Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономический аспект возникновения средневековой европы

Взять науку как социальный институт.

Иерархическая структура научной деятельности и ее ценностные аспекты.

Разделение труда в науке – условие ее эффективности. Функционирование уровней научного познания: эмпирического, теоретического, метатеоретического. Каждое из них обусловлено выполнением особых познавательных задач. На эмпирическом уровне познают чувственную данность предмета, природу в её феноменальном измерении. На теоретическом уровне – вещи и явления окружающего мира предстают как сущности, описываемые понятиями, законами, абстракциями. На метареоретическом уровне – выявляются мировоззренческие основания той или иной теории: принципы, идеалы, цели, научная картина мира. Ученые делятся на экспериментаторов и теоретиков. Те и другие получают взаимные оценки друг о друге.

Гинзбург: «О физике и астрофизике» «Физиков делят на экспериментаторов и теоретиков. Экспериментатор сидит у установки и измеряет. Долгие годы уходят на это, для того, чтоб, скажем, уточнить значение давно известного параметра. Теоретик сидит за рабочим столом с видом на сад, лежит дома на диване размышляя о «Природе вещей». Или производя вычисления. Теоретик не любит экспериментатора, экспериментатор не любит теоретика. Разные социальные облики того и другого»

Философ непонятно что делает. Ученые и экспериментаторы, и теоретики недолюбливают философов.

Центр – перифирия, руководитель – исполнитель, лидер – молодой ученый.

Роль авторитета в науке. Прав оценка лидера.

Наука связана с обществом. Иерархические отношения и ценностные аспекты в этом отношении. Наука оценивается в каждой стране. Ученые выступают в качестве экспертов в различных областях деятельности человека.

 

 

4.Аксиологическое содержание научного этоса

Фейнберг Евгений Львович (род. в 1912 г) академик, физик-теоретик считает, что естествознанию не присущи этические аспекты. Разграничения что хорошо и плохо в самом знании нет.

Бертран Рассел в «Истории западной философии» отмечает, что нравственная ущербность науки в том, что она способна творить чудеса, но с другой стороны, наука не знает какие чудеса ей следует творить.

Гегель упоминает об истинном слове и истинном деле.

Стремление к истине имеет нравственную подоплеку. Поступки ученых вызывают положит чувства: Чакрабарати, индийский микробиолог, в 80-х г, получил штамм микробактерий, перерабатывающих солому с выработкой метана. Но бактерии оказались патогенными для человека. Тогда учёный уничтожил культуру бактерий и сжег все данные об эксперименте.

Этос науки (греч. нрав, характер. Наряду с физис – бесконтрольная природа человека и пафос – противоположен этосу - неразумный стиль поведения, эмоциональный) - разумный стиль поведения.

Роберт Мертон, социолог XX в. Применил понятие этоса в рамках социологии науки – это набор согласованных норм, эмоционально воспринимаемый комплекс правил, предписаний, суждений, давлеющих над научным сообществом.

Мария Оссовская польский мыслитель XX в, этик. Этос – это стиль жизни какой либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей. В научном сообществе есть правила, нормы, которые требуются выполнять. Они не записаны, но их требуется выполнять. Этос появлялся еще в античности.

Роль доказательства. ТЫ должен признать самое неприятное для себя положение, если оно доказано.

Ты должен отказатся от предположения, если оно опровергнуто.

Подлинная награда за научную деятельность – приоритет авторства в открытии. Фалес поведал богатому обывателю, что луна и солнце в угловых размерах одинаковы. Не требовал за это денег, а требовал приоритета.

Эзотерическое и экзотерическое знание. Знание для всех и знание для внутреннего пользования. Долго господствовало.

Проступок Гиппаса, который поведал тем, кому не должно о пропорции и несоизмеримости стороны квадрата и диагонали квадрата (рациональные и иррациональные числа). Гиппасу соорудили могилу на кладбище и вскоре он утонул.

Традиция клятвы. Гиппократа.

Мертон: на протяжении столетий существует 4 принципа научного этоса:

· Универсализм. Наука безразлична к тому, кто ее продвигает. Нельзя сказать «КТО ТЫ ТАКОЙ?». Не апеллирует к человеку.

· Принцип общности, коллективизма. Наука не должна знать национальных классов, роли барьеров. Результаты – достояние всего человечества.

· Бескорыстие. Нет высшей ценности, чем истина. Фундаментальное знание выше прикладного.

· Организованный скептицизм. Наука есть сообщество свободно мыслящих людей. Для которых нет больших авторитетов, чем разум и опыт. Любое научное положение подвергается сомнению (проверке). Кейптаунский человек-шутка.

Попытка выдать чужие результаты за свои – плагиат.

 

Лекция 11. Наука в античности

1. Начало науки как философская проблема

Проблема начала науки рождается из трудности определения того, что такое наука. Наука как истинное знание иногда определяется как любое знание. Значит наука существовала всегда. Молоко сбегает если его вовремя не убрать с огня – это истина, проверенная неоднократно практикой.

Не всякое знание – научное знание. Что является истоком научного знания? Каковы условия возникновения науки? Наука возникает не на заре человеческого общества, не сразу. Предшествующими этапами были развитие донаучного и преднаучного знания. Условием возникновения научного знания выступает философия. Это важный фактор для возникновения науки. Так как философия позволяет осмыслить феномен знания, осознать его самоценность, общественную значимость, его методологию. Еще философия позволяет освободиться научному знанию от различных форм иррационального знания, то есть магии, мифа, религии, встать на путь рационального мышления, способного познание совершать в форме понятия, теории, законов, принципов. Формы рациональности менялись. Они разные в античности, Средневековье, Новом времени, современности. Рациональность – понятийное постижение действительности. Рациональная форма возникла не вдруг. Процесс перехода от иррационального к рациональному – это путь от мифа к логосу. Карл Ясперс, экзистенциалист: «В истории познавательной деятельности три этапа. Познание начинается с зарождением человеческого общества. 1 форма – мифология, магия. Существует с необходимыми повседневными, бытовыми, производств знаниями. 2 этап – появление философии. Античность. И в Индии, и в Китае. Позволяет сформироваться новому типу чел познания, прообраз науки. 3 – многообразные формы научного познания Нового времени»

Донаучное знание – в ходе практической, обыденной производственной жизни человека. Сельское хозяйство, медицина, металлургия. Первые формы познания в ПО обществе включались в хозяйственно-бытовую деятельность, но не выделялись в качестве особой формы деятельности. Врачевание. Болезнь по причине действия демонических сил. Медицинская магия – изгнание демонов из организма больного. Но позитивное знание – лекарственные растения, хирургическая практика. Кесарево сечение, трепанация черепа, кастрация.

Преднаучное знание. Занятия в Египте Вавилонии математикой и астрономией научная ли деятельность? Применялись сложные математические методы для обработки результатов вычислений в Вавилоне. Вавилонских звездочетов не интересовало устройство вселенной. Им не приходило в голову промоделировать устройство вселенной, солнечное затмение. Они не задумывались об истинном, а только о видимом движении планет. Небо решало практические задачи. Судьбы царств, лиц. Расчитывали религиозные праздники. Принципиальное отличие древнегреческих форм познания – они стали интересоваться устройством мира из чистой любознательности. Они пытались понять истинное положение дел, а не кажущееся. Он впервые стали моделировать космическое устройство и функционирование космических тел, планет, а также механизмов природных явлений вообще. Это связано со становлением философии в 6-5 в.в. до н. э. Именно это вызвало качественное изменение характера человеческого познания. Греческое чудо – резкий переход от преднаучных форм к собственно научным формам мышления в рамках философии.

Резкое изменение культуры. Переход к государству с письменностью, институтами слова, книжное образование, учебная литература. Философия создала атмосферу критичности, сомнения в мифологии. Агональность древнегреческой культуры означает соревновательность. «Платон мне друг, но истина дороже». Созерцательность – черта всей дренегреческой философии и способа познания окружающей действительности. Он наслаждались эстетическим – практически незаинтересованным восприятием мира – в отличие от практицистского знания восточных народов. Философия невозможна без авторского начала. Созревание авторства – показывает греч демократию и форму полисной жизни. Должности выборны – кроме жреца и полководца. Отсюда необходимость гуманитарного знания, доказывать точку зрения, защищаться в суде. Практическое отсутствие сословия жрецов и чиновников, по сравнению с Египтом, Вавилоном. Особенность мышления греков предопределило натурфилософский период. Отсутствие эксперимента – характерная особенность античного мышления. Галилей, Ньютон, Кеплер – экспериментаторы Нового времени. Греки располагали эмпирическим материалом, но он не включал в себя эксперимент. Умозрительные формы мышления. Производственный, ремесленный опыт давал многое. 6 в до н э о. Самос, построен водопровод. Длина – 1 км. Рыли с двух сторон горы. Требовалась большая точность в проведении геодезических измерений. Обыденный, житейский опыт. Демокрит, Левкипп, Тит Лукреций Кар – не имели современных способов наблюдения микромира, но они наблюдали пылинки в комнате, кот освещал тонкий луч солнца через ставню. Обращались к обыденному опыту, чтоб доказать, что все состоит из частиц.

Гномон – солнечные часы. Эратосфен выяснил размеры земного шара. Гиппарх, Посейдоний измеряли расстояния от Земли до Луны. Не сущ идеи использовать эксперимент для подтверждения или опровержения теории. Методы упорядочения материала – правила и нормы логического доказательства. Отсюда мат дедукция. Мыслители пользуются аналогиями. При этом сравнивают природные процессы в неживой природе с процессами в живом организме или деятельности человека. Набор категорий, состав парные оппозиции:

Пифагор

Предел – беспредельное

Нечет – чет

Единое – многое

Правое – левое

Мужеское – женское

Покой – движение

Прямое – кривое

Свет – тьма

Доброе – злое

Квадрат – прямоугольник

Нормы логического мышления. Зенон Элейский он впервые пользовался логически доказательствами. Парменид – бытие поймано разумом, а чувства дают ложное познание.

Греки создали математическую теорию. Результат мат исследований должен быть получен путем логических рассуждений. Ход рассуждений должен был отвечать высокому уровню строгости, вырабатывается мат дедукция. В античности не была обнаружена связь между фундаментальными исследованиями и их прикладными приложениями. Архимед в постановке научных задач руководствовался чистой любознательностью. Закон гидростатики создан потому, что его это заинтересовало.

Механика, земледелие, медицина, мореходное тело, театральное искусство не считалась наукой. Это было искусство и техника. Древние мыслители считали, что техника противостоит теоретическому и опытному знаниям. Хотя в области искусств вызревали важные научные положения. Скачок в культуре позволил Греции стать лидером в средиземноморье. Часто их приглашали как инженеров, врачей в другие страны. Так продолжалось до эллинского времени.

2. От мифа к логосу. Путь становления античной философии и науки. Философские школы и научные программы эпохи классической Греции.

Античный – относящийся к Др. Греции, Др. Риму. Начало Др. греч. Истории уходит в эпоху троянской войны, что описано Гомером. Философские школы возникают в 6 в до н. э., школа Пифигора и школа Элеатов (родоначальник Парменид). Школы осуществляют свою деятельность до начала 6 в, в 529 г н.э. по указу императора они были закрытии в Афинах. В Риме философы были под запретом в 74 г н.э. Известно 400 имен дргреч мыслителей. Географически философы др греции образуют восточную ветвь (Милет, Эфес) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Западную ветвь (о. Сицилия) школы Пифагора и Элеатов, Парменид, Зенон, Эмпедокл (из Агригента). Центральная ветвь (Афины, Абдеры) Демокрит. Первый период развития философских школ – досократический период. (Сократ (469-399 г до н.э.).) Труды по цитатам работ позднейших авторов. Главная тема досократиков – наука о природе. Так как она велась философскими средствами, поэтому эта древняя физика назвалась натурфилософией. Опирались на опыт производственный и бытовой, на мифологические представления, на собственные наблюдения. Развивалась вместе с астрономией и математикой. Единство философии и науки в этот период. Природа в нынешнем понимании – это та часть окружающего мира, которая не является продуктом деятельности человека. Природа – это сущность вещи, его главная характеристика. В древнем понимании природе противостоит «номос». Природа в те времена – естественная закономерность, внутренне присущая вещам и миру. Номос – установление небожественного или человеческой, внутренне не присущее вещам. Древние физики искали внутренне присущие миру закономерности, кот обуславливают развитие вещей и явлений. Аристотель назовет науку о природе физикой, а мыслителей – физками или физиологами. Основная проблема науки о природе – происхождение и устройство мира. Для решения проблемы др философы использовали знания мифов, но пытались их рационализировать. Очистить их от антропоморфных представлений. Мифы посвещены космгонии – происхождении мира. Оно освобождали мифы от антропоморфизма. Использовали мотивы: состояние о первичной бесформенности мира, хаос, океан. Отделение неба от земли. В мифе небо и земля олицетворялись в мужском и женском начале. Идея эволюции мира в сторону его большей порядочности и совершенства. В мифе – борьба поколений богов, что завершалось воцарением справедливого бога. Идея эволюции мира в сторону его упорядоченности и совершенства. О первоначалах мира, принципах, архе. Греки изгоняли образы стихий, но оставляли идею божественности природных стихий. Земля, вода, воздух, огонь наделялись вечностью, способностью порождать вечный мир, разумностью, душой, жизнью. Природа несла начала жизни, разума, хотя она была лишена божественного. Оживление природы – гилозоизм. Обожествление природы – пантеизм. У Гераклита – живое жизненное начало – это огонь. Досократики не разделяют на категории материальное и идеальное. Они ни материалисты, ни идеалисты. Мысль выражается на мифо-поэтическом языке. Позже исследователи назовут «О природе вещей» или «О природе».

«На входящего в одну и ту же руку текут все новые и новые воды».

«Всё течет, всё изменяется». Гераклит

Пифагор первым высказал мысль, что нельзя быть мудрым, а можно лишь любить мудрость. Вся полнота знания присуща богу и ему некуда стремиться дальше. Те, кто знают, что знают недостаточно – это философы, а толпа думает, что с них достаточно того, что они знают и ни к чему не стремятся.

Стиль исходящий из тождества мышления и бытия. Умение работать с понятиями и строить картину мира из исходным понятий. Фалес (624-546 до н.э.) первый представитель ионической философии. Он предсказал солнечное затмение. Фалес: всё из воды и в воду. Всё – это вода. Земля поддерживается океаном. Диаметр делит круг пополам. Равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и 2 углам, определял высоту предметов по тени. Анаксимандр: (611-546 до н.э.) земля – парящее тело, ее ничто не поддерживает и она не падает потому, что равноудалена всех точек периферии конечного космоса.

Школа Пифагора. Философ, мат, астроном. Родился на о. Самос, школа в Кротоне (Юж. Италия). Союз просущ до 4 в н.э. Пифигор союз – союз братства. «У друзей всё общее». Таблица умножения, десятичная система счисления, теорема Пифагора. «Всё – есть число». П положил числа в основу мира. Математика это не просто мыслит операция, но и картина окруж действительности. Пифагорейцы открывают гармонию в музыке, через определенные соотношение интервалов в длине струн, что дает тон. Космос означает порядок, противостоящий хаосу. Порядок как надлежащая мира, прекрасное устройство. Красота космоса открывается тому, кто ведет правильный образ жизни. Кто во внутреннем микрокосмосе поддерживает порядок и чистоту. Числовые соотношения для совершенного познания действительности. П вносил логику в мат познание, следует доказывать, а не показывать. Открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной. Отделили искусство счета от теоретической математики. В школе пофагора 2 ступени. Акусматики – слушатели. Математики – познаватели. «Матема» - знание. Набор учебных дисциплин появился в школе Пифигора. Квадривиум – черырехпутье. (Арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Далее объединились в математику.

В Новое время мат сыграла большую роль, но она потеряла онтологическое содержание, стала ВТ. Демокрит (Абдеры) (460-370 гг до г.э.) заложил основы атомистической теории в древние времена. Фигура Левкиппа – легендарна. Демокрит полагал, что мир состоит из атомов и пустоты. Его представления о космосе – бесконечное пространство без краев, в нем проносятся атомы, которые сталкиваются, образуют временно образ вещи, кот вновь распадаются. Фейнман: «Если бы знания оказались уничтожены, то самое важное утверждение об атомах»

 

Дальтон, Менделеев, Резерфорд, Планк доказывали действительное существование атомов.

Сократ (5 в до н.э.) Рядом с ним стоят софисты. Философия стала профессией. Софисты – профессиональные учителя. Искусство доказательства. Основоположник софистов Протагор (Абдеры). За сочинение «О богах» был приговорен к смерти. Но бежал.

«Человек есть мера всех вещей».

Софисты увидели в познании дело относительное. Сократ оппонировал софистам.

У Сократа МИФ приобретает отрицательный смысл. Если до него миф использовали, то С миф отбрасывает. С него начинается фил мышление, умение работать с понятиями. Внимание с природы переносится на человека. Как субъекта мышления, а поле и поступка. Сущность человека – не тело, а внутренний мир. Заговори скорее, чтоб я тебя увидел. Познай самого себя.

С С фил становится саморазумением духа, рефлексией мыслящего человека, выражающего свое знание в понятийной форме. Определит понятия категорий духовного мира. Истина – это процесс, а не результат человеческого искания, поэтому отказывается написать свои мысли. «В споре рождается истина». Фикс знание не обладает способностью учитывать характер читающего. Книги всегда отвечают одно и то же. За словами видел понятия. Красота речи – второстепенна. Истина многолика и бесконечна, несоизмерима с человеческой жизнью. Неспособна вместить всю полноту.

Академия Платона. Не знающий геометрии да не войдет. Просуществовала 1000 лет. Наряду с Платоновской академии другие школы. Киники, послед Антисфена. Эпикурейцы. Сад эпикура. Основоположник эпикуреизма (341-270 до н.э.). Стоицизм – фил школа, которая предвосхищала учение христианства. Зенон из Китиона. 300 г до н.э.. Стоицизм древний, средний, поздний. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Греция, Рим. Философия подняла сознание человека на стадию рефлексивности в этот период. Умению подвергать себя анализу – научное мышление и методология.

 

3. Научно-философская система Аристотеля

Высшая точка развития науки о природе. Аристотель – гений всей европейской науки. Система Аристотеля (384(3)-322 г до н.э.). Картина мира, которая наиболее адекватно выразила сознание античного общества человека этой эпохи. Картина мира отличалась целостностью. Полнотой, универсализмом. Аристотель – сын Никомаха (потомственный врач) и Фестиры. В 18 л – стал учеником Платона. Называл его «Разум». С 343-322 гг Аристотель был в качестве воспитателя Ал Македонского (в 21 год стал главой государства). Школа Аристотеля «Ликей» (до 3 в н.э.). Есть мнение, что Аристотель отравил Ал Македонского. Аристотель был в Афинах чужестранцем. Видели в нем защитника и врага.

В Афинах Школа неоплатонизма побеждает и в ср. 3 в идеи Аристотеля прекращают свое существование.

Стиль мышления. Рационализм, критичность, тщательность. Многие работы – это конспекты лекций, записанные учениками. Удаются описание деталей и критика. Он не был математиком, но хорошо знает мат работы. Эго идея об аксиоматическом построении математики легла в основу Начал Евклида. Мат точность отвлечена от мира, она не универсальна по своей применимости. Математическая точность может распространяться на идеальные объекты. В физике Аристотель ориентировался на качественные характеристики. Физика А феноменологисемкая, а не математическая. Количество – числа и протяженные дисциплины, мат изучают кол свойства отвлекаясь от чувственных свойств, мат познают в помощью разума. Особеность построения мат – она исходит из опред и аксиом, откуда выводят теоремы и другие следствия. Разделение на чистую математику и мат изуч колич свойства опред классов объектов. Мат смешана с физ, астрономией. Для инд стиля мышления утверждает что либо категорично – редко. «видимо, как будто, кажется». Нет заимствованной и иноязычной лексики. Все из греч. Нет термина. Физ – наука о природе, кот изучает род бытия в самом себе имеющий принцип или начало движения и покоя. Имеет дело с таким бытием, кот способно к движению. Ф – синоним естествознания.

Космос конечен, сферич замкнут, центр мира – земля, от земли – вверх, к земле -вниз. Предметы, вещи из разных по качеству вещей. Мир подлунный изменяемыйи надлунный вечный, из эфира.

Живое тело движется благодаря душе. Неживое тело движется благодаря внешнему толчку. Движ и покой различны. Есть абс система отсчета. По кругу, по прямой, частично по кругу и по прямой. Вещи тяжелые – земля легкие – огонь, сред – вода и воздух. Эфир обуславливает движение по кругу – ест движение. Космос заполнен, пустого пространства нет. Скорость зависит от массы. Сила прекращает действие – тело останавливается. Так как есть среда постепенно. Сила, скорость, среда – понятия динамики аристотеля. Призывал проводить исследования на животных. Анатомия человека близка анатомии свиньи. Живосечение – анатомирование живого человека.

«История животных» «О частях животных». Утверждал целесообразность в произведениях природы. Нет ничего лишнего и ничего недостающего. Сущность жизни в особом духовном начале – душе, жизнью называл питание, рост и упадок тела имеющего основание в нем самом. Фих-хим толкование сущности жизни. Первая задачу ученого – систематическое рассмотрение возможных органов животного. Животных столько, сколько возможно сочетаний органов. Критиковал дихотомическое деление Платона. (одушевленные и неодушевленные). Человек – двуногое без перьев по Платону. (Ощипанная курица).

Атлас анатомии который не сохранился до наших дней.

Описал 160 видов птиц. Рыб, млекопитающих.

«О ходьбе» о способах передвижения животных.

Образец деятеля науки. Прообраз науки. Натурфилософский период. Зарождается математика, естествознание, учреждения. Нет эксперимента, нет поддержки государства, нет связи между прикладным и фундаментальным.

4. Наука эпохи эллинизма

Вопрос не рассмотрен

Лекция 12. Наука в средневековой Европе

1. Социальные и культурные предпосылки и особенности средневековой Европы

Задача лекции – решить проблему как средневековью, этому этапу культуры, удалось пронести прометеев огонь познания, зажженный в античности. Как он был передан Новому времени, несмотря на коллизии средневековой культуры? Как удалось приумножить интерес к науке?

Средневековая Европа имеет несколько предпосылок. Было бы легко, если б можно было свести к чему-то одному. Переплетение противоположных предпосылок. Трудно ответить, когда начиналась и закончилась средневековая наука?

Аспект политической истории. Средневековая Европа – наследница античности, древнего Рима и его последнего периода империи (31 г. до н.э. –

476 г. н.э.) Причем надо сказать, и это первая трудность, что в 476 г. н.э. закончила существование лишь Западная Римская Империя. Была Западная Римская империя и Восточная Римская империя. Последняя продолжала существовать под названием Византия. Мы наследники Византии, ее культуры, ее крови. Византия происходит от города Византий, на этом месте Константин I Великий (306-337 гг правления) основал г.Константинополь и в 330 г перенес в этот город из Рима столицу единой Римской империи. Когда Римская империя разделилась, то оказалось, что есть уже готовая столица.

Подданные называли ее Романией, то есть Римской державой, а себя назвали ромеями, то есть римлянами. Византия овладела Грецией, Болгарией, Сербией и Хорватией и отсюда уже и та близость Византии нам. Константинополь посетила княгиня Ольга, что описал Константин VII Багрянородный. Когда Константин VII предложил Ольге выйти за него замуж, то она сказала, что раз она не прошла обряда крещения, то не может стать его женой. Тогда она решила креститься и попросила Константина стать ее крестным отцом. И когда Константин во второй раз предложил ей выйти замуж за него, то она отказалась по причине того, что нельзя выходить замуж за собственного крестного отца. Константин VII показал путь из варяг в Греки и впервые назвал Русь Россией.

Кирилл и Мефодий около 860 г изобрели славянскую грамоту, кириллицу, которая проникла на Русь через Болгарию.

1453 г Константинополь взят Турецкой армией, сделался Стамбулом, столицей Османской империи.

Русь – церковная митрополия. В зависимости от Византии. А когда Византия пала на Руси возникло патриаршество, она стала самостоятельной.

Старец Филафей сформулировал: «Москва – это третий Рим, а четвертому не бывать».

476 г – начало Средних веков. Это политическая дата. Одоакр, командующий Западной армией лишил императорской власти Ромула Августула. Отослал Зенону власть. В 493 г Одоакр побежден и убит остготским королем Теодорихом.

Византия противостояла натискам с севера (остготы) и юга (арабы), а Западная не смогла удержать политическую независимость.

5 в – век великого переселения народов. Изменил облик Европы за счет германских племен, которые считались дикарями и варварами. Вандалы – одно из племен германских завоевателей. В 455 г вандалы захватили Рим.

Почему было великое переселение народов? Возможно из-за натиска с востока аваров, гуннов, татаро-монголов.

Хлодвиг (465-511 гг) в течение 30 лет завоевал территорию Франции и основал династию Меровингов. Принимали христианство и попадали под идейное завоевание побежденных.

В 7-8 вв образовалась мощная мусульманская империя со столицами Багдад и Кордова. В 8 в Багдад пал под Монголами, Кордова покорилась Фердинанду III. Сыграла значительную роль в становлении христианской культуры. Авиценна, Аль Раби. Так как в мусульманских городах развивалась науки, поддерживаемые меценатами, халифами.

Средний век возник в Италии в 15-16 вв, в эпоху Возрождения. От этого термина возникла медиевистика – наука о средних веках. Поначалу средними веками называли европейский период, отделяющий античность от нового времени. Не очень интересный период, темные века. Затем, благодаря исследователям, Карлу Марксу, стало ясно, что в основе смены этапов истории: Античность, Средневековье, Новое время лежит закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. При этом античность – это рабовладение, Средние века – господство феодализма, Новое время – становление и развитие капитализма, буржуазного развития общества.

Вместе с тем стало ясно, что схему: древность, средние века, новое время можно и нужно применять не только к Европе. Она имеет всемирно-исторический характер. И есть общие типологические черты средневекового этапа развития человечества.

Общественно-экономическая сущность Средневековья – возникновение, развитие и упадок феодального способа производства.

Специалисты в истории советского периода сужали свой взгляд на историю средневековья в том отношении, что считали, что их главная задача проследить как зарождается, развивается и приходит в упадок феодальный способ производства. Нас интересуют культурные вопросы, что у Маркса является надстройкой. Периодизация советских историков проста и примитивна для нас. Три периода:

1. Раннее средневековье 5-11 в

2. Развитой феодализм 11-15 вв

3. Позднее средневековье 16-перв пол 17. Зарождение капиталистических отношений

Здесь нет эпохи возрождения (14, 15, 16 вв.) С точки зрения историков это тоже средневековье.

Существовала наследственная земельная собственность, феод. Владение им связано с несение службы и выполнением обязательств в пользу сеньора, который в юридическом смысле был собственником, а высшим собственником был король, который может отобрать и подарить землю. Крестьяне внизу социальной лестницы тоже не мыслили себя вне данной земли. Платили ренту – барщина, натуральный оброк и денежный оброк. Крестьяне кормят, феодалы защищают, священники – посредники бога.

Слитность людей того времени с землей, природой. Ее нельзя было продать, купить и считать своей. Социальная роль пописана еще до его рождения, мало места инициативе и свободы. Отсюда знаковость. Каждому поступку приписывается символическое значение.

Средневековое общество – это общество безграмотных людей. Люди не мылись годами, стыдились собственного тела, ели без вилок и ложек, руки вытирали о волосы пажа. Отсутствовало мыло. Отсутствие канализации, скученность. Жизнь была короткая и полна опасностей. Была эмоциональной и страстной.

Имя возникало как имя плюс место откуда пришел человек.

Идеократический аспект. Христианство. Именно христианство обеспечивала формирование такого политического строя, при котором правящая этита руководствуется в первую очередь идеологической доктриной, обеспечиваемой христианством. В мусульманских странах – ислам.

Христианство (от греч Христос) в употребление вошло в 1 в н.э.

Одна из мировых религий наряду с исламом и буддизмом.

Христианство вместе с иудаизмом и исламом образуют три Авраамические религии, признающие Библию.

Христианство возникло в 1 в. в Палестине как одно из мессианских движений иудаизма. Оказывается в конфликте с иудаизмом, порывает с ним.

Вестминстерский словарь идеологических терминов дает следующее определение: Христианство – религия основанная на жизни, учении и деяниях Иисуса Христа.

Христианство о самом себе говорит, что основано на божественном откровении. Это служит достаточным основанием для веры и нравственности. Факт сошествия Иисуса Христа на землю, история жизни, смерти, воскресения и вознесения на небо. Свидетельство – Евангелия (благая весть). Которые были написаны учениками Иисуса Христа. Канонические книги написаны Марфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Апокрифические – официально не признанные церковью.

Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. В 5 в н.э. Западная Римская империя пала, но церковь осталась. Борьба между Западной и Восточной римской империями закончилась разрывом единой церкви. Предали друг другу анафеме. Западная – Католическая, восточная – греко-католическая, православная.

Чт 27.01.11 17.00 К 413. Основа общества. Доверие. Философский клуб.

Католицизм сосредотачивает понятие церкви в лице Папы, который непогрешим. В православии – церковь непогрешима.

Протестантизм – продукт европейской реформации 16 в. Он переносит право толкования откровения на каждого члена религиозной общины. Здесь непогрешимость ставится в соответствие непогрешимости каждого перед святым духом.

Греко-римская культура эпохи эллинизма оказала огромное влияние. Римляне преследовали христиан, выглядели нарушителями обычаев и государственных культов, но в 324 г император Константин I Великой объявил христианство государственной религией Римской империи. В 325 г в г. Никеи состоялся первый вселенский собор христианских церквей, где утвержден догмат о триединстве бога. Основа средневековой Европы как одна из скрижалей возникает на первом вселенском соборе. Роль религии как идеологического фактора трудно преувеличить. Особая роль вселенских соборов. 381 г Константинопольский, 431 г Эфесский собор, 451 г Халкедонский собор, второй Константинопольский, Третий Константинопольский. Где шла корректировка догматов и разбор ересей.

Христианство несло идеи иудиазма из Старого завета. Мысль о спасении пришла из иудаизма. Только иудеи ожидали спасителя и не полагали, что он был и это Иисус Христос. 10 заповедей Моисея – нравственные заповеди иудейской культуры.

1. Не будет у тебя других богов кроме меня

2. Не сотвори кумира

3. Не поминай бога напрасно

4. Помни день субботний

5. Помни родителей

6. Не убивай

7. Не прилюбодействуй

8. Не кради

9. На лжесвидетельствуй

10. Не желай чужого

Возлюби ближнего как самого себя. Поступай с другими так, как хочешь чтоб с тобой поступали люди. В этом закон и пророки. Золотое правило нравственности.

Стоики как поздние философы эллинизма пропагандировали отказ от земных благ. Этика долга, ригоризма. Л.Н. Толстой повторял: «Делай что должно и будь что будет». Эпикурейцы – стремление к счастью.

Раб есть человек равный по натуре другим людям.

Фенон Александрийский 25 в до н.э. дал один из первых комментариев на Старый завет. Развил учение о божественном логосе – бог действует на мир при помощи нематериальных сил логоса. Высший логос – сын божий. Логос – это слово, соединяющее бога с человеком. Подражание богу путем аскетизма и страдания.

До союза с государством христианство было для низших слоев общества, учение о социальной справедливости отличалось большим радикализмом. Далее христианство становится государственной религией. Учение становится формой идеологии, защищающей интересы социального верха.

Идеология – набор идей, с целью достичь практических целей, сформировавшихся группой людей. Важной становится тогда, когда создается властными структурами с целью оказывания влияния на всё общество. Пропаганда – навязывание обществу идеологии. Связано с оценкой действительности. Философия – служанка теологии.

Догматическая литература. Первые авторы – отцы церкви: из Каппадокии, Малая Азия. Кесарея дала Святого Василия Великого 4 в н.э. Нисса Григорий Нисский, г. Назианз Григорий Богослов Назианзин, г. Неокесария Григорий Неокесарийский. Сделали понятным христианское учение, используя понятие эллинистической культуры, мысли, упорядочили литургическую жизнь церкви и укрепили дисциплину, монашество распространение в Малой Азии, богословские вопросы триединства бога, антропология, мистика, аскетика и проч. Догматика представлена разными жанрами. Была под прицелом внимания интеллектуалов того времени, которые общались между собой и были неравнодушны к тем идеям, которые они выражали. Диспуты – характерная форма общения средневековья.

Средневековая культура не была монолитной, не смотря на то, что стремилась к единству, монолитности. В ней шла струя иудаизма, эллинской культуры античности и встроила в свой контекст Аристотеля, Платона вплоть до атомизма Демокрита. Пласт народной культуры стран западной Европы. Синтез народной культуры и привнесенной христианской. Споры о влиянии идей языческих и иудейских и собственно христианских характерны для средневековья.

2. Основные элементы христианского мировоззрения и его главный источник Библия

Библия с греч. «Книги». Ветхий завет перешел от иудаизма 5-4 в.в. до н.э.

В 3-2 в.в. до н.э. перевод с древнееврейского на греческий прежде всего для евреев, говоривших на греческом языке.

В 419 г на вселенском соборе в Карфагене (Африка) был окончательно утвержден список книг ветхого завета канонических и апокрифических, пришедших от гностиков.

Ветхий содержит 15 апокрифических книг. Веками Библия – общепринята для чтения.

Основа всего обучения и библейские тексты имели силу закона. В светском смысле библия имеет высокую культурную ценность как литературный памятник письменности. Перевод библии на национальные языки положил мотивации написания художественной литературы на национальных языках. Виклиф, Ян Гус, Мартин Лютер перевели библию на европейские языки.

Мировоззрение в библии. Отличие христианства от предшествующих религий в образе Иисуса Христа, что необычно для предыдущих религий. Человеческая и божественная природа Иисуса Христа.

Л.Н.Толстой считал, что Иисус – это человек.

Бог максимально сближается с человеком в христианстве, встает вровень с ним, проявляет подвиги покорности и смирения. На тайной вечере омыл ноги своим учениях, проявив акт смирения. Идея нового человека. До Христа человек обладает чертами Адама и Евы. Первородный грех. Адам и Ева изгнаны и понесли греховную природу. Христос – новый человек. Новое сознание, отношения между людьми. Жертва Христа избавляла всё человечество от первородного греха, но для этого надо поверить в Иисуса Христа.

Возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя.

Идея вочеловечивания Бога необычна для Греков. Необычен физический и нравственный облик Иисуса Христа. Греческий герой – это атлет. Иисус не совершает подвигов в обычном смысле этого слова. Тургенев стихи в прозе «Христос». Сближают с Христосом Сократа. Его красота духовная, внутренняя, но не внешняя. Не боится погибнуть. Общается с отпетой публикой. Не проявляет желания блеснуть способностями и показать свою божественную силу. Что за бог позволяет себя убить? Установка на страдания – необычная установка бога как такового. Вина и грех искупается страданием. Грехи других взял на себя Христос. Мысль о единстве человечества, единстве всех людей. Не телесном, а духовном. О сущности людей, которая заключается в их духовном содержании. В этом смысле они являются братьями и сестрами. Единство не по крови, а по духу. Говорит как мудрец, говорит притчами.

Мировоззрение включает гносеологию, онтологию, аксиологию.

Теоцентричность христианства в отличие от античного космоцентризма. Бог – центр мира. Бог творит природу из ничего, с помощью слова.

Провиденциализм одна из важных онтологических идей. Идея зависимости всего в мире от воли божьей. Иисус посылает учеников проповедывать учения и видит их сомнения. Идеи закономерности, без которых невозможно создание математического естествознания. Дополняется идеей подлинной реальности мира, созданного богом. Тому, что создал бог, даровано собственное и самостоятельное свободное бытие. Современная философия склоняется к иллюзорности мира. Разрушительно действует на научное мышление. Миф и магия ставят природу в зависимость капризных и злых демонов. Эта мысль не укрепляет научное мировоззрение.

Иерархизм окружающего мира наиболее четко выразил Фома Аквинский. Говорил о лестнице телесных веществ и существ. О мельчайших элементарных целостностях синолах. «Син» - единственный, «холос» – целый.

Далее тела неодушевленные. Растения. Животные организмы, способные к чувственному познанию. Затем люди. И небеса устроены по типу иерархии небесных существ, заканчивающейся божественной троицей.

Христианское мировоззрение утверждает единство человеческой истории. Равенство всех перед богом и человечество как разросшаяся семья Адама и Евы. Идея линейности истории. Последовательно от сотворения мира к жизни на земле Иисуса Христа к его второму пришествию. Провиденциализм – божественный промысел. Предопределение земной истории небесной. Борьба добра и зла, бога и сатаны, которая развертывается в душе каждого. Свободен в выборе добра и зла. Эсхатологическая теория – идея конца света. Второе пришествие, страшный суд, конец света. В гносеологическом плане находим идею о том, что истина не требует своего открытия, она открыта, дана в священном писании. И Иисус является самым главным свидетелем истины. «Я на то родился, чтобы свидетельствовать об истине».

Познать истину позже земного существования Иисуса– читая Библию. До – слушая его слово. Через познание природы, так как природа создана богом. Познавая природу, познаешь мудрость ее создателя. Требует понимания, истолкования того, что написано в божественном слове. Слово – воплощение божественной мысли, высшая реальность. Книга – самый важный продукт, артефакт средневековой культуры. Интеллектуал античности – беседующий Сократ. Интеллектуал средневековья – чтец и комментатор библии. У средневекового ученого нет другого пути быть автором, кроме как возможности добавить свой текст в иерархию уже созданных. Библейское слово имеет разные смыслы. Прямой исторический буквальный. Иносказательный, аллегорический, намекающий на жизнь Иисуса Христа. Моральный смысл, назидательный, нравственный. Мистический, тайный, апагогический. Намекающий на будущую жизнь праведной души. Иерусалим – земной город. Если иносказательно – это церковь. Назидательно – праведная душа. Мистически – небесная родина.

3. Средневековые университеты и медицинские школы как прообраз новоевропейской науки

Университеты и школы возникают по инициативе религиозных организаций, монастырей, при кафедрах. Болонский университет в Италии 1158 г, Монпелье Франция 1137г, Парижский 1160 г, Сорбонна,Орлеанский 1230, Оксфорд 1167,Кембридж 1209,Прага 1347. К 1500 г во всей Европе 79 университетов. 50 по инициативе Папы. Не подчинялись светской власти, церковным властям. Это давало автономию университетов. Сорбонна – это название общежитиев.

Внутренний устав обладал свободой. Могли переходить из университета в университет. Студенты и профессора. Ваганты – странствующие студенты. Это отдельная субкультура. Разговаривали на латинском языке. Международный язык ученой братии. Специализация по монашеским орденам.

Не только давал высшее образование, но вел научные исследования. Медицинские школы 9-19 вв. Солернская школа. Бенедиктинский монастырь. Ликер «Бенедиктин»)))))

Школа – светское учреждение, где преподают мужчины и женщины. Анатомия, физиология разрабатывались мало. Терапия. Хирургией занимались палачи, парикмахеры. Основное направление – практически клиническое в русле медицины Гиппократа. В 13 в получила право давать звание врача. Учились 5 лет. Далее занимались медициной при опытном враче. Вскрытие трупов позволялось 1 раз в 5 лет. Бонифаций в 1300 запретил вскрытие и использование в учебе скелетов.

В 16 в Папа Пий IV вскрытия разрешил. Обязательны – с 17 в.

Медицинский факультет Парижского ун-та. Профессор хирургии в 1635 г только. Через 360 лет после основания.

Факультеты: теологический, философский, медицинский и юридический. Младший – артистический, подготовлял слушателей к старшим. Был философским. 7 свободных искусств. Тривиум (трехпутье) положил начало гуманитарным наукам (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (четырехпутье) положил начало естественным наукам (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Новое знание не могло вступить в логическое противоречие с корпусом абсолютных истин священного писания. Под влиянием среды образования, мыслители извлекали философские мысли из процесса преподавания.

Форма учебы была лекция и диспут. Правила диспута определяла диалектика. Её развитие связано с деятельностью Гильома из Шампо (1068-1121 гг.) «Вопросы или сентенции». Сопоставлял противоположные утверждения относительно веры, которые обнаружил в библии. Антитетическая книга Петра Абеляра (1079-1142 гг) «Да и нет».

Споры в университетах и внутри церкви. Спор о природе святой евхаристии (причащении). Рациональное объяснение присутствия в святых дарах тела и крови Христа. Трактат «О священной трапезе против Кланфранка» при освящении святых даров субстанции тела и крови сверхъестественным образом присоединяются к дарам. При этом ни хлеб, ни вино не изменяется, но изменяется их действие. Получили осуждение. Истина восстановлена. Хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа в момент причащения.

Соборы могли осуждать кого-либо.

Гильберт из Пуатье 12 в дважды привлекался суду, обвиняемый в ереси. Но умер в большом почете)))

Герберт, ставший Сильвестром 2 папой. Диспут «О разделении философии». На нем обвинил в подчинении физики математике. Герберт доказал, что физика равна математике. Увенченый славою возвратился домой.

 

4. Соотношение рационализма и иррационализма в развитии европейской средневековой философии

Этапы развития средневековой философии.

1. Патристика 2-6 вв н.э.

a. Ранняя, доникейская патристика до 325 г. Представители Ориген и Климент Александрийский.

b. Посленикейская патристика после 325 г.

c. Греко-византийская патристика Григорий Нисский, Иоанн Домоскин, Максим Исповедник, Дионисий Ареобагид, Василий Великий.

d. Латинская патристика Аврелий Августин, Аниций Боэций

2. Герменевтический период, или анализ возможностей слова. 7-10 вв. Папа Григорий Великий, Исидор Севильский, Бэлер Достопочтенный, Алкуин, Иоанн Скотт Эриугена

3. Схоластика 11-14 вв.

a. Ранняя схоластика. Петр Абеляр, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский. Иоанн Росцелин.

b. Поздняя схоластика 13-14 вв. Фома Аквинский, Иоанн Думс Скот, Уильям Оккам. Творцы экспериментальной философии Роджер Бэкон, Роберт Гросситест. Период влияния арабской философии и философии Аристотеля. Арабские – Авиценна, Авероис.

Проследить проблемы согласования веры и разума, сердца и головы, чувств и мыслей. Патристы серьезно сомневались в роли разума в деле веры.

«Верую ибо нелепо». Ни одно положение религии не может быть принято без проверки разума. Понимать, чтобы верить. Фома Аквинский настаивал на единстве веры и разума. Вера – это не суеверие, не доверие, а часть неодолимой силы созидания. В средневековье мысль – разум не может быть просто разумом, он должен быть верующим разумом. Работа над сближением иррациональным и рациональных элементов сознания. В позднее средневековье концепция двойственной истины. Уильям Оккам (1300-1349 гг) утверждал, что богословие и философия достигают истины различными путями и могут противоречить друг другу. Понятие Схоластик (греч.) впервые применено к римскому философу Цицерону, в том смысле, в котором теперь используется слово ученый. В средневековье – это преподаватель семи искусств. Потом приобретает негативный оттенок: как педант, формалист. Понятие схоласт с появлением теологии как школьной рациональной дисциплины. Теология появляется благодаря Пьеру Абеляру. Полагал, что философия должна опираться на исследованные понятия, которые опираются на эмпирический материал. Теология – должна быть системой применения логики, опирающейся на откровение, священное писание, на конкретные ситуации, связанные с жизнью Иисуса Христа. Утверждает о том, что тривиум и квадривиум – это дисциплины. Из дисциплин развиваются понятия о науке.

 

Лекция 13. Философия и наука в эпоху Возрождения

1. Социальная и культурная характеристика эпохи Возрождения

Термин «Возрождение» впервые использован в XVI в историком искусства Д. Базари, к Итальянской скульптуре, её истории. Возрождение – это особая эпоха, в которой возникли основы новоевропейской культуры и цивилизации, длившаяся с XIV – XVI вв.

Возрождение началось в Италии. Позднее в XV, XVI в Северных странах Европы (заальпийская Европа). Характеризует культуру Европы. Если не уточняют, то речь идет об этой эпохе в европейской истории. Следы Возрождения есть и в арабской культуре, кто-то находит в русской культуре.

Итальянское Возрождение имеет особое название Rinashita, французское – Ренессанс.

В Италии Возрождение делят на три столетия: 1300-е гг – Триченто, 1400-е гг – Кватроченто, 1500 гг – Чиквиченто.

Встав на путь экономического развития в Европе рождается мануфактура, формируется капитализм, торговый капитал. В XI-XIII вв в Италии происходит антифеодальная революция. Во многих городах – республиканская форма правления. Во Флоренции, например. Это центр производства шерстяных тканей. 1289 г Флорентийская республика освободила крестьян от повинностей.

Города завоевывали свободы в борьбе с феодалами. Общая тенденция. Город становится независим от деревни. Город – предместье. Часть поместья феодала. Затем город креп и рос, завоевывал геральдические права.

Возникали комунны – выборные органы. Власть – у коллегии консулов из знати, феодалов, купечества. Законодательная власть – совет доверенных лиц. Парламент – собрание всех полноправных граждан города.

Объединение городов в единое государство не произошло. Возникли города-республики с сельскохозяйственными угодьями. Аналогия с полисами античности.

В силу того, что культура средневековья и Возрождения была придворной она и стала развиваться здесь на основе меценатства. Богатые Северной и Средней Италии занимались меценатством, и именно они обеспечивали процветание культуры.

Семья Медичи – флорентийский род – (1434-1737 гг правление рода). Предки из крестьян, в XII в перебрались во Флор, разбогатели, стали знатью. Козимо Медичи фактически становится правителем города. Формально республика сохранялась. Банкирский дом Медичи самый крупнейший в Европе. На его средства 1462 г основана Платоновская академия, возглавляемая Марсилио Фечино (1433-1499гг), который получил образование в университете Флоренции. В 1473 г стал священником, а потом каноником флорентийского собора, что не мешало ему вести светскую жизнь. Перевел на латинский язык диалоги Платона. Заседания академии проходили на подаренной ему Козимо Медичи вилле. После смерти Козимо, покровителем искусств стал Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный. Он опекал художников. Леонардо да Винчи это не нравилось, и из-за этого он покинул Италию. Расцвет Платоновской академии.

Экономика. Разложение феод отношений. Ликвидация тяж и низ форм ренты, барщины. Оставался денежный оброк. Главная черта – падение крепостной зависимости крестьян от феодалов. Чему способствовали крестьянские восстания, войны.

Жакерия 1358 гг.

Восстание Уота Тайлера в 1381 г. Восстали 25 графств из 40. Восставшие вошли в Лондон. Предъявили королю требования: отмена крепостничества и барщины. С ними справились. Вторая встреча. Требования больших преференций. Тайлера подозвали к свите, отрубили голову, показали ее восставщим, которые немедленно бежали.

Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.

Материальное производство шло бурными темпами. Производили сложные механизмы для откачки, подъемные машины. Совершенствовалось стекольное производство. Изобретен порох, который изменил жизнь Европы. Феодальная раздробленность сменилась укреплением королевской власти, возникла абсолютная монархия. Армию мог содержать только король. В XIII в Европе появилась бумага, ранее компас.

«Государство – это я» Людовик XIV (Династия Бурбонов)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции ценности | Предпосылки формирования культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.