КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства
Вопросы для проверки знаний Социальный педагог – специалист, который выявляет среди учащихся дезадаптированных, имеющих те или иные отклонения, девиации в поведении и организует социально-педагогическую работу с ними. Объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т.е. человек как социальный субъект. В поле зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность. Социальные педагоги в своей работе опираются прежде всего на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют главным образом социологические теории и технологии и социологические методы исследования. Социальный работник в школе – это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при необходимости и осуществлять социальную защиту учителя. Основные направления деятельности: - разработка и реализация социальных проектов и программ школы; - сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детей, нуждающихся в социальной защите; - обеспечение защиты прав детей в условиях школы (получение ими необходимого обучения и воспитания, питания и пр.); - контроль за деятельностью должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы; - установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и др. Основные направления деятельности: - разработка и реализация школьных воспитательных программ; - выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах и с учетом этого проведение социально-педагогической работы; - предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в школьных коллективах; - выявление дезадаптированных детей и их диагностика: изучение условий жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации; - помощь и поддержка коррекционно-развивающих классов; - повышение квалификации учителей в области социальной педагогики; - профилактическая работа с семьями; - работа с семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи; - координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей; - установление сотрудничества с местными органами администрации, молодежными организациями, медико-психолого-социальными центрами по работе с семьей и детьми. Можно выделить следующие специализации социального педагога: - организатор внеучебной работы (воспитатель), - организатор досуга, - педагог-психолог, - социолог (изучает социально-психологических проблем школьного коллектива), - социальный работник (специалист, выполняющий функции и социального работника, и социального педагога), - методист (педагог, имеющий опыт работы и оказывающий помощь учителям). В реальной практике в школах на специалиста по социальной работе возлагаются обязанности и социального педагога, и социального работника. В настоящее время должность «социальный педагог» введена в школах №1, №3, гимназии, интернате.
3. Назовите основные цели социальной работы в школе. 4. Раскройте основные цели социальной работы. 5. Каким образом может быть организована социальная работа в школе? 6. Охарактеризуйте сущность и различие деятельности специалиста по социальной работе и социального педагога.
Тема 23 (Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа) План: 1. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности 2. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж 3. Детская беспризорность Литература: Социальная энциклопедия. – С. 34 –35, 42 – 44. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 159-168.
1 вопрос Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности Бездомные – люди, не имеющие определенного жилья, что часто сопровождается отсутствием определенных занятий, оседлого образа жизни. Бродяжничество – бесцельное систематическое скитание в общественных или иных местах лица, не имеющего определенного места жительства или пребывания и не предпринимающего попыток легализовать свое существование путем обращения в местную администрацию для бытового и трудового устройства, помещения в дом интернат, назначения пенсии, оказания содействия в возвращении постоянному месту жительства, получения неотложной медицинской помощи и иной (правовой) поддержки, и в силу бродячего образа жизни создающего угрозу здоровью окружающих людей. Попрошайничество – добывание средств существования путем выпрашивания у посторонних граждан денег, продуктов питания, одежды иных материальных ценностей, либо путем демонстрации ран, уродств, или с использованием малолетнего ребенка. Социально-демографический портрет бомжа: Лицо, находящееся на территории РФ; как правило, не имеющее документов; не имеющее постоянного места жительства, на той территории, где проживает; не имеющее постоянной работы или занятий и средств к существованию; имеющее хронические заболевания (психические, алкоголизм, туберкулез, венерические заболевания), педикулез и т.д., внешний вид, не соответствующий физиологическим нормам человека, а также признаки деградации человека как личности. Больше мужчин, чем женщин; средний возраст 30 – 50 лет; более 90 % трудоспособны; около 80 % имеют судимость. Источники существования: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций, эпизодические заработки. Численность – примерно 3 человека на 1 тыс.населения. Как правило, это следующие категории:
Причины (по данным 1995 г.): 1. Падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье (около 50 %) 2. Утрата жилья (11 %) 3. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и социальных служб (больше 8 %) 4. Алкоголизм, наркотики (больше 8 %) 5. Несовершенство законодательства РФ (больше 8 %) 6. Прозрачность границ России (больше 7 %) 7. Наличие локальных войн (4,5 %) 8. Ухудшение социально-экономического положения в стране (0,8 %). Это источник «латентной (скрытой) преступности», каждое пятое уголовное дело совершается бомжами.
2 вопрос Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж Явление известное с древнейших времен. Основные формы борьбы: репрессивные, превентивные, помощь (комплексная: адаптация, реабилитация, коррекция и т.д.). В дореволюционное время – сеть ночлежек. В советское время – уголовная статья, которая предусматривала наказание за бродяжничество и попрошайничество. Занимались органы МВД. Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» - реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел – в центры социальной реабилитации. ОВД – выявление, задержание, доставление и установление личности. Органы здравоохранения – проведение медицинского освидетельствования и при необходимости направление на лечение. Федеральная служба занятости – трудоустройство. Органы социальной защиты - направление в учреждения социальной защиты, определение оснований и порядка выплаты пенсий. Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (ноябрь 1995 г.) – создание системы социальной защиты. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (июнь 1996 г.) – регулирует деятельность учреждений. Система социальной защиты: - дома ночного пребывания -бесплатный ночлег, мед.помощь, санитарная обработка, талоны на бесплатное питание, при необходимости – направление в учреждение здравоохранения. Выставляется пост милиции; - спец.дома-интернаты для престарелых и инвалидов – для освободившихся из мест лишения свободы. 11-12 % покидающих тюрьму - престарелый или инвалид; - центры социальной адаптации – для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы и задержанных за бродяжничество. Решаются вопросы бытового и психологического характера, оказывается помощь в трудоустройстве; культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия; общежития, где можно проживать 6 месяцев. 3 центра в России. - Социальные приюты (гостиницы) – 10 суток бесплатного проживания, получение необходимых консультаций, мед.помощь, горячий обед. 3 приюта в России. Деятельность благотворительных организаций: «Ночлежка» (С-Пб), «Врачи без границ» (Бельгия), Армия спасения. Недостатки: · Не определен статус лиц без определенного места жительства и занятий · Отсутствует государственная система их учета · Недостаточно развита сеть социальных учреждений · Отсутствует система подготовки кадров. Необходима Целевая Федеральная программа, решение задач: - организация научных исследований - повышение эффективности профилактической работы - предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации - создание материально-технической и финансовой базы - подготовка специалистов - объединение усилий всех заинтересованных ведомств, учреждений, организаций.
3 вопрос Детская беспризорность Беспризорные – несовершеннолетние, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода и медицинском обслуживания, систематического обучения и воспитания. Чаще всего это дети бездомных женщин или ушедшие из семьи и сиротских учреждений. Как правило, они социально дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие. Причины: · Нежелание родителей заниматься воспитанием детей, пьянство, аморальный образ жизни · Социальное сиротство · Распад семьи, развод родителей, рождение ребенка вне брака · Безработица родителей · Нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья · Увеличивающееся число беженцев и переселенцев Законодательная база работы с беспризорными Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – ст.5880 (Щуко Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. – М. – С.–Пб.: Издат. торг. дом «Герда».- 1998.) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – ст.5880 (Щуко Л.П. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. – М. – С.–Пб.: Издат. торг. дом «Герда».- 1998.) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – Собр. законодат. РФ. – 1999.- № 26. – ст.3802 Создание сети социально-реабилитационных учреждений в системе органов социальной защиты. Направления работы:
· Профилактическая работа с семьями «группы риска» · Социальный патронаж детей, возвращенных в семьи Деятельность специализированных учреждений направлена на возвращение ребенка в семью; если это невозможно, передача в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), семейные воспитательные учреждения, детские дома и интернаты.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |