Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм




Классическая политическая экономия.

Физиократы.

Идеей объединявшей физиократов было представление о том, что богатство создается только в сельском хо­зяйстве. Промышленников они называли «бесплодным классом», не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сель­скохозяйственный продукт в иную форму. Истинный рост богатства происходит тогда, когда брошенное в землю зерно дает вдесятеро больший урожай. Франция в18 веке на 95% была аграрной страной, поэтому переключение внимания экономистов с денег на реальные блага вполне оправданно.

Другой идей, объединивших физиократов, был экономический либерализм (принцип «laisser faire» - предоставить свободу деятель­ности, не мешать). Теоретическая логика этого принципа такова: на основе саморегулирования рынок всегда приходит в оп­тимальное состояние, любое вмешательство государства в этот процесс мо­жет только отклонить экономику от оптимума. С легкой руки физиократов принцип невмешательства госу­дарства в рыночное саморегулирование господствовал в науке и практике полтора столетия. В России в 80-90 годы 20 века он послужил знаме­нем для наиболее радикальной части рыночных реформаторов.

Франсуа Кенэ (1694-1774) начал заниматься экономически­ми исследованиями в преклонном возрасте, но успел создать ве­ликую и загадочную работу «Экономическая таблица», надолго опередившую свое время и потому не понятую современниками. Кенэ показал полный цикл движения продукта: от его создания в сельском хозяйстве, через распределение и обмен между разными социальными группами вплоть до потребления. Тем самым был сделан первый подход к проблеме воспроизводства. Метод анализа "Экономической таблице" Кенэ возродил в 20 веке Василий Леонтьев.

Анн Тюрго (1727-1781), генеральный контролер финансов Франции, реформатор. Стре­мился к либерализации эконо­мики страны.

 

В создании данной школы на протяжении почти 200 лет приняли участие многие экономисты из разных стран. Имя «классической» школой получено за огромный вклад в развитие экономической теории и становление ее как истинной на­уки.

Классическая политическая экономия господствовала в эпоху, когда капитал активно проникал в промышленность, вовлекая в производство все большее количество трудовых и при­родных ресурсов, технических изобретений. Богатство нации отождествлялось уже не с золотыми деньга­ми, а с массой созданных товаров. Классическая школа возникла в эпоху, когда рыночная систе­ма в процессе развития и становления яснее раскрыла заложен­ный в ней потенциал саморегулирования. Поэтому классики выработали концепцию экономического либерализма, основан­ную на абсолютной вере в благотворность частного предприни­мательства и провозгласившую ненужность вмешательства го­сударства в экономику. Классики исследовали процесс рыночного ценообразования с позиций производителей и их издержек по производству това­ров. Потребителя в качестве участника этого процесса они не рассматривали.

У истоков классической политической экономии стояли анг­лийский экономист Вильям Петти (1623-1687) и француз Пьер Буагильбер (1646-1714). Их главная заслуга заключается в критике положения меркантилистов о необходи­мости постоянного вмешательства государства в экономику. Они проложили путь для физиократов.

 

Английский (шотландский) экономист Адам Смит (1723-1790) в труде «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов» (1776) впервые перешел от решения отдель­ных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три основных компонента: 1) понятие экономического человек, или человека-эгоиста; 2) принцип «невидимой руки»; 3) естественный порядок.

Модель экономического человека А. Смита возникла под вли­янием философской теории естественного права, решающей дилем­му взаимодействия индивида и государства в пользу личного ин­тереса человека. Каждый индивид по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению свое­го богатства, но это не является пороком, а наоборот, ведет обще­ство к благополучию. Принцип «невидимой руки» реализуется ры­нком, на котором человек обменивает свой труд и продукты труда на другие товары. Под естественным порядком А. Смит понимал условия, при ко­торых наиболее эффективно осуществлялось бы благотворное дей­ствие личного интереса и «невидимой руки».

Видевшаяся ему кар­тина фактически представляла собой идеализированную модель раннего капитализма: рынок, свободный от каких-либо феодаль­ных ограничений (например, цеховых ограничений на ремеслен­ную деятельность), множество предприятий, конкурирующих на нем друг с другом, минимальная роль государства в экономике.

А. Смит выдвинул трудовую теорию стоимости, в соответствии которой стоимость товара определялась только трудом. Этой концеп­ции предстояло сыграть огромную роль в истории экономической нау­ки, ибо она отвечала на вопрос об источнике богатства.

 

Давид Рикардо (1772-1823) внес большой вклад в развитие методов экономической науки, используя логи­ческие приемы, научную абстракцию и элементы моделирования. Рикардо также существенно углубил и сделал более последователь­ной трудовую теорию стоимости. Открытый им закон сравнитель­ных преимуществ до сих пор является теоретической основой кон­цепций международной торговли.

Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский экономист (сын экономиста Джеймса Милля, друга Д. Риккардо) за­вершил классическую школу и синтезировал ее идеи. Милль внес вклад в развитие метода экономической науки и создал свою тео­рию социальных реформ, которая включала уничтожение наем­ного труда с помощью кооперативной производительной ассоци­ации, социализацию земельной ренты с помощью земельного налога и ограничение неравенства с помощью сужения права на­следования.

 

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) (друг и оппонент Д. Рикардо) ужаснул своих современников мрачной перспективой пере­населения и голода, грозящего человечеству. Он предложил жест­кие меры по ограничению роста населения (вплоть до принудительной стерилизации неимущих). Идеи Мальтуса до сих пор будоражит умы экономистов.

 

Жан Батист Сей (1767-1832), французский эко­номист и предприниматель, логически завершил тенденцию идеализации рыночной экономики. Он сформулировал закон рынка - «закон Сея» (предложение товаров создает свой собственный спрос). Ж. Б.Сей утверждал совершенную саморегулируемость рыночной системы, что даже отрицал возмож­ность кризисов в экономике. Ж.Б. Сей выдвинул теорию факторов производства, продолжив идею А. Смита о трех составных частях стоимости товара - труде, земле, капита­ле.

 

Отметим важную особенность всей классической школы: боль­шинство принадлежавших к ней экономистов верило в неисчер­паемый потенциал рыночной экономики. Наблюдая жестокую дей­ствительность раннего капитализма (бедность значительной части населения, непосильный 12-14-часовой ра­бочий день, использование детского труда), они как гуман­ные люди сожалели об этом, но как ученые считали подобные про­блемы частными отрицательными сторонами в целом лучшего из возможных общественных устройств и потому готовы были мириться с ними.

Карл Маркс (1818-1883) создал экономи­ческую доктрину, ставшую переломной в науке. Доктрина повлияла в 20 веке на судьбы всего чело­вечества и особенно России.

Если для большинства классиков социальные противоречия были негативной, но частной стороной рыночной экономики, то К. Маркс увидел в них само существо капитализма. Он исследо­вал экономическое противостояние труда и капитала и сделал вы­вод о неизбежной победе труда над капиталом. К. Маркс в своем основном труде «Капитал» экспроприаторами называет капиталистов, поскольку они нажились за счет всего общества, отобрав (экспроприировав) его собствен­ность. Социалистическая революция в свою очередь лишает собственно­сти капиталистов, таким образом экспроприирует экспроприаторов.

Теоретической основой антикапиталистических выводов К. Маркса послужила трудо­вая теория стоимости, которую создали теоретики рыночной эконо­мики А. Смит и Д. Рикардо. Если все блага созда­ются только трудом, а тем, кто трудится (рабочим), достается лишь незначительная часть созданного (т.е. оплачивается лишь часть затраченного ими рабочего времени), то доход владельцев капита­ла и земли неизбежно следует признать неоплаченной частью ра­бочего времени. Маркс называл эту часть стоимости товара приба­вочной стоимостью. Вывод об эксплуатации труда капиталом является прямым следствием трудовой теории стоимости.

Политическая ангажированность К. Маркса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превра­тив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий.

В чисто теоретическом плане заслуги К. Маркса связаны с соединением экономических и исторических знаний. До Маркса экономика рассматривалась в основном как статичный, неизменный объект. Маркс создал одну из первых комплексных теорий разви­тия общества.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему авторы экономических идей древнего мира и средневековья отстаивали приоритет натурального хозяйства?
  2. Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.
  3. Что такое меркантелизм? Какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?
  4. Раскройте суть концепции национального богатства в воззрениях меркантелистов.
  5. Что такое физиократия? Какие особенности присущи учению физиократов?
  6. В чем сущность общих признаков классической политической экономии?
  7. Раскройте особенности предмета изучения А.Смита.

8. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К. Марксу.

9. В чем особенности воззрений К. Маркса в теории классов?

  1. В чем заключается особенность товара «рабочая сила» в учении К. Маркса?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.