КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С помощью методов игровой терапии
УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ Результаты, приведенные в трех предыдущих разделах, позволяют говорить о возможности коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте. Поскольку кроме качественной характеристики существует и количественный показатель уровня тревожности, необходимо рассмотреть его изменения, сравнив результаты до и после коррекции в каждой группе детей (табл. 3.2). Следует принять во внимание то, что показатели до 20% относятся к низкому, от 20 до 50% — к среднему, а более 50% — к высокому уровню тревожности. Таблица 3.2. Показатели тревожности у дошкольников контрольной группы и экспериментальных подгрупп до и после коррекции
Табл. 3.2 позволяет проследить количественные изменения внутри каждой группы. Так, сравнивая результаты контрольной группы в период до и после коррекции (в самой коррекции эти дети участия не принимали), мы можем увидеть, что количество детей с показателями тревожности 64% увеличелось на трех человек, 71% — на одного, появился даже один результат 79%. Если принять во внимание, что все показатели выше 50% интерпретируются как высокая тревожность, то можно говорить о том, что у всех детей контрольной группы уровень тревожности — высокий. Это может быть связано с тем, что диагностическое исследование проводилось в период перехода детей из детского сада в школу, а переход на новый жизненный рубеж не мог остаться без последствий для высокотревожных испытуемых. Такие дети проявляли себя как беспокойные, боязливые и неуверенные в себе. Им нередко бывало трудно сосредоточиться. Они часто болели, жаловались на плохой аппетит и сон. Страх перед возможной неудачей не позволял им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с другими детьми. Сравнивая результаты всех экспериментальных подгрупп до и после коррекции, можно проследить полное изменение процентных данных. Так, отсутствуют показатели 57, 64 и 71%, которые соответствовали высокому уровню тревожности. В этих подгруппах были получены результаты в пределах от 20 до 50%, что соответствует среднему уровню тревожности. Естественно, что у этих детей не наблюдалось поведение, свойственное испытуемым контрольной группы. Эти дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У всех детей экспериментальной группы улучшилось самочувствие, они стали меньше болеть, чаще ходить в детский сад. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности игровой терапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Результаты, приведенные в табл. 3.2, позволяют увидеть частные изменения показателей уровня тревожности у детей. Из рис. 3.1—3.3 видно, что тревожность у детей экспериментальных подгрупп, прошедших курс игровой терапии, снизилась по сравнению с уровнем тревожности у детей контрольной группы. Полученные данные позволяют провести сравнение общих показателей для определения того, какой же из методов игровой терапии оказался наиболее эффективным для коррекции уровня тревожности у дошкольников. Так, в первой экспериментальной подгруппе разность показателей, полученных до и после коррекции, составляет 22,02%, что на 1,65% больше, чем во второй подгруппе, и на 0,79% больше, чем в третьей. Во второй экспериментальной подгруппе эта разность является наименьшей: она равна 20,39%, что на 1,65% меньше, чем в первой подгруппе, и на 0,86% меньше, чем в третьей. В третьей экспериментальной подгруппе разность показателей составляет 21,25%, что на 0,79% меньше, чем в первой подгруппе, но на 0,86% больше, чем во второй. Несмотря на то что существует, хотя и небольшая, разница в показателях трех экспериментальных подгрупп, полученных до и после коррекции, математическая обработка данных позволила определить, что достоверных отличий в изменении уровня тревожности у испытуемых этих подгрупп не наблюдается, то есть сравнение методов игровой терапии не позволяет говорить о большей эффективности какого-либо одного из них по сравнению с другими. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что любой метод игровой терапии является эффективным для коррекции высокого уровня тревожности у дошкольников. То, какой из этих методов выберет в своей работе практический психолог, зависит от его личных склонностей, интересов и возможностей. Еще раз подчеркнем, что эффективными являются все методы игровой терапии, поэтому совершенно не важно, какой из них будет выбран психологом для проведения коррекционной работы; важно, чтобы эта работа проводилась на достаточно высоком профессиональном уровне.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |