КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-коррекционная работа
Вопросы для проверки знаний Общая схема процесса исследования или социального диагностики
1. предварительное ознакомление с объектом
2. проведение общей диагностики
3.основные проблемы сферы
(формулировка соц.диагноза)
1. Предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность или дающих возможность хотя бы в первом приближении иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения. Например, при выработке соц.политики или конкретных социальных мероприятий необходимо иметь научный диагноз развития демографической ситуации в об-ве или в регионе, для этого надо: а) составить общее представление о демографии как о соц.явлении, о его основных показателях и критериях; б) об имевших место в предшествующие периоды общих и частных тенденциях. Источники: теоретические работы и специальные исследования, справочные материалы и документы. 2. общая диагностика, выявление актуальных проблем. 3. их много, каждая требует рассмотрения, анализа. Динамика соотношений естественных прироста и убыли населения, числа браков и разводов, родившихся и умерших младенцев. Определив наиболее существенные из них (исходя из поставленных целей и задач), можно перейти к следующему этапу. 4. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем. 5. при этом выявляются и исследуются уже более частные причины, приведшие к возникновению той или иной конкретной проблемы в исследуемой социальной сфере, обусловленные ими особенности и характерные черты исследуемого явления. Так, соотношение браков и разводов – социально-экономические причины, морально-нравственное состояние молодежи и т.д. выявление и изучение каждой из них – более полная картина. Итак, задача общей диагностики – определение самых важных проблем исследуемого соц. явления, специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее отразить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Полученные результаты нуждаются в определенной корректировке и уточнении. Разработка конкретной программы. Контроль выполнения. Повторная диагностика.
3 вопрос Технология социальной диагностики. Если содержание деятельности специалиста социальной работы имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии результатов, можно говорить о технологичности его работы. Диагностика предполагает:
В технологии социальной диагностики выделяется ряд процедурных этапов: - ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуаций, выбор основных показателей или критериев; - измерение и анализ показателей; - формулирование и оформление выводов, заключений по анализу. Общие требования к методам с.д.: валидность, надежность, однозначность и точность. Дополнительные требования:
Вопрос, мало разработанный как в теории, так и на практике. Методы, используемые в социальной диагностике (метод – 1.способ познания, исследования явлений природы и общества; 2. прием, способ или образ действия): наблюдение, беседа, анкетирование, вопросник (опросник-личностный), метод экспертной оценки, социометрия, мониторинг, методы тестирования, биографический метод и др. В последнее время добавляются (по И.Г.Зайнышеву): · зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе, динамике населения; · социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций; · иформационно-целевой анализ различных документов, статей из прессы, материалов СМИ, писем и жалоб граждан; · социальное картографирование: анализ соц.-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов. Т.о. – это методы социологического исследования, психодиагностика, обработка статистических материалов. Образец программы деятельности специалиста по социальной работе.
Начинать с диагностики. 2 этапа (возможно больше). I. Личностная диагностика 1. выявление наличия либо отсутствия психо-биологических предпосылок отклоняющегося поведения (особенно для детей): отставания или задержки в умственном развитии; наличие или отсутствие нервнопсихических заболеваний и патологий (неврозы, психопатии, различные пограничные состояния, эпилепсия и т.д.) психолог + врачи, дефектологи, патопсихологи специальные.лечебно-воспитательные программы 2. выявление дефектов индивидуально-психологического характера: нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка) психолог + педагог индивидуальный педагогический подход + психокоррекционные программы 3. выявление социально-психологических особенностей личности: - уровень социального развития (сфера труда, общения познания, самоопределения, самопознания) - социально-психологическая направленность (ценностные ориентации и соц.установки, ценностно-нормативные представления) - референтные ориентации - система самооценок и ожидаемых оценок II. Исследование соц. ситуации Социальная диагностика по следующим направлениям: 1. детско-родительские отношения 2. атмосфера семьи 3. характер межличностных отношений 4. социометрический статус в среде 5. социально-психологический климат в коллективе. Батарея методов: наблюдение, беседа и т.д. Результат – социальный диагноз. Его данные могут быть представлены по следующей схеме: - психологические и возрастные особенности - состояние здоровья - особенности и влияние микросоциума - мир интересов - круг общения - условия жизни - моральную атмосферу (в семье, школе, в трудовом коллективе и т.д.) - позитивные и негативные влияния - проблемы (психологические, медицинские, экономические, правовые, экологические и др.) - каких специалистов надо привлечь для решения этих проблем На основании социального диагноза строится коррекционно-реабилитационная программа по следующим направлениям: - труд - семья - учеба - досуг (спорт, клубная деятельность) - административный надзор - меры педагогического воздействия - разъяснительная работа (ознакомление с возможными последствиями) (Беличева с.115-116) 1. Назовите причины важности социальной диагностики.
Тема 4 (Лекции - 2 часа, практические занятия – 2 часа) (2 часа)
1 вопрос Определение социальной коррекции, её функции.
Коррекция (лат.) – исправление. Социальная коррекция – деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Кто нуждается в коррекции? Разработана относительно коррекция поведения детей с отклонениями в развитии и отклоняющимся поведением (в основном подростков). С. А. Беличева: коррекция отклоняющегося поведения предполагает
то есть 1. Социальный диагноз; 2. Лечение социальной ситуации; § Коррекция поведения самого подростка; § Его окружения – социума. 3. Разрешение конфликтов. Коррекционно-педагогическое воздействие включает решение следующих задач: 1. Восстановительная. Предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах. 2. Компенсирующая. Заключается в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов (плохо учится – преуспевает в спорте, труде). 3. Стимулирующая. Направлена на активизацию положительной, общественно-полезной деятельности при небезразличном эмоционально положительном отношении к личности подростка. 4. Исправительная. Связана с исправлением отрицательных качеств и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примеров и т. д., связанных с коррекцией поведения. 2 вопрос Перевоспитать нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность в здоровом коллективе, невозможно. Общественно-полезная коллективная деятельность поможет подростку реализовать свои возможности, свою потребность в самоутверждении, восстановить престижный статус в коллективе сверстников. Коррекция личности предполагает и переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам, формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов. Проблемы досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей – характер использования своего времени определяет во многом характер жизни в целом. Восемьдесят процентов социально запущенных подростков своё свободное время проводят в асоциальных (выпивки, сквернословие, драки, мелкие хулиганства) или криминальных группах, где зреет преступление, совершаются правонарушения (мелкие кражи, угоны бродяжничество).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |