Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы научного исследования

Классы знания

A) Логико-математические дисциплины

Аристотель выделял «логику» как технику, инструмент познания

b) Естествознание (науки о природе) – астрология, физика, география

c) Социально-гуманитарные или общественные (обществознание) – социология, экономика, демография

d) Гуманитарные – философия, история, языкознание, филология

e) Технические науки возникают в XVIII-XIX вв - занимаются исследованием машин. Сопромат, материаловедение, ТММ. Технологии: менеджмент, PR-компании, маркетинг

Геология и биология – семейство отдельных дисциплин. Биологию можно изучать по уровням жизни (цитология, биоценология, учение о биосфере, общая биология), можно изучать по свойствам жизни (морфология, физиология, генетика), по объектам систематики видов живых организмов (вирусология, ботаника).

Естественнонаучные знания (стали подлинными знаниями в XVII в) изучают природу. Для этого вида знания характерно использование математического аппарата. Математика – основание научности. Социально-гуманитарные науки в отличие от естественнонаучных изучают не мертвую природу, а текст как особую реальность, через текст изучается мир, который окружал человека, создавшего текст. Текст интересен как язык, как выразительные средства – это семиотический подход. Главная проблема – проблема автора. Кто написал «Слово о полку игореве».

Принцип работы с текстом заключается в целостности (текст рассматривается с контекстом и подтекстом. Текст иногда использует иронию, насмешку, которую нужно интерпретировать) и историзме (через текст определяют эпоху, в которой этот текст создавался). В тексте часто проявляется неявное знание, скрытое содержание культуры.

О многих закономерностях жизни люди не задумываются, но эти закономерности отражаются в литературе. Историк обнаруживает эти закономерности в текстах.

Гуревич «Категории средневековой культуры», в котором отражено отношение людей к богу, деньгам, праздникам.

Внутри объекта исследования находится субъект, за текстом стоит человек. Гуманитарии имеют дело с искусственной реальностью, созданной по законам сознания, активностью, свободной деятельностью людей (в смысле сознательных по сравнению с природой). Люди разные, в отличие от электронов. Помимо этого важно ценностное содержание. Объект не только познается, но и оценивается. Учитывают не только разум, но и в значительно большей мере, чем в естественных науках эмоциональные и волевые качества исследователя.

Большое значение имеет классификация наук, подразделяющая их на фундаментальные и прикладные. Аристотель обратил внимание на принципиальное отличие фундаментальной науки от прикладной. «Метафизика»: «Правильно то, что философия – это наука об истине, целью практического знания является дело». Теоретическое нельзя противопоставлять практическому.

Фундаментальные науки нацелены на постижение мира, человека, узнать их устройство, а также используют свое знание для практического применения.

Задачи прикладных исследований определяются заказчиком, а не самим исследователем. Если он открывает знания прямо не направленные на прикладные задачи, то они не получат положительной оценки. Прикладные исследования не имеют целью познание истины, а нацелены на достижение конкретного технического решения. Роль прикладных исследований возрастает, следовательно возрастает возможность влияния лженаук (так как для обоих важен результат). Прикладное знание должно опираться на фундаментальное знание.

Сторер: «Ученый, занимающийся чистой наукой более свободен, чем тот, который занимается прикладной»

Ученый, занимающийся прикладной наукой должен думать о пользе для организации.

Фундаментальная астрономия согласует свои представления с Аристотелем. Прикладная астрономия применяется для определения праздников, позже – мореплавания.

В основе машинных технологий лежат фундаментальные науки (физика).

 

2. Научный факт как элемент эмпирического уровня научного знания

В каждой дисциплине находятся уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень возникает благодаря фундаментальным знаниям. Метатеоретические знания – это третий уровень. В математике эмпирического уровня нет. Эмпирические знания возникают в результате первого этапа изучения определенной области.

Естественные дисциплины возникают в процессе изучения природы и эксперимента. Характеристики объектов и явлений определяют благодаря измерениям приборов. Раскопки – это эмпирические исследования. Для социально-гуманитарных наук эмпирические исследования – это работа в музее. В археологии – свой язык, табличная система. За описанием материалов следуют исторические объяснения.

