КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип экономической эффективности
В) Социальная работа в микро социальной среде. Б) Социальная работа с группой. А) Индивидуальной социальной работы. Вопросы для проверки знаний Этапы разработки технология социальной работы 1. теоретический – формулирование целевой установки (цели технологического воздействия), определение предмета технологизации, выделение структурных элементов (разделение на составляющие элементы) и выявление причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект соц.политики или клиент соц.службы. 2. методический – выбор источников, путей и способов получения информации, ее анализ, формулировка конкретных выводов и рекомендаций. 3. процедурный этап – организация практической деятельности. Основные составляющие: Первоначальное, общее целеполагание Поиск новых источников информации, ее сбор, анализ и обработка Выбор возможных вариантов действий Уточнение цели и выбора возможных вариантов действий и инструментария Принятие решения Организационно-процедурная работа по его реализации Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют - динамичность (гибкость, изменчивость) – постоянная смена содержания и форм работы спец-та с клиентом, эвристический характер деятельности. - непрерывность – необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на него влияние. - цикличность – стереотипное, устойчивое повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом. - дискретность (прерывистость) – неравномерность воздействия на клиентов.
8. Перечислите этапы разработки технологии социальной работы?
Тема 2 Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей (Лекции - 4 часа, практические занятия – 4 часа) 1. Методы и навыки в социальной работе: определение, сущность. 2. Методы: а) индивидуальной социальной работы; б) социальной работы с группой; в) социальная работа в микросоциуме. 3. Социально-педагогические методы в социальной работе. 4. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы. 5. Специфика социальной работы с различными группами населения. Литература: 1. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.: Юрист, 1997.- С.172-173. 2. Теория социальной работы: Учебник / Под ред.проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – С.237-246. 3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – С.85-97. 4. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001.- С.112-123, 160-170, 197-203. 5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.- С.72-135. 6. Фирсов М.В, Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – С.402-426.
1 вопрос Методы и навыки в социальной работе: определение, сущность. Методы социальной работы – это совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых осуществляется социальная работа.? Метод (гр. methodos) – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий. Метод – путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Пути, способы познания и преобразования объективной реальности принято называть методами. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Полученные достоверные знания используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний (в нашем случае – социальная работа) способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах смежных социальных наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании и преобразовании мира. В познании социальных процессов, различных аспектов функционирования и развития методу отводится центральная роль. Владея различными методами, человек приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения, ценности общества. Ведь процессы социального развития реализуются на основе особых принципов и при помощи специфических методов. Цель способ познания, исследования общественной жизни прием, способ и образ действий. Из определения метода – две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы). 2) Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия. Совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения. Метод
способ познания, исследования общественной жизни прием, способ и образ действий
Организа Соц.-эконо Педаго Психоло ционно- мические гические гические распоряди тельные
2 вопрос МЕТОДЫ: Метод индивидуальной социальной работы или социальной работы с индивидуальными случаями, осуществляется в ситуации "один на один", когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п. Взаимодействие в индивидуальной работе происходит через систему последовательных действий. Прежде всего, между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт. Социальная групповая работа – направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Социальная работа с группой – метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контакт для достижения индивидуальных и групповых целей. Представляет собой профилактическую помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы.
3 вопрос Социально-педагогические методы в социальной работе. Социальная педагогика – особый раздел педагогических знаний, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания не исчерпывается только детским возрастом, он происходит, с соответственными изменениями, на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами – как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т.д.). Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы. Все социально-педагогические методы можно сгруппировать, исходя из разных принципов. Классифицируя эти методы, используемые в социальной работе, мы исходили из следующих принципов: § принцип конкретно-исторического подхода, т.е. выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей; § принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов; § принцип коллективного творчества, т.е. заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы; § принцип преемственности, т.е. координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил; § принцип комплексности, т.е. обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы. Беседа: Она имеет как индивидуальный, так и групповую формы. Основное назначение бесед – расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий событий, поступков людей, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, к своим обязанностям. В перестроечные годы, хорошо зарекомендовал себя митинг, который позволяет быстро реагировать на события, создавать у участников психологическую обстановку на их восприятие и мотивацию к деятельности. Если митинг несет в себе определенный момент стихийности, то собрание индивидов, в то же время отличается подготовленностью, организованностью. Современные социальные работники используют как традиционные, так и новые методы работы; последние, как правило,обусловлены изменившимися реалиями жизни. В настоящее время они отражают, во-первых, установившиеся гражданско-правовые отношения между учреждениями социального обслуживания, социальным работником и клиентом; во-вторых, демократическую сущность социальной работы, которая основана на партнерстве, сотрудничестве; в-третьих, потребность в нетрадиционных формах организации деятельности (учреждениях ночного пребывания, благотворительных аукционах и др.) Приоритет имеют самопомощь, самовоспитание, помогающие клиенту стать хозяином собственной судьбы, стимулирующие процессы саморегулирования.
4 вопрос Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы Статья 7 Конституции РФ определила, что Российская Федерация есть "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие человека" т.е. в Российском государстве как в любом цивилизованном социалистическом государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека. Основным критерием социальной ориентированной экономике должны стать стабильность экономического роста государства, развитие в направлении повышения жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг. Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономического общества, создаются реальные экономические гарантии для нормальной жизнедеятельности граждан. Уровень развитости социальной сферы, в свою очередь многосторонне влияет на возможности функционирования экономики. По этой причине социальная защита населения должна строится на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества, коллектива и отдельной личности. Она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферы и повышения результативности ее деятельности. В процессе разработки и использования социальной техники особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения, а также возможностям государства в экономической защите населения от негативных последствий рыночных отношений: расслоения общества, безработицы, инфляции. При макроэкономическом подходе в качестве субъекта воздействия выступает государство и общество в целом, а содержанием их деятельности применительно к нашему предмету выступают процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи. К основным относятся принципы: Общественной целесообразности, экономической эффективности, экономической справедливости, приоритета государственных начал, экономической самостоятельности местных органов разграничения полномочий субъектов управления. Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и само обеспечению. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотносится со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктам, фондам оплаты труда, доходами населения. Принцип экономической справедливости выражается в экономической защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Социальная справедливость предлагает активное участие всех людей в экономической жизни общества, а также адекватную социально-экономическую поддержку тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки); кто не может участвовать в производственном процессе по объективным причинам. Принцип приоритета является результатом специфических российских социально-экономических условий и российского менталитета, воспитанного в итоге явления этих условий во многих развитых социальных системах. Существует совсем другое соотношение между государственными и общественными приоритетами.
1. Специфика социальной работы с различными группами населения. Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные, которых используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности. Обеспеченным, трудоспособным и здоровым гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, само занятости, само обеспечения социально уязвимым слоям и группам населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка эффективным видам такой деятельности являются отраслевые и региональные программы защиты населения. Важнейшие элементы этих программ: - всесторонний анализ социальной защищенности основных категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной защиты в отрасли или регионе; - анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых отношений; - состояние и перспективы развития социально – защитной инфраструктуры в регионе; - состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения. Одним из условий обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей. К важнейшим видам технологии социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная корректировка, социальная терапия. Трудно переоценить значение технологии социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Не менее значимы и частные технологии научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами – инвалидами, беженцами, пенсионерами, одинокими и другими категориями составляющих. Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых технологических механизмов, систем, процедур.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |