Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кейнсианство




Лекция

Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Маржинализм.

Появление следующей крупной научной школы - маржинализма - относится к 70-м годам 19 века и связано с развитием эко­номики, вызванным промышленной революцией. Множество технических изобретений, переход к фаб­ричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое способствовали на­сыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обостре­нию проблем реализации продукции. Рынок, где правила дикто­вал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Не учитывать потребителя и его роли в экономике, как это делала классическая школа, было уже нельзя.

 

Австрийская школа (первый этап маржинализма). Представители: Карл Менгер (1840-1921) и его ученики Фридрих фон Визер (1851-1926) и Эйген фон Бём-Баверк (1851-1914).

Маржиналисты изучили мотивы поведения человека как по­требителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного бла­га, уже имеющегося в его распоряжении. Открытие за­кона убывающей предельной полезности изменило понятие создаваемого нацией богатства: дос­тижением производителей можно считать не все то, что они произвели, а только нужное потребителям количество благ.

 

Неоклассическая школа (второй этап маржинализма). Маржиналисты продолжили некоторые важные традиции классической школы. В первую оче­редь маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку как к саморегулирующейся, не требующей государственного вмеша­тельства системе. Наибольший вклад в развитие маржинализма внесла кембридж­ская школа, и в первую очередь Альфред Маршалл (1842-1924).

В своей работе «Принципы экономики» (1890) А. Маршалл дал экономической науке новое название — экономикс, исключив таким образом «государственный акцент», присутство­вавший в прежнем термине «политическая экономия». Объектом исследований экономики в рамках неоклассической школы стал процесс выбора наиболее эффективного, оптимального способа ис­пользования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта.

Маржи­налим вобрал в себя теорию фак­торов производства (ресурсов). Если трудовая теория стоимости сводила создание богатства к единственному источнику - труду, то многофакторная концепция признавала вклад других факторов - капитала, земли, предприни­мательской способности. Тем самым была сформулирована теоре­тическая альтернатива марксистской концепции эксплуатации труда. Взаимоотношения разных слоев общества с этой точки зре­ния стали выглядеть не как антагонистическая борьба эксплуата­торов и эксплуатируемых, а как кооперация владельцев разных факторов производства ради достижения выгодного всем резуль­тата.

Еще одна крупная заслуга Маршалла состоит в том, что он дал конструктивное разрешение разгоревшемуся научному спору о факторах, определяющих рыночную цену. Сторонники классичес­кой политической экономии считали, что рыночная цена форми­руется под влиянием издержек производства (например, затрат труда). Австрийская маржинальная школа выдвинула тезис о за­висимости рыночной цены от предельной полезности блага, т.е. от потребителя. А. Маршалл создал теорию рыночной равновес­ной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и от предложения.

 

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), анг­лийский экономист проанализировал качественные изменения, произошедшие в экономике в начале 20 века: монополизацию рынков, нарушение конкуренции, государствен­ное регулирование во время Первой мировой войны, причины кризиса.

Экономический кризис 1929-1933 годов выявил уязвимость представлений классической и неоклассической школ об идеальной эффективности рынка. Падение производства в ходе Великой депрессии имело примерно те же масштабы, что и кризис 90-х годов в России. При этом проходили годы, а рынок, вопре­ки утверждениям теории, упорно «не хотел» саморегулироваться: производство не росло, безработица не уменьшалась, инвестиции отсутствовали. Многие на Западе думали, что капитализм в соответствии с прогнозом К. Маркса доживает последние часы.

Дж. Кейнс доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа «невидимой руки» А. Смита и опро­верг закон Сея. Саморегулирование рынка, с его точки зрения, не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях вполне могло вести к длительной консервации кризиса. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он разработал государственную экономическую поли­тику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюд­жета, а также кредитно-денежные отношения.

Эта политика по­том десятилетиями активно и с успехом применялась в ряде стран и принесла Дж. Кейнсу славу «спасителя капитализма». Дж. Кейнс признавался, что идею активной экономической роли государства, он почерпнул у меркантилистов, чье учение было предано заб­вению на долгие годы.

 

Неокейнсианство. В 50-60-х годах 20 века последователи Дж. Кейнса - Э. Хансен, Дж.Хикс, Р. Харрод, Е. Домар продолжи­ли развитие теории государственного регулирования. В их исследова­ниях, в отличие от работ самого Кейнса, рассматривалась регулирующая деятельность государства в условиях не только кри­зиса, но и подъема. Государство должно маневрировать расхода­ми, сокращая их в период бума и увеличивая во время депрессии. Государство сглаживает всплески циклических перепадов конъюнктуры. Неокейнсианцы создали теорию экономического роста, связав ее с учением об инвестициях. В целом кейнсианские и неокейнсианские рекомендации были направлены на достижение в экономике высокого уровня занятости и увеличение государственного регу­лирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.