Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежная система и ее элементы

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах, выполняющих все функции;

- система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделяется два вида денежных систем: биметаллизм (роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами – золотом и серебром) и монометаллизм (всеобщим эквивалентом служит один металл). Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Золотомонетный стандарт характеризуется золотым обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами.

После окончания Первой мировой войны в некоторых странах (Франция, Англия) использовался золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на золотые слитки, в других странах (Германия, Дания) действовал золотодевизный стандарт, при котором банкноты обменивались на девизы – платежные средства в иностранной валюте. В 30-х годах утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.

В 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе был провозглашен своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. Основные особенности Бреттон-Вудской конференции:

- золото выполняет функцию мировых денег;

- кроме золота в международном платежном обороте используется национальная денежная единица США – доллар и английский фунт стерлингов;

- доллар США обменивается на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению;

- национальные денежные единицы свободно обмениваются на доллары и между собой по твердо установленным МВФ соотношениям.

На смену этой системе пришла Ямайская денежная система. Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими основными чертами:

- отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

- переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся от бумажных денег;

- сохранением наряду с кредитными деньгами и бумажных денег в форме казначейских билетов;

- выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

- развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

- усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.

Денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется ЦБР и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБР. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монет ы, которые обеспечиваются всеми активами ЦБР, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручени я и другие платежные документы, утвержденные ЦБР. Официальный масштаб цен устанавливается государством.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры. Они формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение денег в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в кассе лимитируется и, при превышении установленного лимита, излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды создаются по распоряжению ЦБР, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная необходимость создания таких фондов связана с необходимостью удовлетворения нужд экономики в наличных деньгах; обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами; сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов. Этот документ выдается Правлением ЦБР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

 

3.2. ИНФЛЯЦИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

 

Инфляция – кризисное состояние денежной системы. Длительное время под инфляцией понимали обесценивание денег и рост товарных цен, считая ее монетарным явлением. Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Первопричина инфляции – диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди первых можно выделить: неденежные и денежные (монетарные). Неденежные – это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социального и политического характера и т.п. Денежные – кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег и др.

Внешними факторами являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт, нелегальный экспорт золота, валюты.

Формы проявления инфляции:

- рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности;

- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;

- увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:

- ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3-4 %;

- галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен до 100 %;

- гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100 %.

В зависимости от причины, которая преобладает различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса традиционно возникает при избыточном спросе, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров. Такая инфляция обусловлена:

- милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

- дефицитом бюджета и ростом государственного долга;

- кредитной экспансией банков;

- притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а, следовательно, излишний спрос.

Инфляция издержек производства возникает под влиянием следующих причин:

- снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве;

- расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда;

- повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах;

- высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров, и общий уровень издержек растет.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Он измеряется соотношением между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода с совокупной ценой идентичной или схожей группой товаров и услуг базового периода.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на все общество в целом.

1. Ухудшается экономическое положение:

снижается объем производства,

происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции,

расширяется спекуляция,

ограничиваются кредитные операции, т.к. никто не верит в долг,

обесцениваются финансовые ресурсы государства.

2. Возникает социальная напряженность, поскольку инфляция снижает реальные доходы, обесценивает накопления и сбережения.

Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Методы – нулификация, реставрация, девальвация, деноминация.

Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией, среди которых основными являются дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и зарплатой путем полного их замораживания или установления предела их роста.

Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали ряд стран при галопирующей инфляции была шоковая терапия. Суть ее – в стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен и в снижении жизненного уровня населения.

 

3.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РФ

 

Исторически инфляция в экономике РФ возникла еще в 50-х годах и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве цен (низких на конечную продукцию и высоких на сырье). Открыто взрыв инфляции произошел в 1992 г., когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие.

Отечественный тип инфляции отличается от других высокими темпами роста цен, что связано с переходом от плановой к рыночной экономике. Неденежными факторами инфляции являются кризис плановой хозяйственной системы (спад производства, несбалансированность, диспропорции); неэкономичность производства (низкое качество продукции, низкий уровень производительности, затратный характер производства). Основные денежные факторы: либерализация цен в условиях отсутствия рынка позволила овладеть монополиям реализацией и диктовать цены; дефицит бюджета, который покрывался преимущественно эмиссией денег; долларизация денежного обращения; распад «рублевой зоны»; вывоз из страны валютной выручки предприятий; введение приватизационных чеков, которые были денежным суррогатом.

Основные подходы к осуществлению антиинфляционной политики:

- разработка и осуществление программ развития экономики, отраслей и предприятий, способствующих становлению конкурентоспособного производства;

- проведение последовательной антимонопольной политики;

- усиление стимулов производственного накопления;

- стимулирование кредитной инвестиционной деятельности;

- совершенствование налоговой системы и ряд других.

 


4. СУЩНОСТЬ ФинансОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ

В ЭКОНОМИКЕ

 

4.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Во времена первобытнообщинного строя не было классов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов, первое государство – рабовладельческое.

Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50 %). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Современные условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы резко повысили вопросы управления финансами предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития предприятий осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (т.е. наиболее эффективного управления средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

• экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

• экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг,

- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

- государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

- отдельными звеньями бюджетной системы;

- страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Валовой внутренний продукт – это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

 

4.2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансовзаключается в распределении национального дохода, т.е. в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.

Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

- с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансывыполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию.

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

 

4.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Финансы – это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован.

Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса.

В условиях гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен, и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сферекредитных отношений. Финансы и кредит – взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кредитные ресурсы привлекаются в Российской Федерации для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

 

5. Бюджет и бюджетная система

5.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расхо­ды государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются по­стоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной фи­нансовый план государства на текущий год, имеющий силу за­кона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или феде­ральный бюджет России) – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосред­ствующие процесс образования и использования централизо­ванного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий раз­личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспо­собности страны, на содержание органов государственного уп­равления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федера­ции, на погашение государственного долга, создание государ­ственных материальных и финансовых резервов и др.

Основными функциями бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию.

Для этого необ­ходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреп­лению денежного обращения как основы успешного проведе­ния экономических реформ.

Для укреп­ления денежного обращения необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в производство;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на го­сударственные дотации отдельным отраслям сферы ма­териального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенство­вания налогообложения и усиления контроля за полно­той уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием го­сударственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

 

5.2. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

по функциональному назначению – на расходы на финан­сирование народного хозяйства, социально-культурных мероп­риятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государ­ственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведом­ственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капи­тальные вложения в основные фонды, капитальное строитель­ство, капитальный ремонт.

Основные задачи в области государственных расходов:

сократить число федеральных целевых программ, обеспе­чить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

снизить расходы на содержание государственного аппарата;

продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансиро­вания проектов;

повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспектив­ных научно-исследовательских работах;

снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

усилить контроль за использованием бюджетных средств;

обеспечить приоритетное финансирование расходов на на­уку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

5.3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обяза­тельные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в оп­ределенные сроки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги вы­полняют две основные функции – фискальную и регулирую­щую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджет­ную систему. Регулирующая функ­ция налогов связана с вмешательством государства через нало­ги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад.

Субъект налога – лицо (юридическое или физическое), ко­торое по закону является плательщиком налога.

Объект налога – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество, дом.

Источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

Единица обложения – единица измерения объекта (напри­мер, гектар земли по поземельному налогу).

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорцио­нальные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взи­маемые в ценах товаров, всегда регрессивные.

Для пропорциональных налогов взимается одна и та же став­ка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрес­сию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. При сложной только для определенной его части.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

Налоговая система представляет собой совокупность нало­гов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налого­плательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах то­варов и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавлен­ную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фис­кальные монопольные налоги.

Современная налоговая система характеризуется множественностью налогов. Ее структура зави­сит от государственного устройства. В так называемых уни­тарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги и местные налоги.

В федеративных государствах налоговая система со­стоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов Федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ) и местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступле­ния в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечи­вает налог на доходы физических лиц – от 25 до 45 % общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессив­ным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии. При обложении НДФЛ применяется необлагае­мый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика, не подлежа­щая обложению налогом. Размер его определяется налоговым за­конодательством.

Среди косвенных налогов наибольшее значение имеют НДС и акцизы (на табак спиртные напитки бензин). Активно применяются таможенные пошлины – налоги взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Важнейшее зна­чение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организа­ций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте. Онавключает:

прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

прибыль от реализации основных фондов и другого имуще­ства предприятий и организаций;

доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Основной элемент валовой прибыли – прибыль от реализа­ции продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, отражаемыми в себе­стоимости продукции.

Перечень затрат, включаемых в себесто­имость продукции, установлен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включенных в себесто­имость. В затраты на себестоимость входят материальные зат­раты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нуж­ды, амортизацию основных фондов и прочие затраты.

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятии и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимо­стью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.

Доходы от внереализационных операций включают: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты и другие доходы по ЦБ и т.д.

Основные направления государственной политики в области налоговой реформы:

построение стабильной налоговой системы, обеспечиваю­щей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

сокращение числа налогов путем их ук­рупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. го­сударственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и норматив­ного порядка формирования доходной части бюджета;

облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в фе­деральном бюджете, но не ниже минимальных значений;

сокращение льгот и исключений из общего режима налого­обложения;

расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ ми­нимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;

замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ре­сурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторож­дению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за преды­дущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным Бан­ком России на дату платежа;

увеличение роли экологических налогов и штрафов.

 

5.4. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджетное устройство представляет собой организацион­ные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная систе­ма это совокупность всех бюджетов, действующих на терри­тории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным уст­ройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная сис­тема включает два звена: государственный бюджет и многочис­ленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель (ландов) – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федера­ции – в России;

местные бюджеты.

Государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает:

республиканский (федеральный) бюджет;

21 республиканский бюджет в составе Российской Федера­ции, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автоном­ных округов, бюджет автономной Еврейской области;

около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетное устройство в Российской Федерации основыва­ется на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государствен­ную бюджетную систему.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закреплен­ных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы –это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (по действующему за­конодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами – налог на имущество физических лиц). Регулирующие доходы – средства, передаваемые из выше­стоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Зачис­ляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров про­центных отчислений, устанавливаемых при утверждении выше­стоящего бюджета (по Закону о федеральном бюджете РФ 10 % подоходного налога с физических лиц посту­пает в федеральный бюджет, а 90 % – в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты).

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет ре­гулирующих доходов.

Дотации –средства, передаваемые из вышестоящего бюд­жета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюд­жетов при их дефиците. Субвенции –средства, передаваемые из вышестоящего бюд­жета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целе­вого мероприятия. Кредитные ресурсы –средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

В 1994 г. был введен новый механизм межбюджетных от­ношений, при котором основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принци­пу.

Из Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации оказы­вается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Рос­сийской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке), и у которых собственных доходов и дополнитель­ных средств, полученных из федерального бюджета, недоста­точно для финансирования текущих расходов (субъекты Феде­рации, особо нуждающиеся в поддержке).

Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.

 

5.5. Бюджетное планирование и Бюджетный процесс

Бюджетное планирование –важнейшая составная часть фи­нансового планирования, подчиненная требованиям финансо­вой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и на­ционального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической програм­мы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Принципы бюджетного планирования:

регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

непрерывность планирования годового бюджета;

стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

балансовый метод.

Бюджетное планирование осуществляется органами госу­дарственной власти и управления. Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления н исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Кон­ституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планиро­вания представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, ут­верждению и исполнению центрального и региональных местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюд­жетным устройством страны, бюджетными правами соответст­вующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности, которые взаимообусловлены и вза­имосвязаны: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Продолжительность бюджетного процесса: более года – пер­вая и вторая стадии.

Год (с 1 января до 31 декабря) – исполнение бюджета,котороеначинается после утверждения бюдже­та законодательными органами и подписи федерального бюд­жета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласова­нию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной влас­ти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигно­ваний по статьям функциональной бюджетной классификации.

Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение пол­ного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финанси­рование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утверж­ден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народ­ного хозяйства, в соблюдении режима экономии в расходова­нии средств, а также более полного привлечения налоговых до­ходов.

Около полугода – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным перио­дом носит название счетный период.

Задачи бюджетного процесса:

максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного зна­чения, предусмотренных бюджетом;

согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости нацио­нальной денежной единицы;

сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

осуществление бюджетного регулирования в целях сбалан­сированности бюджетов разного уровня путем перераспределе­ния источников доходов государства между ними, а также меж­ду сферами хозяйства, экономическими регионами;

повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональ­ность и сбалансированность всех крупномасштабных социаль­но-экономических программ;

усиление контроля за финансовой деятельностью юриди­ческих лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

автоматизация процесса составления и исполнения бюдже­тов через систему автоматизации финансовых расчетов с широ­ким использованием электронно-вычислительной техники.

Принципы организации бюджетного процесса:

единство –единая правовая база, единая бюджетная клас­сификация, единство форм бюджетной документации, необхо­димое для статистической и бюджетной информации при со­ставлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единство денежной системы;

самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом опреде­лять направления их использования;

балансовый метод – установление правильного соотноше­ния между доходами и расходами всех бюджетов, а также меж­ду натуральными и финансовыми показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономичес­кими регионами. Важное его условие – соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип – главная цель всей финансовой политики.

6. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ

 

6.1. УЧАСТНИКИ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

В ус­ловиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использо­ванием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, на­воднения и др.) и техногенных рисков (пожары, аварии, взры­вы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ве­дущих к потере прибыли и доходов. Страховая защита жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими инте­ресами и реализуется с помощью услуг имущественного, лич­ного и социального страхования.

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страхо­вых операций, происходит на страховом рынке. Страховой ры­нок представляет собой сферу денежных отношений, где объек­том купли-продажи является "специфический товар" — страхо­вая услуга, формируются предложение и спрос на нее. Объек­тивной предпосылкой существования страхового рынка являет­ся наличие пользователей (заказчиков) страховой услуги, име­ющих непосредственный страховой интерес, и исполнителей, способных удовлетворить их потребности.

Основные участники страховых отношений:

страхователи юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщи­ком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. В удостоверение заклю­ченного договора страхователь получает страховое свидетель­ство (полис), в котором оговорены правила страхования, пере­чень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии (взноса), порядок изменения и прекращения договора и прочие условия, регулирующие отношения сторон;

страховщики юридические лица любой, определенной за­конодательством организационно-правовой формы, имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение опера­ций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда.

Значительный объем операций на страховом рынке осуще­ствляют страховые посредники, к которым относятся:

страховые агенты физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответ­ствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение;

страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляю­щие интересы страхователя либо страховщика.

 

6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ

 

По форме проведения страхование может быть обязательным и добро­вольным.

Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с позиций общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законодательством объектам страхования и кругу страхователей, она наступает автоматически.

В РФ к сфере обязательного стра­хования относятся:

обязательное страхование имущества, принадлежащего гра­жданам (жилые дома, строения, животные), гибель или повре­ждение которых затрагивает не только личные, но и общест­венные интересы;

государственное обязательное личное страхование должнос­тных лиц таможенных органов РФ;

государственное обязательное страхование личности от рис­ка, радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катаст­рофы;

государственное обязательное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования СПИДом;

государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, мор­ском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;

государственное обязательное личное страхование военно­служащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующе­го состава органов внутренних дел;

государственное обязательное личное страхование сотруд­ников Государственной налоговой службы РФ;

обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, горноспасательные отря­ды, полярники, взрывники, инкассаторы банков, испытатели новой техники и др.);

обязательное медицинское страхование граждан.

Добровольное страхование проводится в силу закона и на добровольной основе. Законом определяются наиболее общие ус­ловия страхования, а конкретные условия его проведения регули­руются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования. Набор различных видов страхования, к которым может при­бегнуть страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Имущественное страхование защищает интересы страховате­ля, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями (транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий).

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преоб­ладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенны­ми считаются смешанное страхование жизни с широким объе­мом страховой ответственности (в связи с дожитием до окон­чания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчас­тного случая), страхование детей до достижения ими совершеннолетия и т.д.

Особое место на российском страховом рынке занимает ме­дицинское страхование граждан, цель которого – решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения и предоставление населению ми­нимального гарантированного уровня медицинского обслужи­вания.

Страхование ответственности вотличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причи­ненный вследствие действия или бездействия страхователя незави­симо от его имущественного положения. С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальным страхование ответст­венности заемщика за непогашение кредита.

В зарубежной страховой практике широко применяется страхование экономических рисков. Предпринимательская дея­тельность и страхование – тесно связанные категории рыноч­ного хозяйства. В этом виде страхования выделяют страхование от коммерческих, технических, правовых, политических рисков и рисков в финансово-кредитной сфере.

Объект страхования коммерческих рисков – коммерческая деятельность страхова­теля, под которой понимается инвестирование денежных и мате­риальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи:

страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нару­шения процесса производства, простоя, повреждения или кра­жи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием ос­новной деятельности;

страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.

К техническим рискам, подлежащим страхованию, отно­сятся строительно-монтажные, эксплуатационные риски, а также риски новой техники и технологии.

Необходимость страхования финансово-кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появ­ления – страховой риск вытекает из специфики движения финан­совых и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования:

страхование экспортных кредитов (на случай банкротства импортера либо его продолжительной неплатежеспособности);

страхование расходов по вступлению экспортера на новый рынок;

страхование банковских кредитов от риска неплатежа за­емщика (страхователем выступает банк);

страхование коммерческого кредита (страхование векселей);

страхование залоговых операций;

страхование валютных рисков (потерь от колебания валют­ных курсов);

страхование биржевых операций и сделок; страхование от инфляции;

страхование риска неправомерного применения финансо­вых санкций органами налогового контроля.

Мировой практикой выработан целый ряд страховых гаран­тий по защите от специфических рисков в банковской сфере. С этой целью применяется стандартный банковский полис, ко­торый гарантирует банку возмещение убытков, причиненных:

преступной деятельностью банковских служащих при исполне­нии ими служебных обязанностей;

кражей или подделкой денежных документов и ценных бу­маг (векселей, чеков, депозитных сертификатов, акций, облига­ций, закладных, гарантий, кассовых ордеров и т.п.);

принятием банком фальшивых денежных знаков;

компьютерным мошенничеством (преступным введением или искажением электронной информации).

 

6.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ В РФ

Государственный сектор страхования, возглавляемый АО "Росгосстрах", имеет достаточно разветвленную сеть региональных дочерних страховых компаний, обладает крупными резервны­ми фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, относительно низким уровнем затрат на страхование, специализируется на общественно значимых видах страхования.

Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноцен­ного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.

Коммерческий сектор страхования представлен страховы­ми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. В Рос­сии около 3000 страховщиков имеют лицензии на проведение опе­раций страхования, однако только 10 % из них обладают достаточ­ными уставными капиталами и страховыми резервами. Для ос­тальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнитель­ных источников привлечения средств.

7. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

 

7.1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Кредитная система РФ включает в себя Банк России, кре­дитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк –кредитная организация, которая имеет исключи­тельное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юри­дических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц.

Небанковские кредитные организации –кредитные организа­ции, имеющие право осуществлять отдельные банковские опе­раций.

Правовое регулирование банковской деятельности осущест­вляется Конституцией РФ, рядом федеральных законов "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и нормативными актами Банка России.

 

7.2. ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

 

Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот и в форме записей на счетах и служащие важнейшим ресурсом для совершения кредитных операций, называются эмиссионными.

Современная двухуровневая банковская систе­ма состоит из многочисленных коммерческих банков и од­ного центрального эмиссионного банка (в РФ – Центральный Банк России (Банк России)).

Основная функция цент­рального банка состоит в эмиссии кредитных денег – банкнот и регулировании денежного обращения. Центральные банки превра­тились в "банки банков", т. е. их клиентурой стали коммерческие банки. Центральные банки сосредоточивают на своих текущих (корреспондентских) счетах денежные резервы коммерческих бан­ков, осуществляют операции по пополнению денежной наличнос­тью коммерческие банки, предоставляют кредиты этим банкам.

Эмиссионные банки являются банкирами государства. Они, как правило, выполняют важную роль по эмиссионно-кассовому исполнению государственного бюджета, а также обслуживают государственный кредит – размещая облигации государст­венных займов, государственные краткосрочные облигации, ка­значейские обязательства на денежном рынке.

Особое положение эмиссионных банков определяет особен­ности их активных и пассивных операций. Особенность пассивных операций центральных эмиссион­ных банков состоит в том, что источником образования их ре­сурсов служат преимущественно не собственные капиталы и привлеченные вклады, а эмиссия банкнот. Кроме того, эмиссионные банки аккумулируют депозиты коммерческих банков и государства. В тех случаях, когда центральный банк выдает кре­диты коммерческим банкам, они являются, как правило, высоко обеспеченными и по ним коммерческие ба

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежное обращение. Деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти | Механизм внешнеэкономических связей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.