Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде

Понятие и основные черты совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция – такая структура рынка, при которой ни один участник экономического процесса не может оказать существенного влияния на цену. Фирму в условиях совершенной конкуренции называют конкурентной.

Обычно выделяют следующие признаки совершенной конкуренции:

1. наличие множества мелких фирм (предприятий) и покупателей, при этом объемы предложения (спроса) малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, поэтому эти субъекты не могут влиять на рыночную цену;

2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов;

3. отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли (наличие патентов и рекламы является серьезным барьером для вхождения на рынок);

4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом;

5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы; сговор в какой-либо форме исключается.

Совершенную конкуренцию еще называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. В действительности совершенная конкуренция – довольно редкое явление, та как в настоящее время имеет место регулирование рынка со стороны государства, а условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность. Лишь некоторые из рынков условно можно отнести к совершенной конкуренции (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).


 

Под краткосрочным периодом понимают такой период, в течение которого производственные мощности каждой фирмы (предприятия) фиксированы, при этом объем выпускаемой продукции можно изменить за счет изменения объемов используемых переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли неизменно.

Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образует отрасль.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, она принимает ее как заданную величину, поэтому фирма является ценополучателем. Фирма может продать по рыночной цене любое количество продукции.

При любой цене, превышающей рыночную, спрос на продукцию нашей фирмы равен нулю, поскольку покупатель сможет найти более дешевый товар у конкурентов. Таким образом, спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен.

Если конкурентная фирма установит цену, меньшую рыночной, то величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такую цену нельзя устанавливать, так как это ведет к убыточности фирмы. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 6.1). Понятно, что все совершенно конкурентные фирмы в отрасли будут иметь одинаковую кривую спроса на свой продукт.

Рис. 6.1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы

Теперь введем понятия общей (валовой), средней и предельной выручки, поскольку они важны для характеристики поведения фирмы.

Общая выручка TR (от англ. total revenue) при неизменной рыночной цене – это общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара:

TR = Р Q,

где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж.

Средняя выручка AR (от англ. average revenue) есть доход, приходящийся на единицу проданного товара или услуги:

AR = .

Предельная выручка MR (от англ. marginal revenue) есть прирост дохода при увеличении выпуска продукции на единицу:

MR = .

Из приведенных определений вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 6.2 а).

Следствие 2. Средняя выручка конкурентной фирмы равна рыночной цена товара:

AR = = = P.

Следствие 3. Предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также есть рыночная цена товара (рис. 6.2 б).

MR = = = = P.

Рис. 6.2. Общая, средняя и предельная выручка конкурентной фирмы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Затраты фирмы в краткосрочном периоде | Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.