Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования




Фонд социального страхования РФ

Пенсионный фонд РФ

Внебюджетные фонды: понятие, характеристика, классификация

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включают­ся в состав бюджетов разных уровней.

Государственный внебюджетный фондэто фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации для реализации конкретных целей социально-экономи­ческой политики государства.

А.Г. Грязнова приводит более полное определение внебюджетных фондов:

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность фи­нансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государ­ственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формиро­вания и используются в соответствии с целевым назначением.

В финансовой системе СССР внебюджетных фондов не было, их создание в России в начале 1990-х гг. было продиктовано мно­гими причинами. Основными из них являются: выделение наиболее важных направлений использования денежных средств из состава бюджета (приоритетных расходов), и усиление контроля за их движением. Создание внебюджетных фондов регламентировалось законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г.

Существуют два пути создания ВБФ:

1) выделение из бюджета определенных расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов (ВБФ социального назначения);

2) формирование фондов по особому решению законодательных органов государственной власти с указанием цели и собственных источников доходов (дорожные фонды, экологический фонд и др.).

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и ис­пользования средств и т.п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целе­вому назначению и т.п.

В зависимости от источников формирования денежных средств и назначения выделяют:

1) централизованные государственные ВБФ – они имеют общегосударственное значение, используются для решения общегосударственных задач. Их средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, охрану здоровья, получение общей индивидуальной помощи и т.п.

2) децентрализованные ВБФ – для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач, например, создаваемые региональными или муниципальными органами государственной власти.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:

· социальные (для финансирования социальных расходов – выплаты пенсий, пособий и т.п.);

· экономические (для обеспечения строительства жилья, до­рог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным уст­ройством страны):

· федеральные;

· межгосударственные;

· местные (в РФ не действуют).

В настоящее время на федеральном уровне функционируют как самостоятельные общегосударственные финансовые учреждения только три социальных внебюджетных фонда.

Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в государ­ственных социальных внебюджетных фондах, очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны. От эффек­тивности их формирования и использования зависит успешное решение многих социально-экономических задач.

2. Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида соци­ального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохо­да) вследствие потери трудоспособности при наступлении старос­ти, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Это государственный социальный внебюджетный фонд. Цель его создания – управление средствами пенсионного обеспечения.

Фонд построен по принципу солидарной ответственности поколений. Реализация данного принципа предполагает перераспределение денежных средств во времени и пространстве.

Правовой статус Пенсионного фонда определен в Положении «О пенсионном фонде РФ», утвержденном Верховным советом РСФСР 27 декабря 1991 г.

Пенсионный фонд – самостоятельное финансово-кредитное учреждение с 3-хуровневой структурой управления (федеральный, территориальный и местный уровень).

На федеральном уровне управление осуществляет Правление фонда и постоянно действующий орган – исполнительная дирекция.

Функции Пенсионного фонда:

1. аккумулирование страховых взносов для пенсионного обеспечения граждан;

2. финансирование предусмотренных законом расходов;

3. организация индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных граждан;

4. контроль за полным и своевременным поступлением средств.

5. участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсии и пособий.

6. выдача сертификатов на материнский капитал

7. предоставление дополнительных льгот отдельным категориям пенсионеров: выплата ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты), компенсаций и др.

8.управление средствами пенсионных накоплений и др.

К доходам ПФР относятся:

1. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в т.ч.

а) на финансирование страховой части пенсий;

б) на финансирование накопительной части пенсий.

Для лиц старше 1967 г.р. тариф установлен только на финансирование страховой части пенсии. Для лиц с 1967 г.р. и моложе – тариф 16% на страховую часть и 6% на накопительную.

2. фиксированный платеж, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями

3. Отчисления от минимального налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения

4. Штрафные санкции, пени и недоимки.

5. Средства Федерального бюджета: а) на финансирование базовой части трудовой пенсии; б) на финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению; в) на финансирование выплат отдельным категориям граждан.

6. Доходы, полученные от размещения временно свободных денежных средств фондов.

7. Прочие поступления.

Расходы Пенсионного фонда:

1. Выплата пенсий, в т.ч.: а) по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по инвалидности, социальные пенсии);

б) по обязательному пенсионному страхованию (выплата трудовых пенсий).

2. Выплата дополнительных пенсий (надбавка к пенсии осуществляется членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и сотрудникам ядерного оружейного комплекса).

3. Выплаты ЕДВ отдельным категориям граждан в связи с монетизацией льгот (ветеранам, инвалидам).

4.Выплата адресной материальной помощи престарелым нетрудоспособным гражданам, малоимущим пенсионерам.

5. Материально-техническое обеспечение фонда (финансирование текущей деятельности, капитальных вложений и т.д.).

6. Размещение средств пенсионных накоплений и временно свободных средств фонда.

7. С 2010 г. – выплата материнского капитала

Начиная с 2002 года Россия вступила в новый этап развития пенсионной системы, осуществив переход от распределительного принципа к распределительно-накопительному принципу пенсионного обеспечения. Основным результатом реформы является введение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Новая пенсионная модель включает государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. Государственное пенсионное обеспечение – гарантирует выплату пенсий следующим категориям:

- федеральным государственным служащим;

- военнослужащим;

- участникам Великой Отечественной Войны и жителям блокадного Ленинграда;

- участникам ликвидации радиационных и техногенных катастроф;

- нетрудоспособным гражданам (социальная пенсия).

Обязательно пенсионное страхование (обязательные накопительные программы) – гарантирует застрахованным лицам выплату трудовой пенсии.

Трудовая пенсия включает базовую, страховую и накопительную части.

Базовая часть гарантируется государством.

Страховая часть зависит от трудового стажа и уплаченных страховых взносов.

Накопительная часть в структуре трудовой пенсии предусмотрена для лиц 1967 года рождения и моложе. Она зависит от уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии и доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.

3) негосударственное пенсионное обеспечение – дополнительные пенсионные программы, реализуемые негосударственными пенсионными фондами.

В настоящее время реформирование пенсионной системы затрагивает вопросы повышения уровня пенсионного обеспечения, софинансирования добровольных пенсионных накоплений и др.

3.Фонд социального страхования РФ был создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Ми­нистров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средства­ми государственного социального страхования России. Он осуществляет свою деятель­ность в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изменениями и дополнениями).

В «Положении о Фонде» содержится определение Фонда социаль­ного страхования РФ как специализированного финансово-кредит­ного учреждения. Средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд имеет следующие исполнительные органы: центральный ап­парат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региональны­ми отделениями. Руководство деятельностью Фонда осуществляет его председатель.

Основными задачами Фонда являются:

1) обеспечение выплат гарантированных государством пособий:

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ран­ние сроки беременности;

· единовременного пособия при рождении ребенка;

· ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· социального пособия на погребение;

· пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным забо­леванием.

2) предоставление путевок на санаторно-курортное лечение и детский отдых;

3) участие в разработке и реализации государственных про­грамм охраны здоровья работников, мер по совершенство­ванию социального страхования;

4) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифов страховых взносов на госу­дарственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалифи­кации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхо­вателей и населения по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

· страховых взносов на обяз.соц.страхов. по временной нетрудоспособности и материнству;

· отчислений от единого налога по упрощенной системе на­логообложения;

· отчислений от единого налога на вмененный доход;

· страховых взносов субъектов хозяйствования по социально­му страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· доходов от инвестирования временно свободных средств ФСС;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц;

· ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации;

· прочих доходов.

Наибольшая часть доходов ФСС формируется за счет страховых взносов. Отчисления в ФСС зависят от размера налоговой базы и категории налогопла­тельщиков: например, для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам размер отчислений составляет 2,9 %. Тариф страховых фондов сохранится в 2013 г.

Средства Фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет, на погре­бение;

· на выплату пособий в результате проф.заболеваний, травм, несчастных случаев;

· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательст­вом (частичное содержание санаториев-профилакториев, са­наторных и оздоровительных лагерей для детей и юношест­ва, лечебное (диетическое) питание, частичное финансиро­вание мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

· проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.

Наибольшая часть мобилизованных в ФСС средств использует­ся для выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Основные группы доходов ФСС и направления их использования:

Группа доходов Группа расходов
1Страховы взносы (2,9%) – основной источник формирования доходов 1. пособия по временной нетрудоспособности 2. пособия при рождении ребенка 3. пособие по беременности и родам 4. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 5. пособие на погребение 6. пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности 7. расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей
2. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1. пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания (единовременное пособие + ежемесячное пособие до момента оформления инвалидности) 2. оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией граждан.
3. Средства Федерального бюджета 1. оплата льгот при выплате пособий и санаторно-курортном лечении лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф 2. поддержка ветеранов ВОВ



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.