Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции языка




· Когнитивная. Познавательная. С помощью языка обозначают объекты действительности, их свойства. Язык – это окраска действительности.

· Эмативная. Язык выражает оценку автора речи к тому, о чем он говорит. Оценка можетбыть выражена разнообразными средствами, может образовываться за счет словообразования, лекции, интонации.

· Эстетическая. Поэтическая. Красота, ритмичность речи, образность ее выражения.

· Апелятивная. Процесс воздействия на адресат речи.

· Креативная. Слово порождает реальность. Проклятие. Открытие олимпийских игр. Слово имеет и магическую роль.

· Фатическая. Установление и регулирование речевого контакта. Цель – завязывание или прекращение разговора.

· Металингвистическая. Смысл исполняемых слов, замечания по поводу неправильно построенных выражений.

Язык и общество. Функциональные разновидности национального языка и их социальная роль

Язык – тип коммуникативной деятельности, социальный по происхождению и сущности. Язык всегда предшествует индивиду. Индивид имеет дело с уже готовыми формами организации и классификации действительности.

Языковая общность – важная сторона национального единства.

Нация – совокупность людей, характеризующейся общностью территории, психологического склада, проявл культурой и языком.

Русский национальный язык – народный московский язык и письменный деловой язык центра страны.

Разновидности: местные диалекты и просторечия(средства общения на локальной территории). Социальные диалекты (профессиональные), просторечия, составляющие устную, некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации.

Койне – общегреческий язык – функциональный тип языка, используемый как основное средство повседневного общения между людьми, являющимися носителями разных языков. Носит стертый, бедный характер.

Литературный язык – образцовая форма общенародного языка. Включает в себя общенародные элементы языка, которые прошли культурную обработку. Вырабатывается оптимальное выражение эмоций, понятий, образует слитные знания определенных языковых единиц. Основоположником литературного языка русского был Пушкин.

Особенности литературного языка. Письменная фиксация и нормированность. Литературный язык обладает стилистической дифференциацией, объединяет книжную и разговорную речь. Функциональное назначение литературного языка.

Литературный язык призван задавать и поддерживать культурный образец, нормированный характер деятельности этих сфер.

Литературный язык охватывает:

Язык литературы, науки, медицины, публицистики, политики, гос.правления, СМИ.

Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва». Лексика заимстована, но не освоена. Новое дублирует уже существующее.

СМИ активно использует иноязычное слово.

Засилие сленга. Граница между литературой и сленгом стирается. Свободное выражение сопровождается безграмотностью и грубостью.

Искусственные языки – знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где использовать другие менее эффективно или невозможно. Эсперанто.

Для создания таких языков используют формальные методы, правила интерпретации выражений, интерпретация выражений.

 

Эти системы представляют информацию и манипулируют ей в пределах определенных предметных областей, а также служат средством логической их обработки.

Управление производственными процессами, линиями связи, машина не понимает обычный язык.

Естественный человеческий язык отличается от искусственного. Естественный язык имеет безграничное определение, искусственный действует в рамках определенных границ.

Язык науки: онтологические и гносеологические характеристики

Идея создания научного языка возникает в Новое время. Эта идея принадлежит Бэкону. Он предлагает очистить язык от призраков площади (рынка) – языка, возникшего в стихии массовой речевой практики и спекулятивного мышления философов. Мечта философов науки о создании языка науки исходит из системы категорий. Когда ученые создадут единый терминал код информационная машина может стать энциклопедической.

Семиотика – наука о знаках.

Синтактика изучает внутренние структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям.

Прагматика изучает отношение знаковых систем к тем, кто ими пользуется.

Семиотика – мыслилась как наука о знаках и знаковой природе языка.

Исследование языка науки избавить язык науки от нерациональных элементов, улучшить научный язык.

Язык сопряжен с интеллектом, семиотика должна поднять качество мышления тех, кто её овладел.

Способствуют формированию знаний новой области научного знания.

Язык науки – знаковая системная целостность, необходимая для точного выражения и передачи мысли о сущности объекта познания. А также для эффективного осуществления научно-познавательной деятельности. Средство фиксации, передачи и хранения научного знания. Онтологический аспект – должен указать место языка науки в ряду других.

Язык науки предстает как стиль литературного языка, который обнаруживает себя в ритмике, синтаксисе, интонации.

Термин – это слово, ха которым закреплен однозначный смысл.

Терминология, номенклатура.

Язык науки рационален.

Гносеологический аспект подчеркивает единство языка и познания действительности.

Термин необходимо отличать от понятия.

Термин служит названием для понятия. Разные авторы используют разные термины.

Понятие атома в течение времени изменилось. Содержание используемых понятий более важно, чем термин. Термин можно заменить. За терминами стоят понятия, которые образуют теорию. Язык науки дает логическую организованную систему знаний. Наиболее ярко научный стиль проявляется в письменной форме. Но проникает и в устную речь. Проблемы с научным языком: нашествие иностранной лексики, орфография, нормы нарушаются, главы не раскрывают смысл.

Лекция 10. Аксиологические основания науки

1.Аксиология как часть философского знания. Понятие ценности

Аксиология – особая философская дисциплина, исследующая феномен ценности и ценностного сознания, с помощью которого ценности постигаются и созидаются. Использует и формирует ряд понятий: ценность, ценностное сознание, ценностное суждение, оценка, норма. Образец, идеал и т.д. Аксиологические идеи появляются уже в античности. Аристотель, а потом и другие мыслители школы стоиков пользуются понятием ценность.

Axia (греч.)– ценность.

Аксиологические идеи имеют давнюю историю, хотя отдельная философская дисциплина аксиология появилась в конце XIX-XX в.в. Трудно пробивала дорогу в нашей стране. Сегодня стала обычной темой для философских разговоров.

Натурфилософский период: античность, средневековая Европа, Возрождение. Каково состояние дел в аксиологии в этом историческом периоде?

Философское мышление этого периода не только об общих закономерностях действительности, но и аксиологически, ценностное мышление. Философ, богослов не просто знает мир, но обладает сознанием его ценности и тем как эти ценности следует претворять в жизнь. Жизнь – в физическом, предметном и нравственном (ценностном) измерении. По Аристотелю самая главная наука – это наука о цели и о благе. Самое важное определение вещи по Аристотелю – это определение ее значения, хороша она или плоха и что она такое?

Теоретическое философское осмысление человеческого поведения в нравственных категориях добра и зла появляются уже в античности не случайно.

Греч. Философ Ксенократ (4 в до н.э.. ученик Платона. С 339 г до н.э. возглавил академию Сократа) выделял этику, диалектику (логику), физику (натурфилософию).

Гармония – качество совершенной организации природы, произведение искусства человеческого тела. Элементами гармонии выступают: ритм, симметрия, пропорция, мера.

Аристотель рассматривал природу как произведение искусства, вышедшее из рук творца. Природа – творчески сконструированный организм. Мир для античных мыслителей выступал космосом, в силу царившего в нем порядка и гармонии. Человек – микрокосмос, уподобляясь, делаясь образом этого макрокосмоса. Люди античности стремились к этому, это был действенный конкретный идеал.

«Он ел и пил в меру» на могиле античного жителя выбито.

Гармония не бывает нецельной. Целостность – один из атрибутов гармонии. Целое – есть справедливость с точки зрения Платона. Благоустроенное государство обладает целостностью и справедливостью. Тело определяется правильным функционированием всех его членов.

«Природа не так бессвязна как плохая трагедия» Аристотель.

Природа не может быть бесконечной. Она обязательно разрушится.

Порядок – важнейший принцип философии того времени.

Целесообразность – признак порядка. Порядок в живом – целесообразное единство многообразия.

В Средневековой Европе продолжается господство ценностного мышления в философии и теологии. Но центр Вселенной не космос, а творец, создавший все вокруг. Существуют две реальности: постоянная и временная, которые соотносятся как высшее и низшее, как прообраз и образ.

«Природа – это образ божественной благодати» Паскаль

Весь сей мир – сея великая и преславная книга божия. Существуют две книги: Библия и Природа, созданные богом.

До новоевропейской философии в ее структуре выделяли 3 элемента: онтологический, гносеологический и аксиологический.

