаимодействия выступает в роли воспринимающей стороны и образует особое поле системы данного взаимодействия.

В процессе субординационного взаимодействия у объекта своя специфическая функция — он выступает в качестве основы, своеоб­разного «фундамента» данной системы взаимодействия. Все измене­ния, которые претерпевает субординационная система, соответству­ющим образом запечатлеваются в структуре объекта, т.е. объект как бы предоставляет некое поле для деятельности субъекта.

Вместе с тем действие объекта оказывает значительное влияние на содержание деятельности субъекта, ибо особенности объекта соответствующим образом отражаются на субъекте и учитываются им в процессе формирования ответной реакции, которая является не чем иным, как воздействием на этот объект.

Субъект и объект являются парными, соотносительными, качественными определенностями. Они универсальны по своей значимости и распространенности. И вместе с тем всегда привязаны к конкретному взаимодействию.

Формы взаимо­действиймежду субъектами и объектамиразнообразны. В деятельностном плане их можно подразделить на четыре основные группы: субъектно-объектная, субъектно-субъектная, объектно-субъектная и объектно-объектная.Среди них субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения являются основными и определяющими в субординационной модели, тогда как субъектно-субъектные и объ­ектно-объектные отношения относятся к координационной модели.

Объектно-субъектное взаимодействие. Деятель­ность объекта во взаимодействии с субъектом может осуществлять­ся в трех основных направлениях: 1) содействовать деятельности субъекта, 2) мешать ей или 3) в одних отношениях — содействовать, а в других — мешать.

Следовательно, социальный субъект не существует без социально­го объекта. Социальная общность или отдельный человек не могут
быть субъектами сами по себе. Они приобретают свойство субъективности лишь тогда, когда вступают во взаимодействие с другими общностями или природой, которые характеризуются как объекты.

Сказанное позволяет заключить, что «субъективный фактор», «субъективные предпосылки», «субъективные условия», «субъектив­ная реальность» не являются чем-то в принципе отличным от субъек­та. В действительности это все его различные характеристики. Они не имеют самостоятельного существования, т.е. существования вне и не­зависимо от субъекта. Так, «субъективный фактор» в широком смыс­ле слова охватывает все многообразие социальных явлений, которые включаются в деятельность социального субъекта: социальную общ­ность, уровень и характер ее организации, используемые ею средства деятельности, особенности группового (классового) сознания и само­сознания, наличие или отсутствие теоретических концепций и др. Ес­ли деятельность исторического субъекта поддерживается другими классами и группами, то они со всеми своими составляющими также включаются в данный субъективный фактор.

Аналогично «объективный фактор», «объективные предпосылки», «объективные условия», «объективная реальность», «объективные за­коны» не могут рассматриваться как что-то отличное от объекта. Они также имеют смысл лишь как его разнообразные определения, кото­рые выделяют в деятельности объекта разные стороны и сферы. Эти стороны и сферы не имеют отдельного статуса, а входят в его целост­ность как составные элементы. В силу этого «объективные условия» в широком смысле включают всю совокупность социальных и природ­ных явлений, которые участвуют в деятельности социального объек­та, в том числе и его политических союзников, т.е., по сути, всю окру­жающую среду, в которой разворачивается деятельность социального субъекта.

Во всяком обществе складывается своя иерархия субъектно-объектных взаимодействий и, соответственно, своя система субъектно-объектного социального управления. При этом определенная субор­динация имеет место как среди субъектов, так и среди объектов.

Реординацией(лат. reordination — переподчинение) обычно называют третью модель социального управления, при кото­рой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

Аспекты реординации пока что мало изучены. Вместе с тем реординация является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчине­ны президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда фе­деральных министерств и ведомств в субъектах Федерации перепод­чинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственно­го управления, но и для других видов социального управления.

Координация, субординация и реординация — широко распространенные явления в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависи­мостей в процессе общественной деятельности не выглядят убеди­тельными. Координационные и реординационные системы также от­личаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.

 





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6997; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.