Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа в пенитенциарной системе

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятий «Бродяжничество», «Попрошайничество», «Бездомные», «Беспризорные».

2. Какие Федеральные законы определяют правовое поле социальной работы с данной категорией лиц?

3. Раскройте основные элементы системы социальной защиты данной категории лиц.

4. Назовите основные учреждения сети социально-реабилитационных учреждений в системе органов социальной защиты.

5. Охарактеризуйте причины и основные формы борьбы с данным социальным явлением.

  1. Назовите основные цели социальной работы с беспризорными и ее направления.

 

 

Тема 24

1) Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе.

2) Нормативно-правовые акты социальной работы в пенитенциарной системе.

3) Преступное поведение как социальное явление.

4) Социально-психологические проблемы лиц, осужденных к лишению свободы.

5) Социальная терапия в местах лишения свободы.

 

1 вопрос

Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе

Пенология (лат. poena – наказание + логия) – учение о наказании.

Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

Пенитенциарная система – система норм, органов и учреждений, организующая отбывание наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Различные теории наказания на протяжении истории. Древнейший – закон талиона (от лат. talio – возмездие, равное по силе преступления), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им (око за око, зуб за зуб).

Против – древнегреческий.философ Протагор: наказание должно быть способом выпрямления (т.е. обезвреживания и исправления).

Аристотель: если наказание не обеспечивает исправления преступника, то оно должно быть усилено.

Позже и другие концепции: теории устрашения (Т.Гобс – устрашение преступника, реального или потенциального, позволит предупредить преступления), целесообразности, психологического принуждения.

В 18 в. итальянский юрист Чезаре Беккариа, один из вождей якобинцев в Великой фр.революции Жан-Поль Марат выступали за соразмерность наказания и преступления, доказывали неэффективность жестокого наказания.

В 19 в. германские пенологи: наказание безнравственно по своей природе, но необходимо, т.к. государство, охраняя интересы общества, должно причинять зло преступнику.

Ресоциализация или исправление преступников. Каким путем? Телесные наказания не достигали этой цели – изменения поведения отдельной личности или ситуации, в которой она находится (нищета). Лишение свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению. С введением лишения свободы воры и нищие удалялись с улицы и привлекались к регулярному труду.

Основные философские принципы, на которых строится деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем:

Возмездие – преступление наказуемо, тюремное заключение не имеет иного утилитарного смысла, не предназначено для того, чтобы защищать общество или перевоспитывать преступника.

Возмещение – возместить ущерб (физические повреждения или потеря имущества).

Общее устрашение – пример для других.

Устрашение отдельного лица – не допускать впредь подобных проступков.

Перевоспитание.

Превентивные меры.

Воздаяние по заслугам.

Ни один из этих принципов не ведет к радикальному уровню снижения преступности.

В настоящее время «кризис наказания» признается во всех развитых странах мира. Идет поиск альтернативы принудительным, репрессивным мерам воздействия. Осознание неэффективности тюремного заключения по-разному отражается в законодательной и правовой деятельности. В скандинавских странах преобладают краткие сроки лишения свободы, развита система условных приговоров, гуманизируется режим отбывания наказания. Смертная казнь практически не применяется в 80-ти государствах.

2 вопрос

Нормативно-правовые акты социальной работы в пенитенциарной системе

Опыт с.р. в пенитенциарной системе только зарождается.

УК РФ (январь 1996 г.) – 3 цели наказания:

- восстановление социальной справедливости;

- исправление осужденного;

- предупреждение совершения новых преступлений.

Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В 1995 г. приказом МВД РФ утверждены новые правила внутреннего распорядка в СИЗО – значительно расширены права заключенных.

В соответствии с ИТЗ в ИТК можно получить среднее образование, а в некоторых – высшее. Важно, т.к.

- повышается социальный статус;

- препятствует интеллектуальной и моральной деградации;

- открывает возможности реализации внутренних потенциалов, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;

- помогает выработать адекватную самооценку.

В нормативных документах нет специальности «Социальная работа», но сама работа выполняется. Ее специфические черты:

- осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

- объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

- она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций (менталитеты «тюремного персонала» и «тюремного мира»;

- неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

- не прекращается с исполнением наказания, т.к. бывший заключенный нуждается в реабилитации и адаптации;

- специалист по социальной работе – посредник, третье лицо не только между властью и гражданином, но и между философией преступного мира и философией наказания.

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека специалист по социальной работе призваны:

- выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными;

- добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания;

- проводить меры по охране их здоровья.

3 вопрос

Преступное поведение как социальное явление

Преступление как вид девиации рассматривается в соотношении трех основных факторов: личности, организма, среды.

