КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное посредничество и консультирование
Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение понятия «Социальная экспертиза». 2. Когда возникает потребность в проведении социальной экспертизы? 3. Какую специфику имеет социальная экспертиза? 4. Какие направления могут быть выделены в процессе социальной экспертизы? 5. Какие задачи возложены на Службу государственной медико-социальной экспертизы? 6. Что такое социальный прогноз? 7. Что изучает прогнозирование в социальной работе? 8. На какие группы можно разделить методы и процедуры прогнозирования? 9. Назовите этапы процесса социального прогнозирования. 10. Что такое моделирование? Какова его цель?
Тема 11 (Лекции – 4 часа, практические - 4 часа) 1. Консультирование как вид социальной помощи: а) сущность, принципы, этапы; б) организация консультирования; в) «телефон доверия», семейное консультирование.
Литература: Алексеев В., Сопова Н. Посредник в споре / Социальная защита. 1996. № 6-7, с.45-48. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методика психологического консультирования в социальной работе / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 2,с.14, 20-21, 26-28. Меновщиков В.Ю. Консультирование при эмоциональных проблемах // Работник социальной службы. – 2001. - №2. Меновщиков В.Ю. Особенности дистантного консультирования / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №1, с.25-32. Словарь-справочник по социальной работе. - С.138-139, 357. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. - С.142, 219. Теория и практика социальной работы / Под ред.В.Н.Ярской. – Саратов. – 1995. – С.118-128 Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 136 – 144.
1 вопрос Консультирование как вид социальной помощи а) сущность, принципы, этапы Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить(?) различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Сущность социального консультирования состоит в создании и выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных жизненных факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях. Объекты: специалисты по социальной работе, социальные работники среднего звена, клиенты. Типы: общее, специальное, обучающее (для специалистов), договорное. Одна из основных задач социального консультирования общего типа – социальное просвещение, состоит в устранении дефицита знаний, касающихся сферы социальной работы. Специалист должен: - знакомить с основами социальной работы; - разъяснять результаты новейших социальных исследований; - формировать потребность в социальных знаниях и желание их использовать в повседневной жизни и практической деятельности. Проводятся в виде лекций, бесед, семинаров, выставок спец.литературы и т.д. Формы: очные и анонимные (телефоны доверия); групповые (в том числе и семейные) и индивидуальные; конкретные и программные. Может быть сочетание групповой и индивидуальной, конкретной и программной. Основные принципы: - целесообразность и целеустремленность; - добровольность и ненавязчивость; - грамотность и компетентность. Консультирование – это процесс, который можно разделить на несколько этапов:
- удобное помещение, исключающее появление посторонних лиц в неподходящий момент;
- комфортная межличностная дистанция; - демонстрация уважения к личности клиента; - искренняя заинтересованность проблемой.
- содержание проблемы; - уровень владения проблемой; - возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента; - временные параметры (как долго существует данная проблема).
- конкретность цели; - определение показателей достижения результата; - определение осознаваемых резервов достижения результата.
б) организация консультирования При проведении консультации очень важна ее организация, которая должна быть четко спланирована: место, время проведения, внешний вид консультанта. Важное значение имеют также такие профессиональные умения, как умение задавать вопросы, своевременность, тональность, прямолинейность / косвенность. Недопустимы подозрительность, обвинительный, незаинтересованный или недружелюбный тон (Вы ищете работу?). использование большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком малого их количества может помешать выявлению важных моментов. Хороший консультант должен обладать такими качествами, как: § эмпатия; § идентификация; § уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам сможет справиться с ней; § конкретность, четкость, умение, добиться, чтобы консультируемый максимально четко понимал проблему; § знание самого себя и оказание помощи другим в познании себя; § искренность; § соответствие во всем; § сиюминутность, т.е. действовать по принципу «здесь и теперь» (но не забывать о перспективе). Не испытывать вины чувство вины за трудности другого! Не должно быть чтения нотаций, осуждения, интерпретации сказанного.
в) «телефон доверия», семейное консультирование Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую поддержку обращающегося за помощью. Этот вид консультации характеризуется некоторой неявностью оказываемой помощи и позволяет клиенту избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых специалистов, он находится при очном консультировании. Многим по телефону легче обсуждать очень личные проблемы. Возникает эффект «случайного попутчика».
В свою очередь, консультанту нет необходимости преодолевать психологические барьеры восприятия обратившегося за помощью. У него также возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь. Семейное консультирование – один из наиболее сложных видов. Формы:
2. Социальное консультирование педагогов, родителей и детей в рамках «Школьной социально-психологической службы»;
Консультирование молодоженов по проблемам готовности к вступлению в брак – обсудить вопросы: - чем определяется выбор супруга, кроме симпатии и увлеченности; - жить – в городе или за городом; - в квартире или в собственном доме; - с родителями или нет; - доходы – как обеспечить достаточный уровень жизни; - уровень образования; - дети, сколько их будет в браке; - образ жизни, кто будет вести домашнее хозяйство, как распределятся обязанности; - досуг, много ли у вас общих интересов. Специалист-консультант часто выступает в качестве посредника, «третьего лица» между педагогами и учениками, учениками и родителями, семьей и школой и т.д.
2 вопрос Особенности социального посредничества Посредничество широко используется во всех сферах жизнедеятельности человека. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем – задача посреднической деятельности. Посредничество – одна из функций социальной работы. Направления: между государством, организацией, учреждением и клиентом: между организациями и учреждениями; между специалистами различной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов; межличностное посредничество.
Этапы организации посреднической деятельности:
Приемы посреднической деятельности: - Сообщение клиенту четких данных об учреждении или организации; - Сопроводительное письмо; - Сообщение в учреждение о направлении туда клиента. Проверить, состоялся ли контакт, держать ситуацию под контролем. Посредническая деятельность может осуществляться с целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах. Посредничество использовано на известном факте: участие в переговорном процессе третьих, нейтральных лиц хорошо сказывается на его эффективности. Этапы посредничества при конфликтах: 1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Диагностика, изучение истории проблемы;
Собственно посредническая деятельность. Разрешение конфликта, достижение компромисса или консенсуса (взаимосоглашения).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |