Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное посредничество и консультирование




Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия «Социальная экспертиза».

2. Когда возникает потребность в проведении социальной экспертизы?

3. Какую специфику имеет социальная экспертиза?

4. Какие направления могут быть выделены в процессе социальной экспертизы?

5. Какие задачи возложены на Службу государственной медико-социальной экспертизы?

6. Что такое социальный прогноз?

7. Что изучает прогнозирование в социальной работе?

8. На какие группы можно разделить методы и процедуры прогнозирования?

9. Назовите этапы процесса социального прогнозирования.

10. Что такое моделирование? Какова его цель?

 

 

Тема 11

(Лекции – 4 часа, практические - 4 часа)

1. Консультирование как вид социальной помощи:

а) сущность, принципы, этапы;

б) организация консультирования;

в) «телефон доверия», семейное консультирование.

  1. Особенности социального посредничества.

Литература:

Алексеев В., Сопова Н. Посредник в споре / Социальная защита. 1996. № 6-7, с.45-48.

Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методика психологического консультирования в социальной работе / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 2,с.14, 20-21, 26-28.

Меновщиков В.Ю. Консультирование при эмоциональных проблемах // Работник социальной службы. – 2001. - №2.

Меновщиков В.Ю. Особенности дистантного консультирования / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №1, с.25-32.

Словарь-справочник по социальной работе. - С.138-139, 357.

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. - С.142, 219.

Теория и практика социальной работы / Под ред.В.Н.Ярской. – Саратов. – 1995. – С.118-128

Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 136 – 144.

 

1 вопрос

Консультирование как вид социальной помощи

а) сущность, принципы, этапы

Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить(?) различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Сущность социального консультирования состоит в создании и выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных жизненных факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях.

Объекты: специалисты по социальной работе, социальные работники среднего звена, клиенты.

Типы: общее, специальное, обучающее (для специалистов), договорное.

Одна из основных задач социального консультирования общего типа – социальное просвещение, состоит в устранении дефицита знаний, касающихся сферы социальной работы. Специалист должен:

- знакомить с основами социальной работы;

- разъяснять результаты новейших социальных исследований;

- формировать потребность в социальных знаниях и желание их использовать в повседневной жизни и практической деятельности.

Проводятся в виде лекций, бесед, семинаров, выставок спец.литературы и т.д.

Формы: очные и анонимные (телефоны доверия); групповые (в том числе и семейные) и индивидуальные; конкретные и программные. Может быть сочетание групповой и индивидуальной, конкретной и программной.

Основные принципы:

- целесообразность и целеустремленность;

- добровольность и ненавязчивость;

- грамотность и компетентность.

Консультирование – это процесс, который можно разделить на несколько этапов:

  1. Выявление причин, побудивших клиента к обращению за помощью, достижение взаимопонимания. Краткое название этапа – «Знакомство». Основные средства установления контакта:

- удобное помещение, исключающее появление посторонних лиц в неподходящий момент;

- комфортная межличностная дистанция;

- демонстрация уважения к личности клиента;

- искренняя заинтересованность проблемой.

  1. Анализ, оценка и диагностика проблемы. Основные характеристики:

- содержание проблемы;

- уровень владения проблемой;

- возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента;

- временные параметры (как долго существует данная проблема).

  1. Формулировка проблемы и определение целей консультации. Существуют требования, которые следует соблюдать для достижения желаемого результата:

- конкретность цели;

- определение показателей достижения результата;

- определение осознаваемых резервов достижения результата.

  1. Осуществление соответствующих действий.
  2. Оценка результатов консультации и выводы.

 

б) организация консультирования

При проведении консультации очень важна ее организация, которая должна быть четко спланирована: место, время проведения, внешний вид консультанта.

Важное значение имеют также такие профессиональные умения, как умение задавать вопросы, своевременность, тональность, прямолинейность / косвенность. Недопустимы подозрительность, обвинительный, незаинтересованный или недружелюбный тон (Вы ищете работу?). использование большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком малого их количества может помешать выявлению важных моментов.

Хороший консультант должен обладать такими качествами, как:

§ эмпатия;

§ идентификация;

§ уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам сможет справиться с ней;

§ конкретность, четкость, умение, добиться, чтобы консультируемый максимально четко понимал проблему;

§ знание самого себя и оказание помощи другим в познании себя;

§ искренность;

§ соответствие во всем;

§ сиюминутность, т.е. действовать по принципу «здесь и теперь» (но не забывать о перспективе).

Не испытывать вины чувство вины за трудности другого! Не должно быть чтения нотаций, осуждения, интерпретации сказанного.

 

в) «телефон доверия», семейное консультирование

Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку обращающегося за помощью. Этот вид консультации характеризуется некоторой неявностью оказываемой помощи и позволяет клиенту избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых специалистов, он находится при очном консультировании. Многим по телефону легче обсуждать очень личные проблемы. Возникает эффект «случайного попутчика».

В свою очередь, консультанту нет необходимости преодолевать психологические барьеры восприятия обратившегося за помощью. У него также возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь.

Семейное консультирование – один из наиболее сложных видов. Формы:

  1. Консультирование молодоженов по проблемам готовности к вступлению в брак;

2. Социальное консультирование педагогов, родителей и детей в рамках «Школьной социально-психологической службы»;

  1. Социальное консультирование проблемных семей в рамках «Семейной Службы.

Консультирование молодоженов по проблемам готовности к вступлению в брак – обсудить вопросы:

- чем определяется выбор супруга, кроме симпатии и увлеченности;

- жить – в городе или за городом;

- в квартире или в собственном доме;

- с родителями или нет;

- доходы – как обеспечить достаточный уровень жизни;

- уровень образования;

- дети, сколько их будет в браке;

- образ жизни, кто будет вести домашнее хозяйство, как распределятся обязанности;

- досуг, много ли у вас общих интересов.

Специалист-консультант часто выступает в качестве посредника, «третьего лица» между педагогами и учениками, учениками и родителями, семьей и школой и т.д.

 

2 вопрос

Особенности социального посредничества

Посредничество широко используется во всех сферах жизнедеятельности человека. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем – задача посреднической деятельности.

Посредничество – одна из функций социальной работы. Направления: между государством, организацией, учреждением и клиентом: между организациями и учреждениями; между специалистами различной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов; межличностное посредничество.

Этапы организации посреднической деятельности:

  1. Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
  2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим способом решить проблему;
  3. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Приемы посреднической деятельности:

- Сообщение клиенту четких данных об учреждении или организации;

- Сопроводительное письмо;

- Сообщение в учреждение о направлении туда клиента.

Проверить, состоялся ли контакт, держать ситуацию под контролем.

Посредническая деятельность может осуществляться с целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах. Посредничество использовано на известном факте: участие в переговорном процессе третьих, нейтральных лиц хорошо сказывается на его эффективности.

Этапы посредничества при конфликтах:

1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Диагностика, изучение истории проблемы;

  1. Работа с конфликтующими сторонами. Уточняются требования сторон друг к другу, смягчаются резкие формулировки, снимаются беспочвенные обвинения и т.д.;

Собственно посредническая деятельность. Разрешение конфликта, достижение компромисса или консенсуса (взаимосоглашения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.