При этом философия того времени не специализировались на каком-то одном элементе. Они даны синкретично, слитно, вместе. Любой мыслитель рассуждал об устройстве мира, его познании и его целесообразности, благообразности, красоте, порядке, гармонии.

Гиппократ, основоположник научной европейской медицины. Этот мыслитель не только врач, но и философ. Полагал, что мир устроен из земли, огня, воздуха, воды. Человек – гармония 4 видов жидкости:

Вода – слизь (флегматик), воздух – кровь (сангвиник), огонь – желтая желчь (холерик), земля – черная желчь (меланхолик).

Гармония жидкостей – гармония и здоровье. Дисгармония – болезнь.

Приоритет одной жидкости – темперамент (дано в скобках).

Лечение – НЕ ВРЕДИ! Главное – следование природе. Не вмешиваться в ее течение, действовать наряду с ней.

В аксиологии античности вырабатываются следующие принципы аксиологического мышления:

a) Принцип мудрости – единство слова и дела, разума и блага. Философия – любовь к мудрости. А важнейшее качество мудреца – жить в согласии с тем, что он считает благом, истинным знанием.

«От благоразумия – все благодетели. Разумно – приятно, приятно - разумно» Эпикур

Ценится цельность духовной жизни человека, личного и общественного, разума и чувств.

b) Принцип иерархизма. Различие в разных элементах бытия.

«Кто любит попа, кто попадью, а кто попову дочку».

Ангелы, архангелы, херувимы, силы, законы. До 9 градаций в средневековой теологии небесной действительности. У Гераклита – прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. Лестница природных стихий. Каждая над другой. Чем выше – тем она мудрее. Огонь самый мудрый. Огонь – это логос, мировой ум. Человек – посередине иерархической лестницы бытия. Небесная иерархия, слои земного бытия, человек – посередине. Сегодня жизнь – это тоже иерархическая система. Высоту человека мерили по отношению к богу. «Быть у бога». Сегодня – по земным богатствам: близости к власти, например. Газпром хотел построить в СПб самое высокое здание и здание в 400 м построили в отдалении от центра.

c) Принцип эмотивизма, принцип сердца. Служит направляющей идеей в понимании того как ценности осознаются. Как они становятся известны человеку, с помощью каких духовных орудий человек схватывает ценностные свойства бытия. Согласно нему в постижении ценностей главную роль играет эмоциональная сфера, их способность чувствовать значимость поступков своих и поступков других. Совесть. Эмоции – первичная форма обнаружения ценностей окружающей действительности. С древности известны анекдоты, связанные с именем Архимеда. Однажды он догадавшись об основном законе гидростатики, будучи в ванне, выскочил из неё, он побежал как был, крича «Эврика!!!». «Ай да Пушкин, ай да сукин сын»: Пушкин про себя после написания «Бориса Годунова». Эмоциональная реакция характерна для живого. Ребенок чувствует интонации, животные также. Демокрит считал, что удовольствие и неудовольствие показатель полезного и вредного. Критерий для выбора – чувство.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с мотивами и отраженных в форме непосредственных переживаний (радость, страх) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Аксиологическое мышление задает эту установку на важность эмоционального отражения окружающего мира и существенно дополняет приоритет рационального в познавательной деятельности человека. Христианство вносит в принцип эмотивизма свой вклад. Ибо библейская антропология имеет не головной (интеллектуальный), а сердечный характер. Главное понятия – вера, надежда, любовь. Сердце – центр эмоциональной сферы – в ветхом завете это слово в Библии упоминается 851 раз по Аверинцеву. Интеллект – голова, эмоции – сердце, воля – печень. Голова и сердце соотносятся как разумное и эмоциональное.

Естествознание Нового времени изгоняет из круга внимания ценностную проблематику. Наука Нового времени иначе относится к окружающему миру. Предметом становится то, что можно измерить, взвесить, то есть исследовать физически. Опыт отбросил ценности и отождествил природу с отдельными телами, со свойствами предметов фиксируемых в опыте. Существование ценностных свойств природы как независимых от человека стала отрицаться. Лондонское королевское общество отделило гуманитарные вопросы от естественнонаучных, тем самым лишило естествознание естественнонаучных аксилологических проблем. Роберт Гук (основоположник Лондонского королевского общества), его рукописи: «Развивать опытом естествознания машины. Не вмешиваясь в мораль, риторику, логику». Исследовать то, что дано в опыте, физические свойства. Не затрагивать гуманитарные вопросы. Было опасно, так как можно поспорить с церковью. Изучение целого по частям – это установка на редукционизм. Из механицистского мировоззрения возникает отказ от аксиологии. Представление о сущности всех явлений как явлений физических, как движения в однородном и бесконечном пространстве материальных точек присуще не только естественникам, но и философам, которые курировали, обеспечивая методологическими основаниями классическую науку.

Спиноза рассматривал понятие добра и зла, порядка и беспорядка вследствие человеческого произвола, склонности людей рассматривать мир через призму полезности. Изумление перед совершенством человеческого организма Спиноза объясняет силой невежества. Призывал не плакать, не смеяться, но понимать. Эмоциональная сфера сознания способна дать лишь смутные идеи, бессилие в укрощении эмоциональной сферы порождает рабство. Человек подверженный удовольствием-неудовольствием не владеет собой, находится в руках фортуны. Хоть и видит лучшее, но принужден идти к худшему. Разделение свойств бытия на физические и ценностные, последние отбрасываются. Отвергается механизм их познания. Начиная с классической науки Нового времени, сознание – это результат работы интеллекта. Не осознает значимость, накапливает знания.

XIX-XX позитивизм. Отголоски такого понимания существуют до сегодняшнего дня. Эмоции имеют отношение к продуктивному исследованию.

«Мысль, заостренная чувством глубже проникает в свой предмет» Рубинштейн

Мышление и эмоциональное образуют единство. Распад характерен для шизофрении. (В плане логики нормально, а объективного реагирования – имеются проблемы)

Велико влияние Канта, который впервые показал, что разум – это не полый господин в познании окружающего мира. Воля. В плане оценки надо обращаться к чувствам. Впервые концептуально показал, что нельзя сводить духовную жизнь человека к работе одного интеллекта. Рациональная установка переориентировалась на различные другие варианты, возникает эмотивизм – первенство эмоций в духовной жизни человека, волюнтаризм – первенство воли в духовной жизни человека.

Неоконтианство пришло к мысли, что философия и есть по сути дела аксиология. Начала аксиологии положил – Рудольф Герман Лотце (1817-1871 гг) В «Микрокосм» заявлена идея аксиологии. 1902 г француз Лапи отделил тематику проблемы гносеологии от проблем ценности и назвал дисциплину «аксиология». Генрих Риккерт (1863-1936 гг), неоконтианец, особые сферы ценностей существуют обособленно от действительности. Они дают о себе знать через культурные блага, с которыми человек имеет дело и через оценки, которые человек способен дать окружающей действительности. Но оценки – не есть ценности. Ценности – в особой сфере реальности. Существуют два аспекта аксиологии: учение о ценностях (онтологические проблемы аксиологии) и учение об оценочном восприятии, «познании» (отражательная способность аксиологии).

Ценность как объективное качество, которое определено местом этого качества в природном, социальном, культурном мире. Ценность – одно из свойств иерархической структуры объективного мира, системное качество объекта не проявляющееся вне определенных отношений этого объекта с другими объектами. Различают ценностные и физические (предметные) свойства вещей. Анекдот о Наполеоне: «Верзила оказался рядом с Наполеоном и произнёс: «Я Вас выше!» На что Наполеон ответил: «Дурак, не выше, а длиннее!».

Физические предметные свойства подлежат измерению, не существуют вне ситуации взаимодействия, отношения с субъектом. А ценностные по отношению с субъектом, как значимость, как цель, как личностный смысл существования. Ценностью обладает сначала предмет, а потом – понятие, представление о нем, норма. Ценности постигаются, отражаются различными видами культуры. Постигаются в виде бинарных конструкций, пар понятий. В мифологии: небо-земля, левое-правое, женское-мужское, прекрасное-безоразное, трагическое-комическое, добро-зло. В религиозном: святое-греховное. В науке: истина-заблуждение. В экономике: богатство-бедность. В нравственности: справедливость – несправедливость. В политике: свобода-порабощение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.