Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое время




В Средние века

В античности

Материя – противоположность идее или форме (сознанию).

Материя и сознание – возможности создания мира вещей. Вещи появляются в результате синтеза. В вещи проявляется действующая причина, но должна нести в себе еще и цель. Вещь – продукт творческого акта. Материя понималась как возможность.

Природа, материя, цель, причина – на их месте оказывается бог-творец, который благодаря имитации слова творит окружающую действительность.

Две реальности: земная (конечна) и небесная (вечна).

Теизм – сверхличность бог.

Философская мысль становится моноантичной. Натуралистический взгляд на мир. Мир – природа, человек – продукт природы, лев природы. Вмешательство бога исключается. Эта позиция поддерживается учеными.

Деизм – бог сотворил мир, но дальше не вмешивается в развитие. Задача ученых – познать законы и управлять природой. Субстанция от лат. «сущность». Рене Декарт в 1656 г освобождает понятие материи от ее зависимости от различных условий, на которых настаивал Аристотель.

Материя – это не возможность определения вещи, а действительность. Носитель свойств, то, что называют субстанцией (носитель разнообразных свойств и различий).

Атрибуты – неотъемлемые свойства. Пространство, время, движение.

Акциденция – свойства, которые могут быть, а могут не быть. Здоров или бледен Сократ, но он остается Сократом.

Свойства нуждаются в субстанции, а последняя существует сама по себе.

Субстанция – объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем видоизменениям, через которые она существует. Связана не только с материей, но и с сознанием.

2 способа объяснения мира, с позиции материалистов и идеалистов.

Гегель: мышление – не только субстанция всех вещей но и всеобщая субстанция духовного, следовательно, вещи должны быть согласно своему понятию – это идеализм.

Декарт признавал 2 субстанции: материя и сознание.

Монизм – одно начало,

Дуализм – два начала,

Философский плюрализм определяется множеством начал.

Лейбниц ввел понятие монад.

Субстанция позволяет видеть одно и то же, несмотря на исчезновение свойств или их изменение. Субстанция в физике – это материальная точка, природа, движение, материя.

Планк ввел мировые универсальные константы: скорость света, элемент количества действия – это предельные онтологические основания.

Для античности характерен космоцентризм (вечные неизменные стихии, атомы). Принципиальная концепция вещи Аристотеля.

В Новое время – натуроцентричность. В современности – к естественным наукам добавляются социально-гуманитарные. Которые признают социо- и культуроцентризм.

Язык – дом бытия. М.Хайдеггер

 

2. Онтология и метафизика. Роль философских категорий в научном познании

Метафизика – логическая понятийная конструкция, модель мира, которую философы создают для целостного описания окружающей действительности. Парменид говорил, что мышление и бытие тождественно между собой по сути.

Метафизика позволила обобщить и абстрагировать свойства окружающего мира, сформулировать ценность «родов его бытия». Аристотель написал «Физика» и «Метафизика»(после физики). Метафизика – наука о невидимом. Таким образом задача метафизики – создать понятие о мире с помощью категорий.

Категории – высказывания, свидетельства, осознание.

Категория – форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отращающих наиболее общие и существенные свойства этого мира.

Все сущее невозможно свести к одному роду существования, но моно дать систему родов.

10 родов по Аристотелю:

a) Сущность

b) Количество

c) Качество

d) Отношение

e) Место пространства

f) Время

g) Состояние, положение

h) Обладание

i) Действие

j) Страдание, претерпевание.

Учение о категориях претерпевало изменения. Учение Аристотеля актуально и сейчас, но было несколько видоизменено.

Предельные понятия – материя, движение, качество, количество, мера, явление, содержание.

Сущность связана с явлением, а причина связана со следствием.

Все философские понятия субстанциональны, но Кант усомнился в этом: философские категории – априорные формы человеческого рассудка, они запрятаны в трансцедентном человеке.

Кант: Подлинная метафизика охватывает чистые акты мышления, то есть априорные понятия с помощью которых в эмпирических представлениях находятся закономерные связи и эти эмпирические представления становятся научным опытом. Для Канта категории – это формы, в которых мы мыслим, доопытные формы рассудка, которым мы обладаем. То. Что до него воспринималось онтологически, должно восприниматься через призму логики. По Канту онтология совпадает с логикой.

Гегель построил систему развития мысленных структур, логика которых выстроила опыт человечества. Движение от бедной системы к богатой, то есть появляются более совершенные структуры.

Категория – самосовершенствование абсолютного духа. «Наука логики» трехтомник.

Качество (1)+количество(2)=мера(3).

Приходит к конкретным понятиям: механизм, организм.

Категории – формы предметного содержания.

Откуда берутся категории?

Аристотель подразделял их на 10 родов.

Кант называл априорными формами.

Гегель – самосовершенствованием абсолютного духа.

Позитивисты считали, что категории можно отбросить.

Категории формируются в ходе исторического познания мышления гласит культурно-исторический подход. Мышление определяется предметной деятельностью человека, способами его общения. Без категорий нельзя научно мыслить, ни сознательно, ни бессознательно.

3. Структурные свойства бытия и понятия их выражающие: тело, свойство, отношения, связь, причина, детерминизм, часть и целое, система, элемент, структур, иерархия

Тело – элементарная онтологическая целостность, клеточка субстанции, обладающая определенными неисчерпаемыми свойствами. В классической биологии организм – это элементарная онтологическая целостность.

Свойство – это признак, принадлежащий одному предмету

Отношение – признак сопринадлежащий нескольким предметам.

Связь – особое отношение, образуемое из конкретных объектов, самостоятельно существующих во времени и пространстве.

Связь – это отношение зависимости, влияния и воздействия. Связь характеризуется объективностью, имеет прямую и обратную направленность.

Генезис – происхождение.

Детерминизм – философская концепция о самодостаточности природы, в регулировании, обусловливании всех отношений в мире причинными и функциональными связями. Стоял у истоков научного мышления. Был впервые провозглашен Демокритом. В Новое время – Ламетри, Гассенди, Лаплас.

Природа – причина самой себе. Статистическая физика Гиббса и Больцмана. Не разрушила концепцию детерминизма.

Проблема части и целого.Целое -любое конечное множество.2 предмета в совокупности создают целое, а порознь -части.

Степень интеграции целого различна и зависит от природы.

a) Химически целое

b) Механически целое

c) Биологически целое

d) Социально целое

e) Духовно целое

Приоритет целого или частей. В Европейской науке целое изучается по частям. Есть установки на целостность, в античности – космоцентризм, русский космизм Вернадского.

Диалектическое единство.

В XX веке система характеризуется элементами и структурой. Л. Берталандо (1901-1972) – биолог и натурфилософ. Пытался объяснить гармонию за счет системы имманентных тел. К.Леви Строс: мир подчинен законам структурности, поведение человека подчинено структуре языка.

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – неразложимый компонент системы при данном способе рассмотрения

Структура – совокупность устойчивых связей между элементами.

Структурность – внутренняя расчлененность бытия

Структура живой природы – клетки, микроорганизмы

В социальной сфере – коллектив, нация, система государств.

Закрытая система – система с установившимся равновесием.

Диссипативные системы. Хакен.

Иерархия (от греч. Священное господство). Субординация священников.

Структура с повышенным знанием и пониженным числом элементов коллектива, тип структурных отношений в сложным многоуровневых системах, которые характеризуются упорядоченностью, организованностью, взаимодействием отдельных уровней по вертикали.

4. Функционально-динамические свойства бытия и основные понятия их выражающие: движение, превращение, развитие, прогресс и регресс

Движение – атрибут материи как субстанции, наряду с пространством и временем.

Энгельс: Движение – это способ существования материи

Джон Толанд, деист, Движение относительно к атрибутивным свойствам материи.

Аристотель выдвинул 6 видов движения:

a) Возникновение

b) Уничтожение

c) Увеличение

d) Уменьшение

e) Превращение

f) Перемещение

Превращение – неупорядоченное качественное изменение без направленности

Развитие – направленное необратимое качественное изменение системы

Регресс – развитие от высшего к низшему, Прогресс – развитие от высшего к низшему

Идея круговорота была впервые высказана в Библии

 

Лекция 7. Гносеологические основания науки

1. Гносеология. Её центральное понятие – знание: основные аспекты анализа.

Гносеология – теория познания- как особое философское знание возникло в XIX в благодаря неокантианству. Хотя эти вопросы были важны еще с античности. «Гносос» - познание, «логос» - учение. Возможности познания мира. Структура его познавательной деятельности. В центре лежит знание, его типы и формы, критерии истинности. Главные термины: познание, знание, образ, субъект, объект познания, истина, опыт, практика, теория.

Эпистемология от «эпистема» - доподлинное утверждение. Противопоставляется мнению. Сегодня эпистемология – это теория научного познания. Составной элемент гносеологии.

Познание – вид деятельности. Наряду с практической, которая нацелена на преобразование природы и социальной среды, существует организационная, образовательная деятельность, познавательная деятельность, нацеленная на производство знаний.

Познание – процесс превращения материального, объективного мира в идеальное содержание человеческого познания, внутренний психический процесс, результат которого и есть знание и его отдельные структурные элементы. Который в конечном итоге выражается в языке, тексте, других формах его объективации, может передаваться.

Познание – неустранимая потребность, глубинное стремление человека.

Наука имеет прямое отношение к человеческому творчеству, а в этом смысле и к культуре, где реализуются избыточные силы человека.

Познание первоначально сопровождало продуктивную и познавательную деятельность человека. Но материальное осознание отношений человеческой природы – это главная тема философских размышлений.

Кант: Познание – это определения объекта, с которыми должны согласовываться данные представления любого субъекта.

Объект – это те структуры внешнего мира, которые еще не вовлечены в человеческой деятельности, но о которых человеческая культура уже знает.

Предмет – результат освоения объектов внешнего мира, в котором познающий субъект уже вкладывает свои интересы, цели, формы деятельности. Объект вовлекается не во всей бесконечной полноте, а под различным углом зрения.

Предмет познания – вовлеченные в человеческую деятельность стороны, свойства, отношения разных объектов, которые интересны для познания и практического освоения.

Может ли быть знание в сознании одного индивида или это социальный феномен? Вопрос актуален с античности.

Главная линия в сути знания. Знание - есть отражение в сознании человека внешнего мира. Субъективный образ объективного мира.

В античной философии существовало онтологическое истолкование сознания – природный характер познавательного процесса связан с устройством мира и человека. Чисто механически отражается в органах чувств, впечатывается в душу, отражается так как мы отражаемся в зеркале.

Гиппократ – прозрачные оболочки глаза отражают свет и всё, что блестит, следовательно видение производится отражением.

Демокрит – отделяются образы, которые воздействуют на органы чувств, дают темное знание о предметах. Посредством разума – светлое знание. Идеи выделяются невидимыми малыми частицами.

Понятие образа широко в средневековой философии 2-3 вв. Понятие образа в широких аспектах разрабатывали отцы церкви. Образ и подобие. Икона как образ – византийские богословы 8-9 вв. Человек создан по образу и подобию божьему. Ева по образу Адама.

«Глаз подобен стеклу или воде» Бэкон

«Органы чувств воспринимают образы вещей» Ньютон

«Идеи попадают в наши глаза» Локк

«Сознание – образ внешнего мира» Ленин

«Всеобщий характер отражения» Дидро

Отражение – сторона взаимодействия любых материальных систем. Это реакция, взаимодействие вещей друг с другом, эта реакция находится в определенном соответствии с какой-либо стороной воздействующей на нее вещи. При информационном взаимодействии двух материальных систем в системе, воспринимающей значимую информацию формируется отображение (слепок, модель), имеющее ту же структуру информации, что и в передающей системе. Информация передается как некая структура. До определенного этапа можно отождествлять формы отражения в природе с формами информационного взаимодействия. С момента образования психических процессов психические процессы дают внутренний мир, отсутствующий у информационного знания. Знания связаны с миром людей, обладающих сознанием.

Знание – производная познания. Знание получает психологические основания, которые ставят под вопрос отражающую природу знания. Психологию познания исследовать необходимо.

Бихевиоризм – установка на исключение психической стороны поведения человека.

Бекон и Беркли считали, что представление предметов внешнего мира нельзя оторвать от чувственного познания. Запах – это результат взаимодействия носа с яблоком. Существовать – быть воспринимаемым в наших ощущениях.

Декарт считал, что познание не может осуществляться без мышления. Самосознание – элемент познания, обязательный момент познавательной деятельности.

Людвиг Витгенштейн «Теория познания» - философия психологии.

Познание как психический процесс включает чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное. Чувственный образ обладает непосредственностью, конкретностью, целостностью, богатством сторон, константностью, постоянством образа независимо от непостоянства его предмета. Наши ощущения модальны (ухо реагирует слухом).

Мюллер и Гельмгольц говорили, что существует специфическая энергия каждого органа чувств. Наши ощущения естественные знаки, заменяющие физические свойства. Из ощущений человек е может знать какова природа объекта, чувственный образ не является непосредственным знанием. У рационального познания нет прямой связи с миром. Разум – это маленький человек, который сортирует поступившие восприятия. Разум напрямую не выходит на действительность. Рациональное познание вычленяет объективное от необъективного всеобщее от единичного.

Рациональное познание способно воспроизводить мир обобщенно, в понятиях, закрепленных в языке. Совершенство органов чувств человека, тонкости цветовых ощущений дают чувственное познание. Оно не регистрация чувственных данных. Мы воспринимаем мир таким благодаря понятиям относительно объекта (в зависимости от эпохи). Мышление находится в неразрывной связи с мозгом. Мышление связано с общественной жизнью людей. Возникает внутри процесса практического труда, лишь потом становится умственным трудом. Деятельность человека протекает благодаря стихийному использованию понятий и лишь потом возникает мыслительная активность. В основании категорий числа лежит приведение к операции сравнения, уравнения.

Кантор считал, что обязательная форма существования знания это язык. Мышление предполагает замещение реальности знаковыми конструкциями и оперирование этими знаками. Мышление – это процесс, в котором сознание индивида, благодаря языку связано с сознанием общества, культурой. Большая часть знаний, которые мы получаем – словестные. Мышление исторически меняется вместе с формой деятельности, языком. Знание становится безличностным, нетворческим при отраженческом подходе. Деятельность ученого однозначно определяется закономерностями отражения, которые он должен осмыслять и переводить на общедоступный язык. Знание нельзя отождествить с информацией. Знание – это субъективный образ объективного мира. Информация – это безличный процесс передачи структур. Знание создается психическими структурами (эмоциями, волей).

Понятие о мире – обобщенная схема взаимодействия человека с миром, общий способ видения объектов. Человеческое знание относительно, так как объективный мир бесконечен во всех его направлениях. Не существует единственной лестницы, по которой нежно подняться, чтоб постичь весь мир. Существует множество путей познания, ученый выбирают путь на свой страх и риск. Знание – это открытая система, незаконченный продукт.

«Познание – это процесс» Сократ

Отражение сохраняет значимость при рассмотрении единства и связи способности человеческого выживания и приспособления к миру с аналогичными формами живого. Взаимосвязь человека и мира усложняется, человечество не смогло бы сохранять себя без адекватного отражения мира.

 

2. Философия о познавательной роли разума и чувств, теоретического и эмпирического в научном познании.

Существует два способа познания мира. С помощью разума и чувств. Чему отдать приоритет?

Рациональное познание – рационализм.

Чувственное познание – сенсуализм.

Парменид – родоначальник античной философии, который первым сформулировал два способа познания и утвердил мысль о том, что разум обладает преимуществом в познании мира. Разум, ум – сила человеческой души, которая позволяет управлять поведением.

Гераклит считал, что разум лежит в основании мира. Ум, логос – это мировой огонь, стихии, которые управляют всем.

Разум оборачивается рациональной этикой: если человек разумен, то он будет правильно вести себя. Все существующее важно не само по себе, а лишь потому, что оно связано с мышлением.

Мышление – субстанция.

Декарт считал, что мышление самостоятельно, противоположно миру вещей и материи. Декарт, Лейбниц, Спиноза полагали, что истины рождаются непосредственно в разуме. Врожденное знание роднит человека с богом.

Лейбниц считал, что душа содержит общие понятия, которые пробуждаются при встрече человека с внешними объектами.

Платон считал, что душа человека может припомнить общие понятия. Душа до рождения была в занебесье.

Сенсуализм говорит о том, что чувства – это основной источник всякого знания.

Новое время Бэкон, Локк, Беркли, Ламетри, Кондильяк.

Бэкон считал, что чувства непогрешимы и составляют истинные знания, любая наука применяет скорее рациональные методы, чем чувственные.

Локк считал, что то, что не может быть познано чувственно, не может быть вообще познано. Разум участвует в познании, но оперирует чувствами и не может дать больше чувств.

Кондильяк: все элементы сознания – это видоизменения ощущений. В человеческом сознании ничего кроме ощущений нет. Мышление – это сравнение или суждение, которое можно объяснить с помощью определенных ощущений.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического знания. В Средневековой Европе проходили споры концептуализма, номинализма и реализма.

Реализм исходит из того, что общее существует вне и до конкретной вещи в божественном разуме. Эриугена, Вома Аквинский

Номинализм – универсалии (общее) существуют только в человеческом познании, реально существуют только отдельные вещи, общие вещи создаются умом человека, они не отражают общего в вещах, а служат лишь незнанием.

Оккам. Концептуализм – отрицание существования общего вне вещей. Общее вычленяется в уме человека в виде концептов.

Абеляр

1. Эмпиризм. Галилей, Ньютон. Главный инструмент познания – опытный анализ.

«Гипотез не измышляю» Ньютон

2. Априоризм (теоретическое познание). Источник истинного научного знания лежит в области теории мышления, что тождественно разуму.

«Мы можем строить теории без обращения к опыту. Всякое разумное высказывание должно быть верно описываемым фактором» Декарт

Кант говорил, что эмпирического обоснования научного знания недостаточно для конструирования научного знания.

Химия – это систематизированное искусство. Законы необъяснимы теоретически. Выделяет математику.

Антиномия априоризма и эмпиризма возникает из-за сильной абстракции элементов в начальный момент познания. Но они взаимосвязаны друг с другом.

3. Проблема истины и её критериев

 

Поиск истины – сознательная цель ученого. Существует гносеологический оптимизм и гносеологической пессимизм.

Скептицизм – пессимистическая оценка возможности постижения основ бытия.

«Жизнь коротка, искусство - вечно» Пиррон

Несовершенство органов чувств дают иллюзию восприятия.

«Мир не существует, а если и существует, то непознаваем, а если познаваем, то невыразим» Тимон

«Что мед сладок я не утверждаю, но что он таким кажется я допускаю» Пиррон

Паскаль и Монтень считали, что все постигают мир одним образом.

Агностицизм Беркли и Канта в том, что они выдвинули элементы границы между субъектом и объектом, которые невозможно преодолеть. Тем самым отрицали объективность познания.

Гегель считал, что человек способен познать суть вещей.

Декарт считал, что человеческому мышлению доступно познание истины.

Разум является критерием истины. Во всем можно сомневаться, но разум несомненен.

Маркс считал, что вопрос практической деятельности – это вопрос познания истины.

Что такое истина?

Концепция корреспонденции. Мысль называется истинной, если соответствует своему предмету.

1. Материализм

2. Идеализм

a. Субъективный

Истинные знания – это знания, не противоречащие знаниям других людей.

b. Объективный

Истинные знания это те, которые тождественны первосущностям.

Платон считал, что истина достигается припоминанием.

Декарт считал, что достоверность и истинность ярче всего демонстрирует математика.

Прагматизм говорит о том, что знания истинны, если они полезны.

«Знание истинно, если экономично». Мах

«Знание истинно, если совпадает с показаниями органов чувств» Фейербах

Марксисты считали, что истинное знание связано с практикой.

 

Лекция 8.Логические и методологические основания науки

1. Методология и ее роль в развитии науки

Метод – особый компонент состава наук, отличающийся от теории как готовым знании о законах, свойствах изучаемых объектов.

Метод – способ манипулирования с особыми материальными или идеальными объектами, который позволяет приобрести готовое завершение знания.

Свойства метода: описание последовательности действий, необходимых для получения знаний об объекте. Имеет форму нормативов, предписаний.

Методология возникает как синтез, как система методов, подкрепленных гносеологическими, онтологическими, аксиологическими основами. С развитием науки развивается и методология. Этапы развития:

1. Античность – учение Аристотеля «традиционная» или «формальная» логика. Аристотель полагал, что сформированные им законы, принципы отражают общие свойства вещей и для успешной научной деятельности необходимо обязательное знание. Понятие, определения, умозаключения - интерес логики, её категории.

2. В Новое время в классической науке: наука осваивает эмпирическое познание природы, теснит формально-логическое мышление.

Фундаментализм – попытка обнаружить «истинный» фундамент, на котором утверждаются все остальные знания. Таким фундаментом выступает физика-механика. Эта тенденция получает знание «механицизма».

Наука обратилась к исследованию природы, что привело к накоплению большого количества практического материала, но был необходим порядок среди этих фактов.

1. Что такое вещь?

Вещь – соединения свойств в ассоциацию, отличную от других ассоциаций (дерево, вода). Понятие вещи – основа классификации вещей.

Главное устремление – поиск естественной классификации. Карл Линней XVIII в. Причинно-следственная связь. Явления являются причиной, если первое предшествует второму, если второе вызывает первое. Следствие – это то, что следует за причиной. Познание причинности позволяет предвидеть ход дальнейшего развития этого явления и объясняют его. Правила нахождения причинных связей – это индуктивные методы Бэкона и Гершеля и дедуктивные методы Аристотеля.

«Введение в изучение естествознания» введено правило четырех индуктивных методов.

1. Сходства. Если два и более случая имеют лишь одно общее обстоятельство, то это обстоятельство и есть причина.

2. Различия. Если случай, в котором исследуется явление наступает и случай, в котором оно не наступает сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, то это обстоятельство и есть причина.

3. Сопутствующих изменений. Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз когда особенным образом изменяется другое явление, соединено с ним какой-либо причинной связью.

4. Метод остатков. Если из явления вычесть ту его часть, которая как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых предыдущих, то остаток должен быть следствием остальных предыдущих. Планета Нептун была вычислена по движению других планет.

Это учение о методе в классической науке получила название методологизма. Декарт «Рассуждения о методе». Методологизм исходит из того, что познавательная деятельность руководствуется твердыми правилами для того, чтобы быть успешной.

3. Современная наука. Современный научный метод - система категорий философии. У Канта априорные формы мышления. Гегель говорит об отражении. Система категорий, связанных с преобразованием природы и развитием самого человека.

Информация рассматривается при помощи системного подхода и синергетического подхода. Кроме системы категорий элементами метода являются идеалы научной деятельности.

Идеалы научной деятельности:

· Истинность. Соответствует теории описанной части реальности.

· Объективность. Исключение корыстных интересов.

· Совместимость новой теории с уже известными законами.

· Критичность. Открытость критике.

· Воспроизводимость. Повторение результата.

· Теоретичность. Выражение в форме теории.

Нормы науки:

· Обоснованность. Эмпирическая и теоретическая методология, философия.

· Логическая последовательность. Соблюдение правил логики.

· Рациональность. Оценка с помощью разума. В античности – космоцентризм, в Средневековье – теоцентризм, современность – социокультурность.

· Практическая значимость. Ивин «Современная философия науки». Пересмотрение методологизма и критическое отношение к методологии Нового времени. «Метод не должен рассматриваться как нечто внешнее или содержание знания»

Метод – способ установления истины. Как леса, которые необходимы для построения дома.

Гегель говорил, что «Метод познания – это результат его применения, то есть истина».

Знание правил. Некодифицированное мастерство – это важные знания, навыки, умения.

2. Логика Аристотеля как исторически первая форма методологии научного познания

Моррис Коэн, Нагель «Введение в логику и научный метод»

Брюшинкин «Логика» учебник для ВУЗов.

Логика – наука, изучающая как отношения и связи объективного мира отражаются в отношениях и связях между понятиями, суждениями и другими мыслительными формами. Логика не столько наука о правилах мышления, а о мыслительных формах, их свойствах и связях.

Логика говорит о мыслительных формах, имея ввиду, что эти мыслительные формы - конструктивные формы и отношения различных предметов, существующих вне пределов человеческого сознания.

Логика – не часть психологии. Закономерности логики находят применения в различных областях, так как имеют онтологическое содержание.

«Логика – теория рассуждений и их элементов, которые отличаются правилами рассуждения от неправил на основании их единственной формы». Брюшинкин

Логика моделирует реальное человеческое мышление, но представленное в абсолютной форме, вычленяя отношения вещей в реальном мире.

Ленин «Объективное содержание логики возникает благодаря тому, что человек долго повторяет практические действия»

Законы логики – идеализации, абстракции отношения человека к миру. До логики – математика, риторика, философия.

Риторика – искусство публичного выступления. Способы убеждения, аргументации. Важным социальным условием возникновения логики является античная демократия городов, полисов. Каждый должен был отстаивать свои права, мнения публично.

«Агон» - соревнование. «Агония» - борьба жизни и смерти.

Словестные споры – спорящий должен быть последовательным, противник стремился довести его до противоречия самому себе. Отвечающий принимал все последствия спора.

Логика Аристотеля создается ля того, чтоб предохранить мышление от непоследовательности.

«Топика», «Софистические опровержения» - трактаты Аристотеля.

В это время существовала софистическая практика - сознательные ошибки, приводящие к победе одной из спорящих сторон. «Вор не желает приобрести ничего дурного. Вор желает хорошее». Логические принципы и законы, отражающие свойства вещей, отражающие общую природу вещей.

Логика изучает свойства относительно ко всему, что существует, а не к отдельной области. Логика – вводная часть ко всем научным дисциплинам. Цель логики – определить как из одних вещей можно выводить другие. Принцип – правильность вывода определяется логической формой, структурой, не зависит от конкретного содержания.

Истина: если, то

Вывод: есть, значит.

Правильные рассуждения можно свести к системному применению небольшого числа системных правил.

Определенные приемы существовали ранее, но Аристотель подверг эти приемы анализу с точки зрения правил. Все металлы электропроводны. Германий металл. Следовательно, германий электропроводен.

Рассуждать логично, следовать схемам. Лежащим в основе логических правил мышления. Законы логики не зависят от сознания человека и зависят от объективной реальности. Аристотель сформулировал три закона логики.

1. Каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторе должна иметь одно и то же определенное устойчивое содержание.

2. Не могут быть истинными две противоположные мысли о предмете, в одно время и в одной форме.

3. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном отношении – одно непременно истина.

Вещь либо есть, либо нет, а третьего состояния не бывает. Если есть истина, то она и есть истина, не может быть ложной. Нарушение третьего закона говорит о ложности. Противоречие недопустимо в научном рассуждении. Наличие противоречия – признак заблуждения. Обнаружение противоречий в науке – сложная методологическая задача. Если теория строится аксиоматически (исключая противоречия), то задача упрощается (механика Ньютона). Лейбниц, закон достаточного основания – всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Логические формы по Аристотелю: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – обобщенный мысленный образ, указывающий на признак, который данный предмет отнести к определенному классу предметов (существенный признак).

Каждой вещи присуща своя сущность. Благодаря сущности вещи не теряют определенности и являются тем, чем им надлежит быть.

Познать вещь означает установить сущность.

Отношение между вещами это отношения между понятиями, откуда следуют суждения и следуют умозаключения. Мыслительная деятельность может иметь дело с суждениями и умозаключениями. Отношение между понятиями это отношения родовидовые, складываются в подчинении и обратной зависимости между объемом и содержанием.

· Фигура

· Плоская фигура

· Прямоугольная плоская фигура

· Четырехугольник

· Параллелограмм

· Ромб

· Квадрат

 

· Мебель

· Комнатная мебель

· Кухонная мебель

· Сорт мебели, предназначенный для сидения

· Стул

 

· Хордовые

· Ланцетники

· Рыбы

· Земноводные

· Пресмыкающиеся

· Птицы

· Млекопитающие

 

Объем и содержание находятся в обратном соотношении.

Определить понятие – это значит указать на его содержание

Определить понятие через родовидовые отношения.

Параллелограмм – это четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.

Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны.

Стул – это сидение со спинкой, без подлокотников, предназначенное для сидения человека.

Определить научное понятие всегда сложнее, чем бытовое. В науке требуются фактические и логические точности (указание на существующие свойства).

Суждение – это мысль, соединенная воедино. Соединение понятий в одну законченную мысль. Бывает истинным или ложным.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводятся другое следствия.

Виды умозаключений:

1. Дедуктивное – от общего к частному. Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно Сократ смертен.

2. Индуктивное – от частного к общему.

В индукции иногда обобщение делается не на основе полного анализа, а только частичного. Следовательно имеет вероятностный характер. Дедуктивное утверждение – всегда истинно, если истинна посылка. В учении о силлогизме Аристотель выясняет когда из двух высказываний следует определенное заключение.

Кант оценил логику Аристотеля как законченную и завершенную науку, но также определил логику как закон мышления исходя из априорных форм.

Дж.Буль – английский логик и математик «Математический анализ логики» 1847 г. «Исследование законов мысли» 1854 г. «Алгебра логики.» Применил алгебраические методы к изучению логических объектов. Алгебра использует буквенную символику. Алгебра логики рассматривает конкретные высказывания только с точки зрения истинности.

Кроме символов, обозначающих высказывания, вводятся символы для логических операций. Алгебра логики находит применение в теории релейно-контурных схем.

3. Общетеоретические и эмпирические методы научного познания

a. Общетеоретические методы, развитые в контексте логики Аристотеля

Дедукция – (выведение) метод исследования, когда мысль выводится из других мыслей логическим путем. Очень востребованный метод. Дедукция возможна потому, что есть познание о классе предметов.

Индукция наведение мысли а предмет с присвоением свойств, присущих всему классу. («Все французы - рыжие»). Специальный отбор фактов для увеличения достоверности вывода – проба.

Анализ и синтез.

Анализ – метод исследования, при котором предмет мысленно расчленяется на отдельные части, которые исследуются отдельно

Синтез – метод исследования, при помощи которого отдельные части собираются в единое целое.

Обобщение – приравнивание единичной вещи к классу

При обобщении единичная вещь приравнивается на основе существующего познания.

Наука стремится к максимальному обобщению.Высшее обобщение приводит к философским категориям.

Аристотель говорил, что наука возможна только об общем, так как всё необобщенное и взаимоизолированное есть только случайное.

Современная наука интересуется индивидуальностями (геология, биология).

Абстрагирование – мысленная деятельность человека, заключающаяся в отвлечении от несуществующих свойств, связей, отношений предметов.

При абстрагировании внимание человека останавливается на интересующих его предметах.

Конкретность теории обеспечивается разносторонним характером и абстрагированными связями. Ученые – любители абстрактного, но отдельно исследуют абстракции в теории. Кто мыслит абстрактно? Ученый мыслит через абстракции конкретно. Абстракции позволяют заменить сложное простым, выражают главное, существенное.

Идеализация – прием, при котором описывается абстрактный объект, предельный случаю реального объекта. Пример: точка, прямая линия, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело.

Аналогия – подобие, сходство предметов, признаков в каких-либо свойствах или отношениях. Аналогия лежит в основании моделирования. Модели эквивалентны изучаемым свойствам.

Умозаключение по аналогии – это логический вывод в результате которого достигается знание о свойствах одного, на том оснований, что он имеет сходство с другим предметом. В науке аналогии играют важную роль. Начало классической физики положено Галилеем, который предположил, что небесная и земная механика схожи.

Классификация – форма систематизации знания в виде системы классов, распределения объектов на основе сходных свойств.

Конечная цель систематизации – выявление естественного порядка в природе, устремленность к поискам естественной классификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.