Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В процессе осуществления технологий может меняться объект воздействия – идет постоянный поиск новых технологий




Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технология социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Технология (гр.techne мастерство + logos учение) – совокупность знаний о способах и средствах производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы

Лекция 27. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом

Лекция 26. Проблемы новаторства и научной организации в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы

 


 

Тема 1

(Лекции - 4 часа, практические занятия – 4 часа)

  1. Технологии социальной работы: определение, сущность, виды.
  2. Условия технологизации социальной работы.

Литература:

Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях. / Под ред. Холостовой Е.И. Часть 1. Соц.-технолог.ин-т, 1998. С.5-41.

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. – С. 223.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 85 – 100.

Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 5 – 14, 24 –29.

1 вопрос

Технология – 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабрикаты в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы соответствующими орудиями производства.

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных процессов.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах:

1. в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход характерен для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

2. совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом с.р. Этот подход присущ непосредственным организаторам с.р. с клиентами соц. учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Технология социальной работы направлена на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации, что связано с конкретными условиями реализации (материальные, политические, финансовые, кадровые ресурсы, исторические условия, традиции). Технология социальной работы, как правило, - ответ на некую назревшую соц. потребность, поэтому создание новых технологий – объективный и закономерный процесс.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

  • Обширностью соц. отношений и видов социального действия;
  • Системным, сложным характером объектов социальных технологий;
  • Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;
  • Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий

Классификация социальных технологий может быть дана по следующим признакам:

- степеньассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

- масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

- сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

- степень зрелости социальных объектов;

- инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

- область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

- уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

- цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Классификация В.В. Богдана и В.Н. Иванова:

- технологии поиска стратегии управления;

- технологии соц. моделирования и прогнозирования;

- информационные технологии;

- внедренческие;

- обучающие инновационные;

- технологии прошлого опыта.

Классификация академика МАИ В.И. Банерушева (в основе уровень социального пространства):

- глобальные;

- демографические;

- экономические;

- военные;

- технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования:

- соц.-экономические;

- соц.-политические;

- социальные;

- духовные.

Классификация технологий социальной работы:

  1. в зависимости от понимания социальной работы как науки, учебной дисциплины и вида деятельности

как наука – соц. технологии выступают как способы применения теоретических.выводов в решении практических задач социальной работы.

как учебная дисциплина – сущностью соц. технологий выступает целостное представление о содержании с.р., ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации.

как особый вид деятельности – совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных. организаций, специалистов и волонтеров, направленных на оказание помощи. это обобщение накопленных и систематизированных знаний, опыта, умений и практики работы субъектов соц. деятельности.

Т.о. технологии могут выступать в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), опыта – практики (деятельность).

  1. можно дифференцировать в зависимости от содержания и направления соц. деятельности: пожилые, инвалиды, подростки девиантного поведения, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи.

Основные технологии с.р.: соц.диагностика, соц.профилактика, соц.надзор, соц.коррекция, соц.терапия, соц.адаптация, соц.реабилитация, соц.обеспечение, соц.страхование, соц.обслуживание, соц.опека, соц.помощь, соц.консультрование, соц.экспериза, соц.нововедение.

Особенность этого вида технологий: определенная содержательная общность их, но и различие в зависимости от специфики объекта социальной работы. Соц. надзор над детьми с девиантным поведением и неоднократно осужденными преступниками; попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками.

Социальная работа понимается в широком и узком смысле слова, отсюда в узком – технологии работы со «слабыми» слоями населения. В широком – технологии соц.защиты всех слоев населения, создание таких условий (это связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые помогали бы населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабозащищенных слоев. Т.е. они должны носить опережающий, упреждающий характер. Не только лечить соц.болезни, но и способствовать их предотвращению (предотвращение безработицы).

Технология социальной работы не существует где-то вообще, она четко связана с конкретной ситуацией (местом и временем) и конкретным субъектом. Это закономерно, т.к. имеем дело:

a. с индивидуумом, обладающим уникальными личностными особенностями;

b. конкретной ситуацией (проблемой), имеющей как объективные, так и субъективные предпосылки;

c. с конкретным обществом в конкретное время, где имеются определенные нормы и ценности, которые даже на протяжении небольшого этапа исторического развития способны трансформироваться.

Частные технологии – это инструментарий профессии. Они представляют собой систему выстроенных в определенном алгоритме методов социальной работы в конкретной ситуации с конкретными категориями граждан. Развиваются в контексте изменяющихся запросов общества, основываясь на историческом опыте, анализе современной ситуации и прогнозах развития социума. Зависят от специфики объекта и субъекта, существующих в конкретном времени и конкретном месте.

Территориальные и временные отличия.

Отсюда необходимость:

  1. частой коррекции в соответствии с трансформированием соц.условий
  2. изменений и дополнений применительно к условиям конкретного региона.

В ходе истории возможно формирование новых социально незащищенных групп населения. Напр., военно-политические интересы СССР и США в период холодной войны стали причиной появления вьетнамского и афганского синдромов у военнослужащих. Т.о. выделяются принципиально новые категории населения, остро нуждающиеся в специальной социальной и соц.-психологической поддержке и реабилитации.

Политические изменения в России в начале 90-х гг. привели к целому ряду новых проблем: беженцы, бездомные, безработные, маргиналы.

Международный опыт не может быть в полной мере перенесен в нашу страны в силу ряда исторических, экономических и социокультурных причин.

Специалисту социальной работы необходимы глубокие знания как по общим дисциплинам (политика, право, экономика, психология, педагогика, медицина, социология, статистика, демография), так и по дисциплинам соц.характера (семейное, трудовое законодательство, социальная, возрастная психология, социальная и коррекционная педагогика и т.д.).

 

2 вопрос

Необходимые условия технологизации практической деятельности в соц.сфере:

- объект воздействия должен обладать определенной системой сложности, т.е. иметь признаки соц.системы;

- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения, структура и функционирования;

- должна иметься возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

- должна иметься возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.