Эмпирическое познание неравно просто чувственному. На эмпирическом уровне реальный объект воспринимается нами с помощью органов чувств, мы видим уникальные черты. Наблюдение целенаправленно, взгляд на объект ограничен задачей исследования. Взгляд ученого вооружен некой научной теорией. Чувственное же познание не стеснено ничем, но это и не дает проникнуть вглубь проблемы

 

Уолт Уитмен (XIX в) – поэт, считал, что то, что видит ученый, то есть факт – это та часть действительности, которая получает смысл в рамках данной теории. Одна и та же часть действительности может стать частью разных научных концепций.

Мальпиги, который изучал строение легкого, не мог понять его предназначение, опроверг теорию охлаждения крови Галена, считал, что кровь в легких перемешивается.

Кислород O2открывался несколько раз (Пристли, Шееле, Лавуезье). Карл Вильгельм Шееле считал, что кислород – часть воздуха, лишенная флогистона.

Факт имеет особенность – он существует в рамках теории. В которой имеет смысл. «Упрям», так как является объектом объективной реальности, может стать частью более совершенной теории.

3. Элементы теоретического уровня научного знания: понятие, теория, закон, гипотеза

Научное знание – рациональный понятийный уровень, мысленная модель реальности.

Понятие – одна из логических форм мысли, из нее может быть построено умозаключение. Благодаря понятию теория может оперировать существенными свойствами объектов, так как само понятие возникает через абстрагирование и идеализацию.

Абстрагирование – извлечение тех свойств, которые интересуют исследователя. При поступательном движении тела все его точки совершают один путь. Пример абстрагирования: тело принимается за отдельную точку, возникает тело, размерами которого можно пренебречь.

Теория – «смотреть, рассматривать» выглядит более сложным концептуальным элементом, чем «понятие». Связи между отдельными понятиями в теории располагаются в определенном порядке. В теории объект подчинен нашему контролю и не выходит за рамки реальности. Если исходные понятия верны, следовательно, и следствия из них тоже верны. Теория опосредованно отражает действительность. Её сила – в логике. Теория соединяет элементы эмпирического и теоретического знания, обосновывает методы научного познания. Важнейшая функция теории – это объяснение, то есть сведение объясняемого к чему-то уже объясненному. Причинное объяснение – это объяснение генезиса. Причина, следствие. Функциональные причины (например, функция университета – подготовка специалистов). Функция, дисфункция. Структурное объяснение характерно для биологии, физики. Объяснения бывают для единичных объектов и для имеющих массовый характер объектов. Теория имеет предсказательную силу. Предсказательная сила механики – вычисление Левелье планет, комет. И.Галле обнаружил небесное тело – Нептун. Предсказание Менделеева – периодическая таблица.

Закон (по Гегелю) - устойчивая сторона явления, повторяющееся существенное отношение.

Физический закон – установленная зависимость между величинами, характеризующих данное явление. Гиппократ говорил, что законы устанавливаемые людьми изменчивы.

В XVII-XVIII вв. механика становится образцом научного знания. Ученые отвергали идеи чуда, полагали, что нельзя отменить или видоизменить законы. Все ученые пытались обосновать наблюдаемые факты законами механики. Закон претендует на необходимость и всеобщность своих утверждений. Эмпирическое познание не способно полностью подтвердить всеобщность и необходимость. Закон не может рассматриваться как протокол о проделанных экспериментах. Закон тяготеет к утверждению, которое требует бесконечное количество доказательств, поэтому уточняется постоянно. По форме выражения законы бывают качественные и количественные. Например, закон инерции – качественный закон, второй закон Ньютона – количественный закон.

Законы отличаются:

a) По формам движения материи,

b) По степени общности,

c) Законы объектов,

d) Законы классов,

e) Причинные законы,

f) Функциональные законы.

Гипотеза – структурный элемент научной теории, возникающий с целью решения конкретной проблемы, которую ранее не удавалось решить, должна обладать эвристическим содержанием. Гипотезы в геологии, например, это генетическая гипотеза нефти. Геологические объекты развиваются очень медленно, поэтому невозможно проверить с помощью эксперимента. Гипотеза имеет пограничный статус – она может не подтвердиться и тогда должна быть заменена на другую гипотезу.

 

 

4. Элементы метатеоретического уровня научного знания, научная картина мира (НКМ), принципы научного познания

Философское знание – это ненаучное знание.

Метатеоретический уровень знания – ряд положений и понятий, которые составляют основу научной теории. Этот уровень актуален не для каждой дисциплины, служит развитию фундаментальных научных теорий.

Научная картина мира включает онтологическую, аксиологическую, гносеологическую интерпретацию.

