КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 7.1
Лекция Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция. Тема 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия. Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому сопсиrrепtiа, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить? Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие типы рынков: 1) Рынок совершенной(свободной, чистой) конкуренции; 2) Рынок несовершеной конкуренции, подразделяемый на: а) монополию; б) олигополию; в) монополистическую конкуренцию; г) монопсонию. Модели конкурентных рынков для сравнения сведены в таблицу по ряду признаков.
На рынке совершенной (свободной) конкуренции совершенная (полная) информация обо всех процессах, расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Множество производителей лишены каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. Модель рынка совершенной (свободной) конкуренции по указанным признакам является теоретической моделью идеального рынка, имеет практическую и методологическую ценность: 1. Позволяет судить о принципах функционирования многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. 2. Служат основой при рассмотрении рынков несовершенной конкуренции, которые широко распространены в реальной экономике. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок. Рассмотрим кривую спроса на продукцию фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции (смотрите рис 7.1.). Во-первых, фирма принимает рыночную цену (она является установившейся величиной). Во-вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего количества производимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы ее производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции. Рис 7.1. Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции Общим доходом (TR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (AR)отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции. Предельный доход(MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции. С экономической точки зрения линия цены (Р), параллельная оси абсцисс, означает абсолютную элaстичность спроса (D). В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия (смотрите рис 7.2). На рисунке изображено взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
Рис 7.2. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде
Отраслевая кривая предложения S является суммой кривых предложения всех фирм, действующих в отрасли. Кривая спроса для всей отрасли (в отличие от отдельной фирмы) имеет нормальный, соответствующий закону спроса вид понижающейся кривой. В горизонтальную прямую кривая спроса на продукцию отдельной фирмы вырождается лишь потому, что размеры фирмы пренебрежительно малы по сравнению с ёмкостью всего отраслевого рынка. Фирма-совершенный конкурент рассматривает цену, продиктованную рынком, как сложившаяся данность, с которой следует смириться, выгодна она или нет. Одновременно фирма не заинтересована в отклонении от точки равновесия. Ведь любая точка, не лежащая на кривой МС, не удовлетворяет правилу MR = MC, а значит, не дает возможности получить максимальную прибыль. В долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов. Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что то же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рисунке 7.3. Рис 7.3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Пусть в конкурентной отрасли (рис. б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен Р0, при котором фирма (рис. а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса D0 в этой ситуации переместится в положение D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия O1, равновесный объем предложения Q1, равновесная цена P1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС). Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2. Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LAТC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия (см. 6.4.). Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет - для него больше не будет стимула. Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков: 1) сокращение спроса; 2) падение цены (краткосрочный период); 3) появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период); 4) отток фирм и ресурсов из отрасли; 5) сокращение долгосрочного рыночного предложения; 6) рост цены; 7) восстановление безубыточности (долгосрочный период); 8) прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли. Условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем обобщенном виде: P = MR = MC = AТCmin = LAТCmin. Общий принцип состоит в том, что долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства. Достоинства совершенной конкуренции: 1. Равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек (производство организуется технологически наиболее эффективным образом). 2. Отдельная фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. 3. Безубыточность фирм в долгосрочном периоде (P = LAТCmin). Недостатки совершенной конкуренции: 1. Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам. 2. Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс.
Вопросы для самопроверки:
Тест учебный (7.1. Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция) @ S В условиях совершенной конкуренции кривые спроса отдельного предприятия и отрасли: N- Совершенно идентичны N+ Совершенно не идентичны N- Совершенно не эластичны @ S Спрос на продукт предприятия в условиях совершенной конкуренции: N- Совершенно не эластичен N+ Совершенно эластичен N- Не эластичен N- Эластичен @ S На рынке совершенной конкуренции предприятие: N- Выпускает уникальные продукты N- Вступает в неценовую конкуренцию N+ Руководствуется ценой равновесия N- Частично контролирует цены @ S На рынке совершенной конкуренции имеют место формы конкурентной борьбы: N+ Ценовая N- Реклама N- Дифференциация продукции N- Лидерство в ценах @ S В условиях совершенной конкуренции какая кривая предприятия одновременно представляет цену, предельный и средний доход: N- Предложения N+ Спроса N- Валового дохода N- Все перечисленное неверно @ S В результате экономического анализа своей деятельности в краткосрочном периоде совершенный конкурент может выбрать следующие варианты, кроме: N- Закрытия фирмы N- Максимизации прибыли N- Минимизации убытка N+ Изменения цен @ S В условиях совершенной конкуренции при рыночной цене, превышающей средние общие издержки, предприятие: N- Получает нормальную прибыль N+ Присваивает экономическую прибыль N- Терпит убытки N- Закрывается @ S Предприятие минимизирует убытки в условиях чистой конкуренции, если при оптимальном объеме производства: N- Цена выше средних общих издержек N- Предельный доход больше средних постоянных издержек N+ Цена выше средних переменных издержек, но ниже средних общих издержек N- Предельный доход ниже средних переменных издержек @ S Предприятие сворачивает свою деятельность, если в условиях совершенной конкуренции при оптимальном объеме производства: N+ Предельный доход ниже средних переменных издержек N- Цена выше средних общих издержек N- Цена ниже средних общих издержек, но выше средних переменных издержек N- Предельный доход выше средних переменных издержек @ S Если предельные издержки превышают средние общие издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, предприятие: N- Получает экономическую прибыль N- Выбирает больший объем производства, чем который соответствует минимальному значению средних общих издержек N- Не прекращает производство N+ Все перечисленное верно N- Все перечисленное неверно
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |