Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение, задачи и виды торговой деятельности в народном хозяйстве. Виды торговли. Основные показатели торговой деятельности и общие принципы организации учета

Под торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

В соответствии с Законом РБ «О торговле» торговля подразделяется на следующие виды:

- оптовая торговля;

- розничная торговля;

- общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Оптовая торговля – это вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады (общетоварные, специализированные), организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

В свою очередь розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) – вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Торговля может осуществляться по средствам следующих форм (формами осуществления торговли являются):

Ø комиссионная торговля;

Ø торговля на конкурсах;

Ø торговля на аукционах;

Ø торговля по образцам;

Ø торговля с использованием автоматов;

Ø выездная торговля;

Ø посылочная торговля;

Ø биржевая торговля;

Ø торговля на ярмарке;

Ø электронная торговля;

Ø торговля на рынке;

Ø иные формы, не запрещенные законодательством.

Основными показателями, характеризующими работу организаций опто­вой и розничной торговли, являются товарооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетности приобретают и такие связанные с ними показатели, как доход, выручка и валовой доход от реализации товаров, издержки обращения. Они являются важнейшими объектами бухгалтерского учета.

Оптовый товарооборот - это объем продажи товаров производителя­ми и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего исполь­зования в коммерческом обороте. Он является важнейшим статистическим показателем объема деятельности субъектов хозяйствования. В оптовый то­варооборот включают стоимость товаров, проданных организациям рознич­ной торговли и общественного питания для последующей их продажи насе­лению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления и на экспорт.

Состав розничного товарооборота регламентирован Инструкцией по уче­ту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 02.07.2002 № 59. Розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непро­довольственных товаров населению через специально организованную тор­говую сеть, рынки, а также непосредственно в организациях. В розничный товарооборот включается продажа товаров населению через все каналы их реализации независимо от того, является ли для хозяйствующих субъектов тор­говая деятельность основной или нет.

Розничный товарооборот подразделяют на товарооборот розничной торгов­ли и общественного питания. В розничный товарооборот торговли включают:

Ø продажу товаров населению при любых формах и способах расче­тов за товары: за наличный расчет; по безналичному расчету; по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков и по кредитам банков, что также учиты­вается как продажа за наличный расчет; в кредит с рассрочкой платежа; по почте и по образцам с использованием электронных средств связи; и в других случаях;

Ø продажу по безналичному расчету продовольственных и непродо­вольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для реализации спецконтингентам за счет их личных денежных средств;

Ø стоимость упаковки, не входящей в цену товаров, и стоимость порожней тары, проданных населению.

В розничный товарооборот торговли не входит:

Ø продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, включая продажу продовольственных товаров организациям социального назначения;

Ø выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет зара­ботной платы и в погашение заработной платы;

Ø стоимость порожней стеклопосуды или товаров, возвращенных поку­пателями или принятых в обмен на товар;

Ø отпуск товаров по товарообменным операциям или в порядке взаи­мозачетов между организациями, а также между организациями и населени­ем при закупках у населения сельскохозяйственных продуктов;

Ø выдача товаров, включая новогодние подарки, работникам за счет
средств нанимателя или профсоюзной организации.

Одним из важнейших показателей торговой деятельности является цена – т. е. денежное выражение стоимости единицы товара.

Оптовая цена – цена товара, реализуемого продавцом покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена - цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовительными организациями у производителе по договору контрактации.

Свободная цена цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Регулируемая цена – цена, которая устанавливается соответствующими государственными органами.

Предельные отпускные цены регулируются государственными органами и их величина ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Фиксированная цена – это регулируемая цена, которая устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Оптовая надбавка – это надбавка взимаемая субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и предназначена для ком­пенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций и получе­ния прибыли.

Фактический размер оптовой надбавки предусматривают в до­говоре купли-продажи товаров. Оптовую надбавку устанавливают в процен­тах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформирован­ной организацией-изготовителем (торговой организацией с учетом дополни­тельных издержек) или импортером (без налога на добавленную стоимость).

Торговая надбавка устанавливается торговыми и иными организациями для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) населению, получения прибыли от этих операций.

Торговую надбавку устанавливают исходя из конъюнктуры рынка в процентах к отпускной цене организации-изготовителя (торговой организации с учетом дополнительных издержек) или: отпускной цене импортера без налога на добавленную стоимость.

Выручка - это денежные средства либо иное имущество в денежном вы­ражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг по ценам и тарифам, сформиро­ванным в соответствии с договором. По международным стандартам выруч­ка оценивается по рыночной стоимости.

Выручка от реализации товаров в организациях оптовой торговли вклю­чает выручку от реализации товаров оптом (оптовый товарооборот); выручку от реализации услуг по продаже товаров по договорам консигнации, ко­миссии (комиссионное вознаграждение) и выручку от реализации товаров в розницу через собственные объекты розничной торговли. Так выручка от реализации товаров в розничной торговле не всегда совпа­дает с объемом розничного товарооборота и превышает его, как правило, на сумму продаж товаров субъектам хозяйствования.

Валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Прибыль от реализации товаров – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей (например, НДС, акциз) над издержками за определенный период времени.

В учете товаров в торговых организациях придерживаются следующих принципов:

Ø принцип материальной ответственности – подразумевает полную индивидуальную или коллективную ответственность за ТМЦ при их приемке, хранении и отпуске;

Ø принцип документального оформления хозяйственных операций – этот принцип реализуется путем применения типовых и специализированных форм товарных документов для учета поступления, реализации и прочего выбытия товаров;

Ø принцип периодической отчетности МОЛ – обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров;

Ø принцип использования в учете денежного и натурального измерителей - определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов;

Ø выбор учетной цены (покупная или продажная) - в организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам, сформированным изготовителями и импортерами, а товары, самостоятельно ввезенные из-за пределов республики, - по контрактным ценам с учетом расходов по импорту товаров без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли;

Ø принцип соответствия в учете товарных операций;

Ø оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчетности по с/с;

Ø определения момента реализации (признания выручки) и оценка доходов от видов деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5: Стратегии развития товара | Документальное оформление и учет движения товаров в оптовой торговле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.