Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-коррекционная работа




Вопросы для проверки знаний

Общая схема процесса исследования или социального диагностики

 

1. предварительное ознакомление с объектом

 

2. проведение общей диагностики

 

3.основные проблемы сферы

 

 

  1. проведение специальной диагностики

 

 

  1. причины возникновения проблем по сферам

(формулировка соц.диагноза)

 

  1. выработка решений (программы)

 

  1. внедрение

 

 

  1. конечная оценка результатов

 

 

1. Предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность или дающих возможность хотя бы в первом приближении иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения.

Например, при выработке соц.политики или конкретных социальных мероприятий необходимо иметь научный диагноз развития демографической ситуации в об-ве или в регионе, для этого надо: а) составить общее представление о демографии как о соц.явлении, о его основных показателях и критериях; б) об имевших место в предшествующие периоды общих и частных тенденциях.

Источники: теоретические работы и специальные исследования, справочные материалы и документы.

2. общая диагностика, выявление актуальных проблем.

3. их много, каждая требует рассмотрения, анализа.

Динамика соотношений естественных прироста и убыли населения, числа браков и разводов, родившихся и умерших младенцев.

Определив наиболее существенные из них (исходя из поставленных целей и задач), можно перейти к следующему этапу.

4. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем.

5. при этом выявляются и исследуются уже более частные причины, приведшие к возникновению той или иной конкретной проблемы в исследуемой социальной сфере, обусловленные ими особенности и характерные черты исследуемого явления.

Так, соотношение браков и разводов – социально-экономические причины, морально-нравственное состояние молодежи и т.д. выявление и изучение каждой из них – более полная картина.

Итак, задача общей диагностики – определение самых важных проблем исследуемого соц. явления, специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее отразить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Полученные результаты нуждаются в определенной корректировке и уточнении. Разработка конкретной программы. Контроль выполнения. Повторная диагностика.

 

3 вопрос

Технология социальной диагностики.

Если содержание деятельности специалиста социальной работы имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии результатов, можно говорить о технологичности его работы.

Диагностика предполагает:

  1. выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов с.р.;
  2. индентификацию (отождествление с др. объектами или обнаружение у нихособой индивидуальности в поступках);
  3. структурирование (определение взаиморасположения и связи составных частей);
  4. ранжирование (распределение по степени важности).

В технологии социальной диагностики выделяется ряд процедурных этапов:

- ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуаций, выбор основных показателей или критериев;

- измерение и анализ показателей;

- формулирование и оформление выводов, заключений по анализу.

Общие требования к методам с.д.: валидность, надежность, однозначность и точность.

Дополнительные требования:

  1. простота и наименьшая трудоемкость;
  2. должен быть доступен не только для спец-та, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения;
  3. инструкция должна быть ясной и понятной;
  4. обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента.

Вопрос, мало разработанный как в теории, так и на практике.

Методы, используемые в социальной диагностике (метод – 1.способ познания, исследования явлений природы и общества; 2. прием, способ или образ действия): наблюдение, беседа, анкетирование, вопросник (опросник-личностный), метод экспертной оценки, социометрия, мониторинг, методы тестирования, биографический метод и др.

В последнее время добавляются (по И.Г.Зайнышеву):

· зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе, динамике населения;

· социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций;

· иформационно-целевой анализ различных документов, статей из прессы, материалов СМИ, писем и жалоб граждан;

· социальное картографирование: анализ соц.-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов.

Т.о. – это методы социологического исследования, психодиагностика, обработка статистических материалов.

Образец программы деятельности специалиста по социальной работе.

 

Этапы деятельности Содержание этапов
  теоретический практический
Ориентированная оценка Определение исходных данных, необходимых для принятия решения  
Измерение Выявление достоинств и недостатков эксперимента Качественно-количественная оценка
Диагностирование Изучение опыта решения исследуемой проблемы Социальный диагноз
Анализ и формулирование выводов Формулирование проблемы научного исследования Заключение о социальной проблеме
Прогнозирование Формулирование гипотезы исследования Прогноз вариантов, путей, ресурсов и средств решения проблемы
Проектирование Определение модели и методики исследования Социальный проект
Планирование и обеспечение научно-теоретической деятельности научно-практической деятельности
Реализация проекта исследования Научное исследование проблемы Изменения в социуме
Экспертиза, проверка действенности Апробация проекта Реакция клиента: оценка действенности
Переход к этапу диагностики на новом уровне

 

Начинать с диагностики. 2 этапа (возможно больше).

I. Личностная диагностика

1. выявление наличия либо отсутствия психо-биологических предпосылок отклоняющегося поведения (особенно для детей): отставания или задержки в умственном развитии; наличие или отсутствие нервнопсихических заболеваний и патологий (неврозы, психопатии, различные пограничные состояния, эпилепсия и т.д.)

психолог + врачи, дефектологи, патопсихологи

специальные.лечебно-воспитательные программы

2. выявление дефектов индивидуально-психологического характера: нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка)

психолог + педагог

индивидуальный педагогический подход + психокоррекционные программы

3. выявление социально-психологических особенностей личности:

- уровень социального развития (сфера труда, общения познания, самоопределения, самопознания)

- социально-психологическая направленность (ценностные ориентации и соц.установки, ценностно-нормативные представления)

- референтные ориентации

- система самооценок и ожидаемых оценок

II. Исследование соц. ситуации

Социальная диагностика по следующим направлениям:

1. детско-родительские отношения

2. атмосфера семьи

3. характер межличностных отношений

4. социометрический статус в среде

5. социально-психологический климат в коллективе.

Батарея методов: наблюдение, беседа и т.д.

Результат – социальный диагноз. Его данные могут быть представлены по следующей схеме:

- психологические и возрастные особенности

- состояние здоровья

- особенности и влияние микросоциума

- мир интересов

- круг общения

- условия жизни

- моральную атмосферу (в семье, школе, в трудовом коллективе и т.д.)

- позитивные и негативные влияния

- проблемы (психологические, медицинские, экономические, правовые, экологические и др.)

- каких специалистов надо привлечь для решения этих проблем

На основании социального диагноза строится коррекционно-реабилитационная программа по следующим направлениям:

- труд

- семья

- учеба

- досуг (спорт, клубная деятельность)

- административный надзор

- меры педагогического воздействия

- разъяснительная работа (ознакомление с возможными последствиями)

(Беличева с.115-116)

1. Назовите причины важности социальной диагностики.

  1. Что такое социальная диагностика, социальный диагноз?
  2. Какова цель, задачи, принципы социальной диагностики?
  3. Какова классификация социальной диагностики?
  4. Раскройте логическую схему диагностического исследования.
  5. Какие процедурные этапы выделяются в технологии социальной диагностики?
  6. Какие методы используются в социальной диагностике?
  7. Каким образом проводятся личностная диагностика и исследование социальной ситуации?

 

 

Тема 4

(Лекции - 2 часа, практические занятия – 2 часа)

(2 часа)

  1. Определение социальной коррекции, её функции.
  2. Основные формы социально-коррекционной работы.

 

1 вопрос

Определение социальной коррекции, её функции.

 

Коррекция (лат.) – исправление.

Социальная коррекция – деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Кто нуждается в коррекции?

Разработана относительно коррекция поведения детей с отклонениями в развитии и отклоняющимся поведением (в основном подростков).

С. А. Беличева: коррекция отклоняющегося поведения предполагает

  • выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • лечение социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей; разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка,

то есть

1. Социальный диагноз;

2. Лечение социальной ситуации;

§ Коррекция поведения самого подростка;

§ Его окружения – социума.

3. Разрешение конфликтов.

Коррекционно-педагогическое воздействие включает решение следующих задач:

1. Восстановительная. Предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсирующая. Заключается в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов (плохо учится – преуспевает в спорте, труде).

3. Стимулирующая. Направлена на активизацию положительной, общественно-полезной деятельности при небезразличном эмоционально положительном отношении к личности подростка.

4. Исправительная. Связана с исправлением отрицательных качеств и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примеров и т. д., связанных с коррекцией поведения.

2 вопрос

Перевоспитать нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность в здоровом коллективе, невозможно.

Общественно-полезная коллективная деятельность поможет подростку реализовать свои возможности, свою потребность в самоутверждении, восстановить престижный статус в коллективе сверстников.

Коррекция личности предполагает и переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам, формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов.

Проблемы досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей – характер использования своего времени определяет во многом характер жизни в целом.

Восемьдесят процентов социально запущенных подростков своё свободное время проводят в асоциальных (выпивки, сквернословие, драки, мелкие хулиганства) или криминальных группах, где зреет преступление, совершаются правонарушения (мелкие кражи, угоны бродяжничество).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.