КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение конкурентов
Казалось бы, нет ничего проще, чем определить конкурентов компании. Очевидно, что основным конкурентом компании Coca-Cola является Pepsi-Cola, главный соперник компании Sony — Matsushita, главный конкурент сайта Petsmart.com — Petco.com. Однако круг реальных и потенциальных конкурентов компании намного шире. Главная опасность подстерегает ее скорее со стороны фирм, только начинающих конкурентную борьбу, или новых технологий. Британская энциклопедия. В 1996 г. компания, осуществлявшая продажи «Encyclopedia Britannica» (возраст издания — более 230 лет), разом лишилась всех своих торговых агентов, поскольку в Интернете появился ее сайт, месячная плата за пользование которым составляла всего $5. Естественно, что такое торговое предложение показалось родителям-покупателям куда более привлекательным, нежели приобретение тридцати двух томов энциклопедии, которое обошлось бы им в $1250. Освоившие компьютер молодые люди могли получить всю необходимую информацию либо в режиме реального времени, либо с любого компакт-диска типа «Microsoft Encarta» (цена — $50). Самое печальное — издатели Британской энциклопедии имели возможность вступить в партнерские отношения с компанией Microsoft, тем самым составив серьезную конкуренцию Encarta, однако они отказались от такого сотрудничества. В 1999 г. доступ к Интернет-изданию «Britannica», полностью аналогичному печатной версии, стал бесплатным. Издатель планирует получать доход от рекламы на сайте. Web-сайты, предлагающие в режиме реального времени работу, недвижимость и автомобили, составили серьезную конкуренцию газетам, для которых публикация объявлений такого рода является одним из главных источников доходов. Угрозу со стороны Интернета, «посягнувшего» на их «суверенную» территорию, почувствовали не только издательские компании. Сегодня новые информационные технологии, и в частности Интернет, не позволяют останавливаться в развитии ни одной отрасли, ни одной компании. Отраслевая концепция конкуренции Отрасль— совокупность компаний, предлагающих рынку определенный продукт или группу товаров — близких субститутов. Отрасли классифицируются по количеству производителей, степени дифференцирования товара, высоте барьеров на входе и выходе с рынка и другим препятствиям мобильности, структуре издержек, степени вертикальной интеграции и уровню глобализации. Количество производителей и степень дифференциации.Отправная точка описания отрасли — определение количества производителей и характеристика товара (однородность или высокая степень дифференциации). Хорошо известны четыре типа отраслевой структуры. Чистая монополия. Ситуация, когда на национальном или региональном рынке определенный продукт (услугу) производит единственная компания (местный поставщик электрической энергии или природного газа). Монополист имеет возможность устанавливать высокие цены, не нуждается в рекламе и предлагает потребителям минимальный уровень обслуживания. В случае когда на рынке имеются частичные субституты или существует угроза появления конкурентов, для сохранения доли рынка монополист может позаботиться о дополнительных услугах или модернизации технологии. Интересам общества отвечает скорее регулируемая монополия, так как в этом случае цены на продукцию снижаются, а уровень обслуживания повышается. Олигополия. Рыночная ситуация, характеризующаяся господством в отрасли нескольких, как правило крупных, компаний. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной. Чистая олигополия — несколько компаний, производящих по существу одинаковые по качеству товары (нефть, сталь). В данной отрасли повышение цен на продукцию компании затруднительно. При совпадении показателей единственным способом завоевания конкурентного преимущества является снижение издержек производства. Дифференцированная олигополия — несколько крупных компаний, производящих в чем-либо (качество, характеристики, дизайн, уровень услуг) различающиеся товары (автомобили, фотоаппараты). Каждый конкурент стремится опередить соперников по одному из важнейших атрибутов товара, привлечь покупателей, отдающих ему приоритет, и получить соответствующую надбавку к цене. Монополистическая конкуренция. Большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями (рестораны, салоны красоты). Многие субъекты отрасли концентрируются в определенных сегментах рынка, где они могут наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и реализовать товары и услуги по более высоким ценам. Чистая конкуренция. На рынке оперируют множество конкурентов, предлагающих однородные товары или услуги (фондовый рынок, рынок основных сырьевых товаров). В отсутствие дифференциации товаров цены конкурентов будут одинаковыми. Никто из конкурентов не рекламирует продукцию, за исключением случаев, когда реклама позволяет психологически дифференцировать товар (сигареты, пиво). Впрочем, в таком случае отрасль следовало бы отнести в разряд монополистически конкурентной. Со временем конкурентная структура отрасли изменяется. «Palm Pilot». Когда Palm Computing выпустила на рынок инновационный, управляемый специальным пером, а не клавиатурой, карманный компьютер «Palm Pilot», компании удалось реализовать за 18 месяцев свыше миллиона таких устройств и превратиться в монополиста. На рынке попросту не было аналогов, но с появлением на нем таких компаний, как Casio или Everex, возникла олигополия. 2000 г., когда свои карманные компьютеры предложили такие производители, как Sony, Handspring, Hewlett-Packard и Casio, ознаменовался началом монополистической конкуренции. Когда темп роста спроса на эту продукцию снизится, некоторые конкуренты, скорее всего, покинут отрасль, вследствие чего она вновь вернется в состояние олигополии, в которой будут доминировать «Palm Pilot» и несколько ее основных конкурентов. Барьеры на входе, выходе и другие препятствия мобильности.Отрасли в значительной степени различаются условиями вступления на рынок. Открытие нового ресторана связано с относительно небольшими инвестициями, но попробуйте-ка хотя бы «постучаться в двери» авиапромышленности. К основным барьерам на входе в отрасль относятся высокая потребность в капитале, экономия на масштабах производства, необходимость получения патентов и лицензий, трудности с размещением производства, получением сырья или организацией сети распределения, определенные требования к репутации компании. Но даже если фирме удалось преодолеть барьеры на входе, при попытке выйти на более привлекательные сегменты рынка она может столкнуться с дополнительными препятствиями мобильности. Стремящиеся покинуть непривлекательный рынок фирмы часто сталкиваются с выходными барьерами, такими как юридические или моральные обязательства перед клиентами, кредиторами и работниками; правительственные ограничения; низкая остаточная стоимость основных фондов; отсутствие альтернативных возможностей; высокая вертикальная интеграция и эмоциональные барьеры. Многие компании задерживаются на рынке до тех пор, пока им удается покрывать переменные и, частично или в полном объеме, постоянные издержки. Однако такое затянувшееся присутствие приводит к снижению уровня рентабельности и остальных компаний отрасли. Даже если компания не собирается уходить с рынка, возможно, будет принято решение о сокращении производства, а ее конкуренты могут попытаться помочь «отстающему» преодолеть возможные препятствия. Структура издержек.В каждой отрасли складывается определенная структура издержек производства продукции, которая в значительной степени определяет стратегию компаний. Например, для предприятия, выпускающего чугун и сталь, характерны тяжелые условия производства и высокая доля в себестоимости продукции затрат на сырье, а для производства игрушек — высокие расходы на распределение и маркетинг. Компании стремятся сокращать издержки с наибольшей долей в себестоимости. Так, интегрированная металлургическая компания с наиболее эффективным производственным оборудованием получает значительное конкурентное преимущество перед другими интегрированными производителями стали, однако ее издержки все равно будут выше, чем у новых сталелитейных мини-заводов. Степень вертикальной интеграции.Компании некоторых отраслей отличаются высокой степенью вертикальной интеграции. Так, в нефтехимической промышленности основные производители нефти занимаются геологоразведочными работами, бурением скважин, их эксплуатацией, переработкой нефти, химическим производством. Вертикальная интеграция часто приводит к снижению затрат и позволяет компании контролировать потоки добавленной стоимости. Такие фирмы имеют возможность манипулировать ценами и издержками в различных секторах бизнеса с целью увеличения объема прибыли и минимизации налогообложения. Однако вертикальная интеграция сопряжена с определенными неудобствами, такими как высокие издержки в определенных звеньях цепочки создания стоимости и известный недостаток гибкости. Оптимальная степень вертикальной интеграции — постоянный предмет размышлений руководства компании. Многие предпочитают привлекать внешних поставщиков для некоторых видов деятельности, особенно тех, что на стороне выполняются лучше или дешевле. Уровень глобализации.Некоторые отрасли отличаются высоким уровнем локализации (уход за газонами); другие глобальны по своей природе (нефтяная промышленность, производство авиадвигателей, фотоаппаратов). Если компания в глобальной отрасли стремится достичь экономии на масштабах производства, одновременно поддерживая высокий уровень технических решений, она должна быть готовой к конкуренции на мировом рынке. Рыночная концепция конкуренции Мы имеем возможность идентифицировать конкурентов не только при отраслевом, но и при рыночном подходе. В этом случае конкурентами выступают компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Например, потребитель, приобретающий компьютерную программу «Word» (текстовый редактор), на самом деле хотел бы попробовать себя как литератор. Эту же потребность он мог бы удовлетворить, пользуясь карандашом, авторучкой или пишущей машинкой. Вообще говоря, рыночная концепция конкуренции позволяет выявить большее число потенциальных и реальных товаров-конкурентов и компаний-соперников. Дж. Рейпорт и Б. Яворски предлагают определять их с позиций покупателя, вернее его действий по приобретению и использованию товара. На рис. 9.3 изображена карта конкуренции фотопленочного бизнеса компании Eastman Kodak. В центре представлены типичные действия потребителя: покупка фотоаппарата, покупка пленки, фотографирование и т. д. Среднее кольцо содержит главных (прямых) конкурентов по каждому из этих действий: конкурирующие фотоаппараты — «Olimpus», фотопленка — «Fuji» и т. д. Во внешнем кольце представлены косвенные конкуренты — HP, Intel, cameraworks.com, — имеющие шанс когда-нибудь стать прямыми соперниками. Данный анализ позволяет выявить и возможности компании, и стоящие перед ней угрозы.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |