Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социальной экспертизы и моделирования




Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия «Социальная адаптация».

  1. Какие две стороны можно выделить в этом процессе?
  2. Назовите механизм социальной адаптации?
  3. Каковы характерные особенности социальной адаптации?

5. Назовите основные уровни и виды адаптации.

6. В чем состоит система социальной адаптации?

7. Какие категории клиентов нуждаются в особой работе с ними?

 

Тема 10

(Лекции - 2 часа, практические занятия – 2 часа)

1. Понятие социальной экспертизы. Виды социальной экспертизы.

2. Прогнозирование как технология социальной работы

  1. Метод моделирования

 

Литература:

Словарь-справочник по социальной работе. – С. 187-189.

Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.

Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 101-111.

Технология социальной работы. Часть I. Учеб. Пособие для вузов (материалы практических занятий). / Под ред. П.Я. Циткилова – Новочеркасск – Ростов н/Д, 1998.

 

1 вопрос

Понятие социальной экспертизы

Экспертиза (лат. expertus опытный) – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения (бухгалтерская экспертиза., судебная и т.д.).

Экспертиза - это научно-техническое исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу. Производство включает в себя две стадии: непосредственно само исследование и составление заключения по результатам исследования.

В общем плане под экспертизой понимается квалифицированное исследование проблемы или её аспекта (аспектов) с получением обоснованного заключения.

Социальная экспертиза – это самостоятельная многоуровневая методология научного исследования, включающая разработку теории деятельности, теории решений и особенно проблематики человеческого выбора альтернатив.

Социальная экспертиза является технологической процедурой социальной работы, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным категориям населения. Одним из главных критериев эффективности социальной экспертизы является обеспечение доступа членов экспертных групп к достоверной информации по оцениваемому предмету. Экспертиза может включать в себя различные социальные технологии, например социальную диагностику. В то же время социальная экспертиза может быть использована в рамках одной из технологий социальной работы с целью уточнения социального состояния процесса, явления или какой-либо проблемы.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает тогда, когда принятие определённого социально значимого решения может неоднозначно сказаться на процессах реальной жизни. При проведении социальной экспертизы возможны следующие ситуации:

- эксперты располагают надёжной информацией;

- имеющаяся информация оценивается лишь в пределах конкретной проблемы.

В этом случае социальная экспертиза затрагивает различные стороны жизнедеятельности социального субъекта и может выступать в виде совокупности экспертных оценок. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Социальная экспертиза имеет свою специфику. Она включает не только профессиональное экспертное исследование и вынесение заключения, но и составление прогнозов, выработку рекомендаций. К особенностям социальной экспертизы можно отнести диагностику и проектирование, в том случае, когда экспертизе подвергается группа смежных проблем. Социальные проекты, разработанные в рамках экспертизы, могут служить методологическим обоснованием и технологическим обеспечением для внедрения в жизнь социальных инноваций.

В процессе социальной экспертизы могут быть выделены следующие её направления:

1. Социологическое. В рамках данного направления используются перспективные информационные технологии, изучается развитие основных тенденций в сферах жизни общества.

2. Социально-психологическое. Объектами социально-психологической экспертизы являются лица, испытывающие затруднения в социальном общении. Заключение позволяет определить конкретные навыки и недостатки социального общения. Кроме того, данный вид экспертизы позволяет изучить взаимосвязь социального общения с групповой ролью индивида. В рамках социально-психологической экспертизы делается заключение по результатам исследования личностных особенностей. На стыке социально-психологической и медико-социальной экспертизы существует специфический вид социальной экспертизы – судебно-психиатрическая экспертиза. Данный вид экспертизы используется при проведении следствия с целью установления вменяемости. Проведение судебно-психиатрической экспертизы требует привлечения специалистов высокого класса и различного профиля.

3. Медико-социальное. До последнего времени примером медико-социальной экспертизы была ВТЭК. Однако данная комиссия решала узкий круг вопросов, связанных с определением трудоспособности лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время её статус был изменён в связи с необходимостью социальной реабилитации и интеграции в обществе этой категории населения. Сейчас на Службу государственной медико-социальной экспертизы возложены следующие задачи:

- Определение группы, причин, сроков, времени наступления инвалидности; потребностей лиц с ограниченными возможностями в различных видах социального обслуживания;

- Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации;

- Контроль за реализацией мер социальной защиты, оценка их эффективности;

- Оказание содействия лицам с ограниченными возможностями в получении необходимых мер социальной защиты;

- Изучение состояния, динамики, факторов инвалидности;

- Участие в разработке комплексных программ по профилактике инвалидности;

- Определение причин смертности лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время возникла необходимость применения социальной экспертизы для государственных решений, разработок, проектов различного уровня, с тем, чтобы они были максимально приближены к жизни и положительно влияли на объекты этих решений. В связи с этим выделяется ещё один вид социальной экспертизы – фамилистическая экспертиза, рассматривающая государственные решения с точки зрения их влияния на жизнедеятельность семьи.

