КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект, предмет и основные направления дисциплины
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины Тема 8.2 Роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством. Тема 8.1 Эффективность систем управления качеством. Тема 8 Современные проблемы управления качеством Тема 7 Семейство стандартов ИСО 9000 Тема 6 Государственные и международные стандарты и системы качества. 1. Понятие стандартизации;........................................................................ 2. Основополагающие стандарты............................................................... 1. Причины популярности ИСО 9000;........................................................ 2. Сущность стандартов ИСО серии 9000;................................................. 3. Базовые принципы ИСО 9000................................................................. 1. Российский опыт управления качеством;................................................ 2. По каким критериям оценивается качество работы организации в рамках Российского конкурса качества?.................................................................................. 3. Затраты на качество;................................................................................ 4. Реинжениринг бизнесс-процессов............................................................ 1. Роль маркетинга в системе менеджмента качества................................. "Управление качеством"
Структура урока: Ø Приветствие, организационный момент; Ø Проверка отсутствующих; Ø Оглашение темы занятия и постановка цели Ø (ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование основных понятий об дисциплине «Управление качеством»); Ø Вводная часть. Объяснение основных понятий; Ø Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос); Ø Выдача домашнего задания.
ПЛАН 1. Объект, предмет и основные направления дисциплины; 2. Понятие качества товара с точки зрения потребителя и производителя. Разница между ними; 3. Проблемы качества продукции.
Предметом изучения курса является управление качеством деятельности организации, которая рассматривается как система взаимосвязанных процессов, нацеленных, во-первых, на удовлетворение и предвосхищение запросов потребителей и, во-вторых, на повышение эффективности работы на основе лидерства руководителей и активного применения методов постоянного улучшения качества деятельности. Иными словами, управление качеством деятельности организации представляет собой процесс его непрерывного улучшения на каждом уровне управления, в каждой функциональной области организации на основе использования всех имеющихся ресурсов. При разделении предметной области дисциплины необходимо определить и те объекты, управление качеством которых будет раскрыто в ходе освоения курса. Объект — безотносительно к изучаемой дисциплине — это любой предмет, процесс или явление, имеющие материальную или идеальную форму, одушевленный или неодушевленный, естественный или искусственный продукт труда или продукт природы. Объектами изучения курса «Управление качеством» являются: деятельность организации в целом, а также такие ее составляющие, как процессы; продукция как результат деятельности; персонал. Необходимо отметить, что управление качеством перечисленных объектов осуществляется как на микро, так и на макроуровне. Наибольшее внимание в ходе изучения курса уделяется управлению качеством на уровне отдельной организации. Однако, безусловно, эффективным данный процесс может быть лишь при его осуществлении и на макроуровне, при реализации единой национальной политики в области управления качеством. Поэтому определенное место в рамках данного курса занимают вопросы, отражающие государственное регулирование процессов управления качеством. Остановимся более подробно на рассмотрении содержания названных объектов изучения курса. Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. В качестве примеров процессов, осуществляемых в организации, можно привести управленческие процессы, процессы жизненного цикла продукции (процессы, связанные с потребителями; проектирование и разработка; закупки; производство и обслуживание); процессы управления ресурсами; процессы измерения, анализа, улучшения. Входами одних процессов обычно являются выходы других. Например, для процесса закупок материально-технических ресурсов входом будет процесс «оценка и выбор поставщиков». При этом процессы в организации должны планироваться и осуществляться в управляемых условиях с целью добавления ценности в каждом последующем процессе. Для организации в целом названные положения проиллюстрированы на рис.
Рис. 1 Деятельность организации как процесс преобразования входов в выходы
Помимо процессов одним из объектов изучения курса «Управление качеством» является персонал, что не случайно. Без активного, заинтересованного участия персонала в процессах создания продукции, совершенствования деятельности в целом невозможно достичь стратегических целей развития организации. При этом персонал не должен рассматриваться только как необходимый ресурс для создания продукции; сотрудники должны выступать активными участниками всех процессов в организации, направленных на достижение поставленных целей. Продукция, представляющая собой результат процесса, также служит в данном курсе объектом изучения. Продукция — конечный результат деятельности организации, интересующий субъектов ее внешней среды и прежде всего потребителей. В современной теории управления качеством продукция классифицируется по четырем общим категориям: v услуги (например, перевозки); v программные средства (например, компьютерная программа, словарь); v технические средства (например, узел двигателя); v перерабатываемые материалы (например, топливо).
Услуга является результатом, по крайней мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя. Она, как правило, нематериальна. Предоставление услуги может включать: § деятельность, осуществленную на поставленной потребителем материальной продукции (ремонт автомобиля); § деятельность, осуществленную на поставленной потребителем нематериальной продукции (определение налога, необходимого к уплате); § предоставление нематериальной продукции (передачу знаний в процессе образовательной деятельности); § создание благоприятных условий для потребителей (обслуживание в гостиницах, ресторанах). Программное средство, содержащее информацию и обычно являющееся нематериальным, может быть представлено в форме определенных подходов, операций или процедур. Технические средства и перерабатываемые материалы, как правило, материальны и часто называются товарами. Определенные виды продукции обычно сочетают в себе перечисленные категории. Отнесение продукции к услугам, программным или техническим средствам, перерабатываемым материалам зависит от преобладающей категории. Так, автомобиль состоит из технических средств (шин и т.д.), перерабатываемых материалов (горючего, охлаждающей жидкости), программных средств (программного управления двигателем, инструкции водителю), а также может быть представлен как услуга (консультации по эксплуатации и т.п.). В то же время преобладание элементов, входящих в состав технических средств, позволяет отнести автомобиль к данной категории. Рассмотрим другой пример. Передача знаний в процессе обучения студентов в вузе является важнейшей составляющей образовательной деятельности, которая в настоящее время немыслима без применения определенных технических средств и программного обеспечения. Таким образом, продукция в основном выступает в комбинированной форме, сочетающей в разной степени все четыре категории. Цель изучения курса «Управление качеством» заключается в приобретении теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области управления качеством исследуемых объектов (процессов, персонала, продукции, деятельности организации в целом). Достижение данной цели требует решения целого ряда задач, к важнейшим из которых относятся следующие: - дать знания теоретических основ в области обеспечения качества и управления качеством продукции; - научить организовывать работу по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000; - ознакомить с современной практикой отношений поставщиков и заказчиков в области качества и основными нормативными документами по правовым вопросам в области качества.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |