Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции ценности




1) Космоцентрическое, теоцентрическое (религиозное). Именно бог – это истина, добро и красота. Фома Аквинский XIII

2) Натурфилософия. Ценности – качество природы. Кене, Тюрго. Земля – источник богатства.

3) Социоцентрическое происхождение. Ценности форм общественным трудом.

4) Культуроцентризм – Г. Риккерт. Ценности – это нормы человеческого сознания, его культурного творчества.

5) Позитивизм. Ценности рождаются индивидуальными предпочтениями. Это результат индивидуальной оценки. Дж. Мур

 

2.Ценностное сознание. Эмоциональные и рациональные ценностные оценки и их роль в науке

Как постигаются ценности? Благодаря ценностному сознанию. В сознании можно найти много слоёв. Одно из них – ценностное. Схватывает ценностные свойства бытия чувственно-эмоционально, а затем формулируют рациональные формы оценок в оценочных суждениях. Специфика – отображает не физические, а ценностные свойства.

Эмоции позволяют переживать и формировать ценностное отношение к миру. Ценностная оценка начинается с эмоции и заканчивается ценностными суждениями и понятиями.

Благодаря оценке осознается реальность как ценность и выражается в оценочном высказывании. К высказыванию «снег красив» нельзя применить критерии истинности – ложности.

Норма – оценка становится социально значимой, социально закрепленной. Связано с действием человека. Существуют вместе с санкциями – угрозами наказания.

Канон – (палка) в религии, искусстве. Правило, совокупность правил. В религии – правило веры. Из постановления соборов вселенских, местных.

Стандарт, образец, эталон, модель, для контроля качества продукции, для сравнения получившегося с оживанием. О кондиции. Все уходят к идеалу, к представлению о высшем совершенстве. Идеал – предельная цель, отвечающая человеческой склонности. Идеал может выходить далеко за пределы действительность. Либо идеал нужно отбросить, либо изменить действительность. Предполагает веру в него, без нее теряет поддержку и перестает быть реальной исторической силой. Предполагает служение ему, безусловное подчинение, как совершенному благу и высшей цели.

В науке – нормы, стандарты, регулятивные принципы и идеалы.

Стандарт – мера точности, которые должны быть достигнуты. Строгость рассуждений. Объем и широта используемых данных.

Регулятивные принципы:

1) Принцип простоты. Бритва Оккама. Привычность, консерватизм – объяснение нового при помощи уже известных законов.

2) Принцип универсальности. Проверка новых положений на материале более широкой области чем та, на которой они получены.

Идеалы – истинность, объективность, воспроизводимость, теоретичность, ожидание, что итогом исследования будет теория, а не феноменологическое описание.

3.Ценностные аспекты научного знания и познавательной деятельности

Философия науки. Краткая энциклопедия. Лебедев.

Аксиология науки это осмысление общественного предназначения науки, как человек науки реализуют свой личностный смысл, какие идеалы реализуются, какие мотивы движут. Аксиологически осознать иерархическую структуру науки – наша цель. Науку надо рассматривать системно. 3 стороны науки.

I. Наука – система объективно истинного знания о законах действительности.

II. Наука – это система познавательной деятельности.

III. Наука – это социальный институт с организацией, структурой, внешними связями с обществом и его сферами.

Все три ипостаси иерархичны, что предполагает наличие в ней ценностных отношений.

Возьмем науку как систему знаний. Её предметно-концептуальную сторону, то увидим, что знание организованно дисциплинарно. А дисциплины тяготеют к определенным областям или классам. Математечески-логическая, социально-гуманитарная, естественная. Они не выглядят стоящими на одной доске. Наиболее развиты – математика и физика. Остальные менее развиты теоретически. У математики нет экспериментальной базы. Поэтому образец – это физика. Есть эмпирическое и теоретическое. В разные эпохи оказывается максимально востребованными некоторые области знания. В средневековом Китае – особенно важно знание филологии. Чиновник был и ученым. Чтоб сохранить статус чиновника сдавали экзамен, а именно писали сочинение по литературе.

Научные знания расширяются. Астрофизика, биофизика, математическая физика. Узкая специализация сужает мировоззренческий кругозор.

Виталий Лазаревич Гинзбург. Лекция 1971 г «Успехи физических наук». «Какие проблемы физики и астрофизики представляются важными и интересными». Важность, интерес – оценка. Затем статья стала книгой.

Существует аксиологическая шкала произведений художественной литературы. Филологи выделяют классику, беллетристику, массовую литературу. Также научная литература. В науке нужны оценки той или иной работы, того или иного направления.

Б.В.Раушенбах: о С.П. Королеве «Получая заказ на боевую ракету какой то их процент сделать в академическом варианте».Благодаря его инициативе космическая программа в СССР одержала блестящий успех.

Сначала появляется сырая идея, которой придают зрелый, совершенный вид. Что такое идея? Чем она отличается от концепта, теории?

· Идея целостна и образна, а понятие – продукт расчленения, обобщение и ненаглядно.

· Содержание идеи не подлежит точному определению. Понятие должно быть определено. Для этого символы, образы, метафоры.

· Идея связана с эмоциями. Из «понятия» образные аффекты изгоняют.

· Идея обладает чувством личной принадлежности. Фейнман, нобелевский. лауреат: «Моя идея показалась настолько логичной и изящной, что я влюбился в нее без памяти».

· Идея обладает субъективной достоверностью. Истинность понятия в соответствии с действительностью. Идея вынашивается в моем духе. Потом признание. Результат веры и сомнения. Вера в то, что наука должна лежать в основе социального переустройства. Вера рядом с сомнением – это эмоциональные оценки. Либо знание как истина, либо достоверно-недостоверное одновременно.

 

Ф.Бэкон выразил роль сомнения в науке. Антидогматический характер науки.

Фундаментальное и прикладное знание. Организованы иерархически. Ценностная вертикаль. Исследования могут совпадать по области, но их цели раличны. Фундаментальные науки постигают сущность, ищется истина. Прикладные – решают практические задачи, отвечающие интересам общества, групп людей. Прикладные науки используют готовые знания в той или иной степени. Фундаментальные знания в натурфилософский период европейской культуры отождествлялся с наукой вообще. Прикладную - наукой не считали. Фундаментальные знания получили прочный ценностный приоритет. Аристотель впервые сформулировал это. Поставил умозрительную деятельность выше творческой и практической. Математика, физика, теология (первая философия) выделены Аристотелем. Первая философия – высшая форма познания в силу ее предмета, то есть божества и его свойств. Аристотель уже предполагал иерархию всего знания, которое является умозрительным знанием, а оно венчается учением о божественном. Фундаментальные науки получали определение «чистых». «Чистый, высокий» – имеют не только прямой смысл, но и переносный, нравственный, ценностный. Чистый – грязный, аналог верх-низ, дух-тело. Чистая наука имеет преимущество верха, духовности. По Платону, всё, что связано с телесным неизбежно наполняется дурным влиянием. Очищение души происходит у философа. Вся жизнь философа – подготовка в занебесный мир идей, где существует чистое познание. Философ духовно превосходит всех, но философу нужно отрешиться от материального. Ниже – воины. Ниже – крестьяне, ремесленники. Это утопия Платона.

В Новое время вызревает мысль, что подлинное знание находится в тесной связи с практикой, с материальным производством. Ученые-теоретики гордились, что их теория не может применять на практике. Установка чистого познания на познание истины – до сих пор. Духовный, культурный потенциал чистого знания сохраняется до сих пор. Ценность науки не может измеряться её практическим использованием. В этом есть социальный смысл. Чистым знанием занимаются люди обеспеченные, практическим – люди, ищущие куска хлеба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.