Таким образом, социальная экспертиза является одной из важнейших технологий социальной работы; средством решения ряда жизненно необходимых социальных вопросов и проблем.

2 вопрос

Прогнозирование как технология социальной работы

В переводе с греческого «prognosis» означает предвидение, предсказание. Прогноз – вероятное суждение о будущем, прогнозирование – действие, связанное с разработкой прогноза путем специальных научных исследований конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Прогнозирование в социальной работе изучает социальные явления, представляющие наиболее значительный интерес для общества (например, потребности различных категорий населения – вопросы занятости). Оно позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем. Практическая ценность – составленные прогнозы могут служить примером «отрицательного развития». Если развитие явления совпадает с его прогностическим описанием, это совпадение никогда не бывает идеальным.

Цель – не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении (Чем отличается прогноз погоды от социального прогноза?).

Насчитывается около 150 методов и процедур прогнозирования, их можно разделить на 3 группы:

  1. Общенаучные – анализ (разложение целого на части), синтез (соединение, обобщение), индукция (от отдельных фактов к обобщениям), дедукция (от общего к частному), аналогия (сходство), гипотеза, экспериментирование и др.;
  2. Интернаучные – индуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, утопия и фантастика;
  3. Частнонаучные – прогноз по тестам.

Информационный аспект – адекватное, достаточно полное, комплексное знание, отражающее объективные процессы. Информация может

1. включать в себя субъективные элементы

  1. быть искажена, неадекватна.

Информация должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойствами:

    • Атрибутивность (единство материального и социального, дискретность и непрерывность);
    • Прагматичность (новизна, ценность, кумулятивность);
    • Динамичность (повторяемость, многократность использования, старение).

По своему содержанию она может быть истинной и ложной, научной и ненаучной. Факторы содержательной стороны: уровень познания объекта предвидения, компетентность субъекта предвидения, качество информации.

Чем меньше прогнозируемый объект, тем проще создать для него сценарий прогнозного развития.

Этапы процесса социального прогнозирования

  1. Выбор объекта;
  2. Выбор направления исследования, чаще всего носит комплексный характер;
  3. Подготовка и обработка информации;
  4. Выбор способа прогноза, метода или совокупности методов;
  5. Собственно прогнозное исследование;
  6. Обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования;
  7. Определение достоверности прогноза.

Оценка прогноза - после прошествия того отрезка времени, на который он был рассчитан.

 

3 вопрос

Метод моделирования

В переводе с латыни «modulus» означает «мера», «образец», «норма». Моделирование есть метод исследования объектов различной природы на ее моделях.

Цель моделирования – воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы. Потребность в моделировании возникает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени.

Моделирование – многофункциональное исследование, применяющееся для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не быть его полным аналогом. Основное отличие модели от оригинала – способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели.

Соц. модель может представлять собой мат.уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений). В отличие от физической соц.модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков соц.явления или процесса, выбранных в качестве независмых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых соц.процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективные условия).

Применяется с другими методами.

  • Демографическая ситуация в условиях рыночных отношений
  • Динамика занятости и т.д.

Модели должны учитывать влияние тех или иных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в соц.сфере. основой и предметом такого соделирования является проблемная ситуация. На начальном этапе необходимо определить наиболее значимую проблему и цели ее исследования.

Проблемная ситуация обусловлена объективными и субъективными факторами.

Объективные – противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения.

Субъективные – это понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении.

Проблемные модели:

Уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5-10 лет);

Женщина и семья в условиях социальных реформ

Моделирование системы переквалификации работников в условиях рыночных отношений

Профессиональная модель социального работника.

Наиболее распространенные методы моделирования в соц.сфере: модели проблемной ситуации, модели нововведений (инновационные модели), эвристические модели и спец.математические модели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.