Под личным компонентом понимается совокупность индивидуально-психологических элементов: направленность личности, ее ценностные ориентации, нравственные принципы, правосознание и др. биологический компонент включает генетическую основу человека: особенности обменных процессов, специфику нервной высшей деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др. влияние внешней среды обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными, бытовыми и иными факторами.

Преступление как вид поведения, деятельности всегда социально значимо, а его совершение – всегда одно из социальных проявлений личности. Е.К. Краснушкин, один из виднейших отечественных психиатров, называет преступление социальной болезнью.

Исходная концепция отечественной криминологии в определении причин преступного поведения – признание их социального характера, в силу чего такое поведение представляет собой социальное явление и, соответственно, меры его предупреждения и лечения носят социальный характер.

Социальный характер причин преступления в первую очередь состоит в том, что человек не рождается, а становится преступником. Антиобщественные установки, взгляды, ориентации и другие отрицательные личностные особенности преступников есть несомненный продукт усвоения ими аналогичных взглядов и ориентаций социальной среды. таким образом, социальная среда детерминирует индивидуальное преступное поведение двояко: непосредственно перед совершением преступления – в форме конкретной жизненной ситуации; и опосредованно, в форме неблагоприятных воздействий на предыдущее развитие личности.

По данным отечественных авторов (Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. – М.: Наука. - 1987) среди лиц, осужденных за убийства, хулиганства, изнасилования, кражи и др., более половины имеют неудачный опыт социального функционирования: алкоголики, наркоманы, конфликтные личности. В воспитании лиц, которыми впоследствии были совершены преступления, характерна жестокость в обращении с ними родителей, отсутствие эмоционального контакта с ними, постоянные побои, унижения, оскорбления, грубость либо почти полное отсутствие воспитания, безнадзорность.

В то же время признание определяющей роли социальной среды в совершении преступлений вовсе не означает пассивной позиции человека, фатальной неизбежности преступного поведения под воздействием неблагоприятных условий среды и обстоятельств. Каждое лицо обладает способностью противостоять вредным влияниям, выбирать определенный вариант поведения и образа действий, активно воздействовать на среду и изменять ее. Но при этом важно подчеркнуть, что и эта способность есть продукт социализации личности.

Все это свидетельствует о серьезности и масштабности социальной работы с лицами, вставшими на путь преступления, о необходимости осуществления специальных профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.

 

4 вопрос

Социально-психологические проблемы лиц, осужденных к лишению свободы

 

Наиболее сложным для осужденного является начальный период отбывания наказания, иногда – заключительный? Базовые эмоции, характерные для осужденных, - это эмоции гнева, агрессии, печали

Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. По наблюдениям американских психологов ограничение свободы рук вызывает у 4-месячных младенцев реакцию гнева. Такая же реакция характерна и для взрослого человека. Ограничение физической свободы является универсальным активатором эмоции гнева. Эмоция гнева создает тенденцию к агрессивному действию. Находясь в местах лишения свободы, люди, будучи вынужденными находиться в тесном взаимодействии друг с другом, проявляют друг к другу агрессивные реакции.

Испытывая эмоцию печали, замедляющую общий темп жизни человека, он имеет возможность «оглянуться назад». Замедление психических и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Это новая перспектива может усугубить печаль, но она же может изменить взгляд на вещи, позволить понять то, о чем человек прежде не задумывался. Так, многие заключенные вдруг осознают, сколько возможностей, предоставленных жизнью, они упустили.

Помимо эмоциональных переживаний печали, гнева и агрессии для людей, находящихся в местах лишения свободы, характерны так называемые «адаптивные реакции».

Адаптивные реакции, наряду с аффектом и стрессовым состоянием относят к числу состояний к числу состояний сильного душевного волнения. Это не патологические проявления, они лишь более явственно и длительно акцентируют присущие конкретному человеку особенности психологического реагирования на трудные жизненные ситуации.

В группе адаптивных реакций выделяют кратковременные и затяжные депрессивные реакции (реакции горя, тоски и др.), другие эмоциональные расстройства (беспокойство, страх, тревога) с преобладанием нарушения поведения. Основными проявлениями адаптивных реакций являются изменения эмоциональных и мыслительных сфер, а затем и поведения. В эмоциональной сфере осужденных отмечаются снижение или неустойчивость настроения, склонность к аффективным или депрессивным реакциям, раздражительность, обидчивость и др. В мыслительной сфере отмечаются склонность к искаженному истолкованию поведения, разговоров окружающих, к образованию негативных «сверх ценных» идей. Соответственно этому меняется и поведение: осужденные часто придираются к словам и поступкам других осужденных, выражают обиду, предъявляют претензии. В результате повышается уровень агрессивности или замкнутости с тяжелыми переживаниями.

Степень выраженности и длительность изменений адаптационного типа зависит от целого ряда факторов: особенности характера, необычность и трудность новой ситуации, положительную или отрицательную личностную установку на адаптацию и преодоление трудностей, а также степень доброжелательности окружающих. Сложнее процесс адаптации в местах лишения свободы протекает у лиц, которые имеют асоциальные установки и различные отклонения в моральной сфере. Определенное значение имеет уровень интеллектуального развития, способность реальной оценки ситуации и умение контролировать эмоциональные проявления. Было, например, выявлено, что у лиц с низким уровнем интеллектуального развития процесс адаптации происходит менее длительно и болезненно.

В тюрьме человек не имеет настоящей точки приложения своей энергии. В условиях изоляции, находясь в замкнутом пространстве камеры, осужденный подвергается ряду негативных воздействий. Помимо ограничения поступающей извне информации, значительно ограничена возможность двигаться, использовать свободное время по своему усмотрению. У заключенного наблюдается чувство оторванности от жизни, повышается напряженность, вызываемая неудовлетворенностью многих потребностей. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе силы, чтобы смириться в данными обстоятельствами. К ним же относятся лица, неоднократно судимые, для которых в местах лишения свободы нет ничего принципиально нового. Сложнее период адаптации в тюрьме проходит у лиц, ранее не отбывавших сроки наказания. Они в первую очередь нуждаются в социально-психологической поддержке.

Остро стоит проблема межличностной совместимости осужденных, находящихся в одной камере. Известно, что для деятельности, требующей длительного совместного проживания и взаимодействия в условиях, ограничивающих сферу общения, ведутся специальный подбор кандидатов, пробы на совместимость и специальная подготовка. В условиях заключения, среди криминального, социально и психологически дезадаптированного контингента, очень трудно проводить подобный отбор на совместимость, невозможна какая-либо специальная подготовка, кроме помогающей и профилактической работы, а потому невозможно ожидать сколько-нибудь длительного бесконфликтного совместного проживания. Заключенные постоянно конфликтуют со своим окружением, что еще больше усиливает дезадаптацию и повышает тревожность, формируя стойкие аффективные установки агрессивного содержания.

Кроме того, практически каждый осужденный с той или иной частотой испытывает настоятельную потребность в уединении, нередки просьбы о помещении временно в одиночную камеру. Имеют место случаи, когда осужденные специально нарушали режим с единственной целью – попасть в карцер (камеру одиночного заключения). Но и в одиночестве, даже добровольном, человек не может находиться долгое время.

Одной из проблем для человека, находящегося в местах лишения свободы, является поддержание связи с людьми, оставшимися на свободе. Причины отсутствия таких связей могут быть самими разными: многие из осужденные не имеют родственников, от некоторых родные отказываются в связи с совершением преступления. Большинство заключенных утрачивают социальные связи со свободой. Они не получают ни свиданий, ни посылок, ни какой-либо материальной поддержки. Чем это опасно?

Проблема – трудовая реабилитация осужденных из-за неоднозначного отношения к труду. Для правильного решения этой проблемы необходимо располагать методами классификации социальной расположенности индивидуума к восприятию различных форм деятельности. В последнее время - отсутствие востребованности труда заключенных?

ВИЧ-инфекция и туберкулез, другие инфекционные заболевания.

Проблема – подготовка осужденных к освобождению. У многих существенные трудности. Например, поведенческие реакции, в которых находит выражение эйфория, чувство будущей вседозволенности, преодоления многих социальных ограничений. Или состояние фрустрации – чувства непреодолимости препятствий. Это характерно для тех людей, которых никто не ждет, которые не знают, как и на что будут жить. Наблюдения: освободившиеся нарушают правила уличного движения, неадекватно ведут себя в общественных местах.

5 вопрос

Социальная терапия в местах лишения свободы

Основные задачи социальной работы:

- прием и изучение новоприбывших;

- определение причин правонарушения и классификация осужденного;

- наблюдение;

- разработка исправительных мер;

- развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенным и внешним миром;

- помощь в самоисправлении;

- подготовка их к освобождению и ресоциализации;

- работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с семьей.

Специалист по социальной работе призван содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование работы учреждения в целом.

Специфические черты социальной работы в пенитенциарном учреждении:

- умение рассматривать клиента как часть общественной системы;

- акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и ее решении;

- организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом;

- знание возможностей общества в решении проблем клиента.

Цели социальной работы в пенитенциарном учреждении:

- в осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление необходимых отношений с клиентом, проведение диагностической подготовки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства | Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.