КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение, задачи и виды торговой деятельности в народном хозяйстве. Виды торговли. Основные показатели торговой деятельности и общие принципы организации учета
Под торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. В соответствии с Законом РБ «О торговле» торговля подразделяется на следующие виды: - оптовая торговля; - розничная торговля; - общественное питание (торгово-производственная деятельность). Оптовая торговля – это вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием. Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады (общетоварные, специализированные), организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей. В свою очередь розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи. Общественное питание (торгово-производственная деятельность) – вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Торговля может осуществляться по средствам следующих форм (формами осуществления торговли являются): Ø комиссионная торговля; Ø торговля на конкурсах; Ø торговля на аукционах; Ø торговля по образцам; Ø торговля с использованием автоматов; Ø выездная торговля; Ø посылочная торговля; Ø биржевая торговля; Ø торговля на ярмарке; Ø электронная торговля; Ø торговля на рынке; Ø иные формы, не запрещенные законодательством. Основными показателями, характеризующими работу организаций оптовой и розничной торговли, являются товарооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетности приобретают и такие связанные с ними показатели, как доход, выручка и валовой доход от реализации товаров, издержки обращения. Они являются важнейшими объектами бухгалтерского учета. Оптовый товарооборот - это объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Он является важнейшим статистическим показателем объема деятельности субъектов хозяйствования. В оптовый товарооборот включают стоимость товаров, проданных организациям розничной торговли и общественного питания для последующей их продажи населению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления и на экспорт. Состав розничного товарооборота регламентирован Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 02.07.2002 № 59. Розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно в организациях. В розничный товарооборот включается продажа товаров населению через все каналы их реализации независимо от того, является ли для хозяйствующих субъектов торговая деятельность основной или нет.
Розничный товарооборот подразделяют на товарооборот розничной торговли и общественного питания. В розничный товарооборот торговли включают: Ø продажу товаров населению при любых формах и способах расчетов за товары: за наличный расчет; по безналичному расчету; по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков и по кредитам банков, что также учитывается как продажа за наличный расчет; в кредит с рассрочкой платежа; по почте и по образцам с использованием электронных средств связи; и в других случаях; Ø продажу по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для реализации спецконтингентам за счет их личных денежных средств; Ø стоимость упаковки, не входящей в цену товаров, и стоимость порожней тары, проданных населению. В розничный товарооборот торговли не входит: Ø продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, включая продажу продовольственных товаров организациям социального назначения; Ø выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет заработной платы и в погашение заработной платы; Ø стоимость порожней стеклопосуды или товаров, возвращенных покупателями или принятых в обмен на товар; Ø отпуск товаров по товарообменным операциям или в порядке взаимозачетов между организациями, а также между организациями и населением при закупках у населения сельскохозяйственных продуктов; Ø выдача товаров, включая новогодние подарки, работникам за счет Одним из важнейших показателей торговой деятельности является цена – т. е. денежное выражение стоимости единицы товара. Оптовая цена – цена товара, реализуемого продавцом покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
Закупочная цена - цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовительными организациями у производителе по договору контрактации. Свободная цена — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена – цена, которая устанавливается соответствующими государственными органами. Предельные отпускные цены регулируются государственными органами и их величина ограничена верхним и (или) нижним пределами. Фиксированная цена – это регулируемая цена, которая устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Оптовая надбавка – это надбавка взимаемая субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций и получения прибыли. Фактический размер оптовой надбавки предусматривают в договоре купли-продажи товаров. Оптовую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной организацией-изготовителем (торговой организацией с учетом дополнительных издержек) или импортером (без налога на добавленную стоимость). Торговая надбавка устанавливается торговыми и иными организациями для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) населению, получения прибыли от этих операций. Торговую надбавку устанавливают исходя из конъюнктуры рынка в процентах к отпускной цене организации-изготовителя (торговой организации с учетом дополнительных издержек) или: отпускной цене импортера без налога на добавленную стоимость. Выручка - это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с договором. По международным стандартам выручка оценивается по рыночной стоимости.
Выручка от реализации товаров в организациях оптовой торговли включает выручку от реализации товаров оптом (оптовый товарооборот); выручку от реализации услуг по продаже товаров по договорам консигнации, комиссии (комиссионное вознаграждение) и выручку от реализации товаров в розницу через собственные объекты розничной торговли. Так выручка от реализации товаров в розничной торговле не всегда совпадает с объемом розничного товарооборота и превышает его, как правило, на сумму продаж товаров субъектам хозяйствования. Валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. Прибыль от реализации товаров – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей (например, НДС, акциз) над издержками за определенный период времени. В учете товаров в торговых организациях придерживаются следующих принципов: Ø принцип материальной ответственности – подразумевает полную индивидуальную или коллективную ответственность за ТМЦ при их приемке, хранении и отпуске; Ø принцип документального оформления хозяйственных операций – этот принцип реализуется путем применения типовых и специализированных форм товарных документов для учета поступления, реализации и прочего выбытия товаров; Ø принцип периодической отчетности МОЛ – обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров; Ø принцип использования в учете денежного и натурального измерителей - определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов; Ø выбор учетной цены (покупная или продажная) - в организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам, сформированным изготовителями и импортерами, а товары, самостоятельно ввезенные из-за пределов республики, - по контрактным ценам с учетом расходов по импорту товаров без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли; Ø принцип соответствия в учете товарных операций; Ø оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчетности по с/с; Ø определения момента реализации (признания выручки) и оценка доходов от видов деятельности.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |