Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная реабилитация




Вопросы для проверки знаний

1. Что такое социальная коррекция?

2. Какие действия предполагает коррекция отклоняющегося поведения?

3. Решение каких задач включает коррекционно-педагогическое воздействие?

  1. Что такое коррекция личности?

 

Тема 5

(2 часа)

1. Понятие «социальная реабилитация», ее сущность.

  1. Виды и формы, эффективность.

Литература:

 

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 32. – ст. 3198 (Щуко Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. – М. – С.–Пб.: Издат. торг. дом «Герда».- 1998.)

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.)

Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. (в библ.)

Инвалид и реабилитационный процесс // Социальное обеспечение. 1998. № 3. С.13.

Колотилин А. «Круглый стол» с острыми краями // Социальное обеспечение. 1997. № 7. С. 27 –28.

Кузнецова Ю.О. опыт работы Центра социального здоровья детства, юношества и семьи Костромской области по реабилитации жертв военных действий в Чечне // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. С.80, 82 – 88.

Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник….1996. № 1. С.82, 84 – 90.

Синюков Р.Х. Опыт реабилитации детей-инвалидов Центра внешкольного образования в Самаре // Вестник…. 1997. № 1. С.67 – 70.

Танюхина Э.И. Комплексная реабилитация детей с основными ивалидизирующими заболеваниями в условиях Центра реабилитации // Вестник…. 1996. № 4. С. 45 – 46.

Шульга Е.П. Реабилитационный центр «Добродея» для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник…. 1996, № 4. С. 64 – 66.

«Волжские зори»: система реабилитации детей-инвалидов во всех ее аспектах / Социальная защита человека: региональные модели. – С. 155 - 158.

Городской фонд социальной поддержки населения: социальная адаптация и реабилитация лиц без определенного места жительства / Там же. – С. 125 – 133.

Рай – пансионат в Замоскворечье / Там же. – С. 166 – 174.

Центр «Надежда»: медико-психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с нервно-психической патологией / Там же. – С. 122-125.

Элланский Ю.Г., Пешков С.П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. № 12.

Словарь-справочник по социальной работе. - С. 159 – 161 (реабил.инв.), 282 – 283.

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. – С. 222, 325 - 327.

Социальная работа: Словарь-справочник. – С. 7, 231 - 233.

Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П.Горкин и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. – С. 13, 291-293.

 

1 вопрос

Понятие «социальная реабилитация», ее сущность

Абилитация (анг. – способность, умение, ловкость, дарование, компетенция) – система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических, т.е. социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель абилитации – достижение инвалидом по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной им от рождения.

Ре – приставка – возобновление действий.

Термин «реабилитация» получил международное признание после 1 мировой войны, когда появилось много инвалидов войны, для которых открывались специальные госпитали, широко использовались различные методы восстановительного лечения. Рывок в развитии как науки, так и практики реабилитации произошел после 2 мировой войны. В 1958 г. создается международная система организации реабилитации, в 1960 г. – Международное общество по реабилитации инвалидов, которое является членом ВОЗ, работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО, МРБ (Международным рабочим бюро).

Под реабилитацией понимается система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановления здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, других видов дезадаптивного населения. Реабилитацию рассматривают как процесс интеграции (восстановление, объединение в целое каких-либо частей) или реинтеграции инвалидов (всех дезадаптивных видов населения) в общество. Она представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни (м.б. социальной), но и за человека и его место в обществе.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. (ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Неоднозначность понятия:

1. система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество;

2. результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

Имеет тесную связь с восстановительным лечением и адаптацией.

Восстановительное лечение предшествует реабилитации, в ходе него устраняются болезненные патологические проявления.

В процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции.

Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация как восстановление, активизация.

Без надежного адаптационного процесса (физиологического, психологического, биологического) невозможна реабилитация индивида, и в процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления дефекта, а в процессе адаптации – для приспособления к нему. Т.е. происходит динамичное взаимодействие реабилитации и адаптации.

Наглядно это взаимодействие можно отследить на примере медицинской реабилитации:

· в больничной фазе осуществляется устранение угрозы жизни, профилактика осложнений;

· в фазе выздоровления – компенсация нарушенных либо утраченных функций;

· в поддерживающей фазе – адаптация к новому социальному статусу.

Преемственность между фазами – постоянно.

Приоритетные факторы, оказывающие влияние на реабилитацию:

- возраст, в соответствии с которым определяются цели и задачи реабилитации (детский, средний пожилой);

- характер патологии, который диктует формы и методы реабилитации (обучение санитарно-гигиеническим навыкам, обучение профессии, рациональное трудоустройство);

- госпитализм – общий фактор для больных, инвалидов, находящихся в сационарных учреждения независимо от характера патологии.

Принципы реабилитации:

1. Дифференцированность

a. с точки зрения подбора мер с учетом формы заболевания, глубины поражения органов и систем, характера соответствующей патологии;

b. точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция).

2. Последовательность

a. в видах реабилитации (мед., псих.-пед., труд.,соц);

b. в методах (восстановительная терапия, замещающая, трудоустройство, бытовая адаптация);

c. в организации (формулирование мед.показаний, выбор методов труда, досуговых мероприятий).

3. Комплексность – единовременный «охват» инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе реабилитационного воздействия.

Приоритетное направление реабилитации – трудовая. Почему? Труд может выполнять ряд функций:

- корригирующая, т.е. воздействующая на интенсивность болезненных симптомов, на эмоциональную сферу, на поведение на личность;

- развивающая, т.е. воздействующая на познавательные функции, память, установки, мотивы, способствующая овладению навыками труда;

- социализирующая, способствующая развитию коммуникативных функций, формированию и расширению социального опыта;

- адаптирующая, способствующая установлению контактов с окружающими в процессе трудовой деятельности, бытовой ориентации, комфортности.

 

2 вопрос

Виды и формы, эффективность

Медицинская – полное или частичное восстановление или компенсация той или иной нарушенной или утраченной функции, возможное замедление или прогрессирование заболевания, поддержание сил и возможностей человека.

Психологическая – воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения, восстановление защитных сил организма, формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей. Сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая – мероприятия воспитательного характера в отношении детей-инвалидов, дезадаптивных детей и подростков, педагогически запущенных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками социального функционирования, получил школьное образование. Важнейшая задача- выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и создание лично-профессиональной ориентации.

Социально-экономическая – комплекс мер: обеспечение жильем, оказание помощи в самообеспечении индивида и его семьи, осуществление действий, поддерживающих уверенность в том, что он является полезным членом общества, материальная поддержка индивида и его семьи, выплата пенсий, пособий и т.д.

Профессиональная – обучение и переобучение профессии, обеспечение необходимых технических приспособлениями для облегчения пользования рабочими инструментами, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида. Включает в себя: 1) экспертизу потенциальных профессиональных способностей 2) профессиональную ориентацию и отбор 3)профессиональное обучение и переобучение 4) трудоустройство

Трудовая – трудовая терапия, основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Участие в труде поднимает жизненный тонус человека, являясь естественным стимулятором.

Спортивная – повышение физической кондиции, улучшение психического состояния, выработка положительных установок в повседневной жизни.

Социально-средовая – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных на макро- и микроуровне. 2 направления:

1. приспособление окружающей среды к потребностям инвалида (средства передвижения, протезно-ортопедическая техника, технические средства для труда, быта, обучения, досуга и т.д., жилище);

2. приспособление инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность к самообслуживанию).

Реабилитационный потенциал клиента, т.е. реальные возможности его реабилитации, определяется рядом факторов:

- медицинских, обусловленных характером болезни, особенностями ее течения (прогрессирующая, регрессирующая, стационарная), стадией болезни (обострение, ремиссия), степенью нарушений функций организма;

- биологических (пол, возраст);

- социальных – образование, профессия и квалификация, место жительства, уровень материального обеспечения;

- психологических – характер личности, сохранность интеллектуально-мнестических функций, трудонаправленность.

Эффективность реабилитации может быть выражена 1) количественно и 2) качественно:

1) увеличение числа вовлеченных в трудовую деятельность, трудоустройство и т.д.

2) устранение функциональных расстройств, активизация деятельности, восстановление (приобретение) трудовых и профессиональных навыков, интеграция в общество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.