Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая специфика человека




С точки зрения экологии все человечество представляет собой не только один вид, но и одну популяцию. Однако по дифференциации проявления внутренней активности каждый человек представляет собой отдельную популяцию. Хотя далеко не каждый человек способен сформировать отдельную популяцию, например в России.

Взаимодействие человека со средой и биосферой в целом несет эту двоякую специфику. С одной стороны все люди, все человечество постоянно осуществляет одну единую для всех популяционную модель поведения, а с другой стороны каждый человек осуществляет модель поведения своей собственной популяции и его взаимодействие со всеми другими людьми протекает как межпопуляционное.

Как любые живые существа планеты, так и два человека могут взаимодействовать между собой либо внутрипопуляционно, либо межпопуляционно. В простейшем варианте осуществляется дифференциация, т.е. люди при взаимодействии реализуют либо один механизм, либо другой, и так или иначе переходят от одного к другому.

Специфика человека как биологического вида заключается в том, что каждый организм этого вида может включаться больше, чем в одну популяцию. В момент появления человека возможность «переходить» из одной популяции в другую существовала только у Адама, и только он мог затем «перетаскивать» прочих членов стада в другую популяцию.

В современном социуме наиболее характерен более сложных вариант, при котором в одной и той же группе одновременно существуют несколько популяций и каждый человек осуществляет внутрипопуляционное взаимодействие в какой-то одной популяции и при этом межпопуляционное взаимодействие с членами других популяций. Постоянно происходит переключение каждого человека из одной популяции в другую.

Переключение из популяции в популяцию может происходить с разной степенью легкости: одним это дается легко, другие этим мучаются, но принципиальная возможность сохраняется для всех.

Такое свойство возникло в эволюции предков человека как следствие неэффективности осуществления популяционной модели поведения.

Homo sapiens, как вид, был неэффективным гоминидом. Взаимодействуя с волками, гоминиды могли решать некоторые свои задачи, но менее эффективно, чем волки. В такой ситуации по законам биосферы Homo sapiens, как вид, должен был вымереть, что и произошло. Животное Homo sapiens исчезло с лица Земли, так же как и другие виды в процессе эволюции. Но в организме Homo sapiens поселилось принципиально новое существо, для которого может проявляться особая форма активности – психическая. Эта активность проявляется в изменении не физико-химических процессов, как внутренняя активность, а физиологических процессов. Физиологические процессы в свою очередь, есть проявление внутренней активности.

Психические процессы не проявляются на физико-химическом уровне, поэтому их нельзя зарегистрировать приборами. Зарегистрировать психическую активность можно только через наблюдение за поведением. В изменении поведения живой системы проявляется психическая активность. Первое во Вселенной проявление психической активности заключалось в том, что Адам продолжил бежать за добычей, когда волки перестали это делать. По всем законам биосферы он должен был начать другое поведение, а именно – комфортное. Но это его поведение было ограничено. И причина этого ограничения – не возникновение какого-то сигнала, а осуществление первого во Вселенной психического процесса. Это ограничение поведения сделало его эффективным.

Для животного эффективность поведения измеряется через соотношение результативности поведения и затрат на его осуществление. Когда затраты начинают превышать некоторый уровень, а результат так и не достигается, поведение моделируется как неэффективное и прекращается. В случае с Адамом осуществление психического процесса позволило пережить неэффективность и после этого продолжить осуществление того же самого поведения, но уже как другого.

Тем самым предыдущее поведение создало условия для осуществления последующего поведения. Таким образом, предыдущее поведение можно рассматривать как подготовку условий для последующего.

Модель поведения человечества как популяции есть результат усложнения той модели поведения, которая существовала у Адама. Специфика человека заключается в том, что усложнение модели поведения может происходить за время жизни одной особи в отличие от всех остальных живых существ (специфика зоопсихологическая). Интеграция двух этих сторон существования и поведения была обеспечена феноменом, отсутствующим у других живых существ – психической активностью.

Проявление психической активности, изменяющее поведение человека, называется социальностью. Сущность социальности заключается в ограничении поведения организма. Формирование социальности, как усложнения поведения, происходит через дифференциацию и интеграцию.

В результате возник социум как феномен. Социум специфичен тем, что осуществление одних популяционных моделей создает условия для эффективного осуществления других. Большинство популяций в социуме осуществляет свое поведение абсолютно неэффективно. То есть они затрачивают свои внутренние ресурсы, но никаких собственных задач при этом не решают. Некоторая часть популяций социума осуществляет свое поведение сверхэффективно, это значит при минимальной затрате ресурсов решает гораздо больше задач, чем есть у данной популяции. Чтобы продолжали существовать неэффективные популяции, социум просто отбирает часть ресурсов у сверхэффективных популяций и отдает неэффективным. Этот процесс называется перераспределением. Но для перераспределения требуется время. Чтобы неэффективные популяции не погибали по факту своей неэффективности, в социуме возникает особый феномен – обобщенная задача. Обобщенная задача – это задача общая для нескольких популяций, как минимум двух. То есть фактически взаимодействие происходит так: одна популяция создает условия, вторая – решает задачу, потом они делятся результатами. Но когда одна популяция создает условия для другой, задача для этой популяции выступает как обобщенная (организму становится хорошо от того, что он просто что-то сделал).

На лекции организменные задачи не решаются, решаются обобщенные. Организму хорошо от того, что есть обещание решения какой-то задачи. Когда я решаю чужую задачу, мне нужно ее решать вместе с кем-то.

Некоторые обобщенные задачи невозможно решить - в этот момент психический процесс становится неэффективным, организм начинает погибать.

Психолог может обобщить с человеком какую-то задачу и создать условия для ее решения. Если человек не смог обобщить какую-то задачу, он ее не решает. Если человек что-то не делает, значит, он не может сделать чужую задачу своей.

 

Эффективность поведения в социуме возможна только при межпопуляционной кооперации. В экологии это называется симбиоз. Но социальное взаимодействие сложнее. При симбиозе каждая популяция воспроизводит себя в обоюдном взаимодействии. Создание условий в социуме ни одной из социальных популяций не нужно. Создание условий в социуме происходит через решение обобщенных задач. Без решения этих задач социум существовать не будет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.