Сознание ученого формируется исподволь, до того как он избирает научную карьеру. Их картина мира предшествует их научному знанию. На развитие науки оказывает влияние философия (что такое принцип познаваемости, закон).

Научная картина мира – система общих представлений о мире, возникающих на определенной стадии научного познания. Возникает исходной моделью видения мира, формой систематизации научного знания, образцом научного познания.

Томас Кун оперировал понятием «Научная парадигма». Имре Лакатос говорит о научно-исследовательской программе – надтеоретической формой знания.

Научная картина мира формируется философскими понятиями и теоретическими обобщениями отдельных фундаментальных наук о природе, обществе и сознании.

Физическая картина мира,

Химическая картина мира.

В XX в в науке соревновались разные модели методологии научного познания:

a) Системный подход,

b) Анализ действительности на основе кибернетического подхода,

c) Диалектико-материалистческий,

d) Синергетический подход.

Объективные предпосылки для принципов науки – свойства объективной реальности обладают еще большей степенью общности, чем закон. Например, закон сохранения энергии и другие законы сохранения.

 

Принцип (основа, первоначально лат.) – исходный пункт теоретического познания. В математике это принцип аксиоматики. Принцип – это теоретическое допущение, носящее предельно общий характер. Не заключается, а непосредственно утверждается. Необходима минимизация списка принципов.

Фейнман в «Характер философских законов» говорит, что принцип превосходит опыт. Принцип может иметь познавательную роль.

Принципы бывают конститутивные (например, принцип теплорода) и регулятивные (выявляется в момент долженствования, нормативное общее высказывание, содержит требования к выполняемым действиям. Например, принцип признания истины).

«Роль истины – регулятивный принцип. Это горная вершина, закрытая облаками» К. Поппер

Ученые руководствуются истинами, которые ясно не формулируются.

Принцип экономии У.Оккама: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» «Из двух объяснений следует выбирать наиболее простое».

Принципы являются элементами научной картиы мира.

 

Лекция 6. Онтологические основания науки

1. Онтологические основания в истории философии и науки: бытие, материя и сознание, бог, субстанция

Слово «онтология» имеет две основы: «онто»-сущее и «логос»-учение. То есть онтология – это учение о том, что есть, что бытийствует.

Понятие «онтология» было введено в 1613 г Гоклениусом, он обозначил философскую дисциплину, которая должна была разработать определенную группу философских понятий.

Онтология – философское учение о бытии, о началах, составляющее основу для многообразия вещей и явлений. Предельные основания онтологии: для физиков это изучение законов движения, закон – сущность.

Всякая теория опирается на онтологию, на знания о том, что существует и чего быть не может. Философы и ученые разрабатывали основания науки с учетом достижений в познании действительности.

Способы существования белковых тел – это основа для существования живых существ. Что является основой того, что существует? Включая Вселенную. Так рождается метафизика.

Парменид первым стал задавать вопросы о том, что есть мир? В его трактате «О природе» он задается вопросом что есть бытие? Бытие – это то, что есть. Оно едино и неделимо, оно вечно, неподвижно и непереходяще, познаваемо, но путь познания лежит не через чувственное восприятие (так как это путь мнения). Бытие постигается мышлением, так как чувства нас обманывают.

Гераклит Эфесский в своем трактате «О природе» пишет, что жизнь природы – это непрерывный процесс движения.

«Все течет, всё изменяется», Гераклит

«В одну реку нельзя войти дважды» Гераклит

«Противоположности борются между собой, однако по сути они тождественны» Гераклит

Всё – есть производная «мирового огня». Познание того, что есть дано мыслителю. Мышление приводит к мудрости. В основе мира лежат элементы, которые соединяются в различные комбинации.

Архе – начало всего сущего.

a) Земля,

b) Вода,

c) Воздух,

d) Огонь

Душа – это огонь. Есть выражения: глаза загорелись, человек загорелся.

Демокрит (5 в. до н.э., Абдеры) считал, что все многообразие вещей проистекает в результате объединения атомов между собой. Существует пустота и атомы. Качество сводится к количеству.

Пантеизм («пан» – всё, «теос» – бог).

Политеизм – многобожие.

Душа – телесное.

Фалес говорил, что душа – это вода, а Гераклит, что огонь.

Природные стихии тождественны божеству, они были одухотворенными. В Новое время пантеизм существовал в виде монотеизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология индивидуальных ученых | Новое время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.