Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затраты фирмы в краткосрочном периоде




 

Приведенная в предыдущем разделе классификация затрат – это только один из возможных способов определения затрат. Необходимо еще исследовать зависимость затрат от временного фактора и от объема выпускаемой продукции. Выделяют три временных периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. В мгновенном периоде все факторы производства стабильны, и все виды затрат остаются постоянными. В краткосрочном периоде только некоторые виды затрат не могут изменяться, а в длительном периоде все затраты носят переменный характер.

В краткосрочном периоде выделяют постоянные, переменные и средние и предельные затраты.

Постоянные затраты () – это затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (от англ. fixed – фиксированный). К ним прежде всего относятся аренда зданий, оборудования, амортизационные отчисления, заработная плата руководителей и управленческого персонала.

Переменные затраты (VC) – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции (от англ. variable – переменный). К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда рабочих и менеджеров, непосредственно занятых в производстве.

Общие издержки (ТС) – это сумма постоянных и переменных затрат:

.

На рис. 5.1 представлены затраты фирмы в краткосрочном периоде. Вид кривой переменных затрат VC обусловлен действием закона убывающей отдачи. Сначала переменные затраты возрастают достаточно быстро по мере увеличения производства продукта (от 0 до точки А), затем темпы роста переменных затрат замедляются, так как происходит определенная экономия на масштаба производства (от точка А до точка В). После точки В действует закон убывающей отдачи, и кривая становится более крутой.

Рис. 5.1. Затраты фирмы на производство продукции

Однако производителя часто интересует величина не столько общих, сколько средних затрат, так как за увеличением первых может скрываться снижение вторых. Выделяют средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) и средние общие затраты (AТC).

Средние постоянные затраты представляют собой постоянные затраты на единицу продукции (от англ. average fixed – средний постоянный):

.

С увеличением объема выпуска средние постоян­ные издержки убывают, поэтому их график представляет собой гиперболу. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных затрат. При увеличении объема производства средние постоянные затраты снижаются и величина их стремится к нулю.

Средние переменные затраты представляют собой переменные затраты на единицу продукции (от англ. average variable – средний переменный):

.

Они изменяются в соответствии с законом убывающей отдачи, т.е. имеют точку минимума, которая соответствует наиболее эффективному использованию переменных ресурсов.

Средние общие затраты (АТС) – это общие затраты на единицу выпускаемой продукции (от англ. average total – средний общий):

.

Так как общие затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат, то величина средних затрат – это сумма средних постоянных и средних переменных:

.

Соответственно характер кривой ATC будет определяться видом кривых AFC и AVC. Семейство кривых средних затрат показано на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Семейство кривых средних затрат

Наиболее важным для характеристики деятельности фирмы является показатель предельных издержек. Именно он отражает динамику затрат фирмы по мере изменения объема выпуска.

Предельные издержки (МС) – это затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукции:

,

где – приращение общих издержек; – приращение объема выпуска продукции.

Если функция общих затрат дифференцируема, то предельные затраты представляют собой первую производную функции общих затрат:

.

Так как величина общих затрат определяется как ,то

.

Из этого выражения можно сделать три вывода:

1. если АС возрастает, то d AC/ dQ > 0, значит, МС > АС;

2. если АС убывает, то d AC/ dQ < 0, значит, МС < АС;

3. при минимуме средних затрат d AC/ dQ = 0, следовательно, МС = АС.

Основываясь на этих рассуждениях и исходя из графика функции средних общих затрат (рис. 5.2), построим график функции предельных затрат совместно с графиком функции средних затрат (рис. 5.3).

Рис. 5.3. График средних и предельных издержек

Возрастающая ветвь кривой предельных затрат (МС) пересекает кривые средних переменных (AVC) и средних общих (ATС) затрат в точках их минимумов А и В.С увеличением объема выпуска разность средних общих и средних переменных затрат неизменно сокращается, и кривая AVC располагается все ближе к кривой ATC.

 

5.3. Затраты фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и
отрицательный эффекты масштаба

 

Как уже упоминалось выше, в длительном периоде все затраты становятся переменными величинами, так как фирма может изменять объемы всех факторов производства. Она стремится выбрать наилучшую их
комбинацию – такую, которая минимизирует затраты на данный объем выпуска продукции. Желание увеличить объем выпуска и при этом снизить единичные издержки, будет толкать предпринимателя к расширению масштабов фирмы. В результате будет создано по сути новое, более крупное предприятие с новыми производственными возможностями. На крупных предприятиях в длительном периоде появляется возможность применять новые технологии и значительно автоматизировать производство. Это приводит к повышению капитальных затрат, но и одновременно уменьшает применение живого труда.

В длительном периоде мы будем рассматривать средние общие затраты, величина которых определяется средними затратами при различных вариантах производства.

Предположим, что производитель увеличивает выпуск, то есть постепенно увеличивает масштабы фирмы и может изменять способы производства продукции. На рис. 5.4 показаны краткосрочные средние общие затраты для разных вариантов производства. Выпуск, при котором средние общие затраты минимальны, для первого варианта обозначен через Q1, для второго через Q2, а для третьего через Q3. Если фирма производит количество продукции до , то следует выбрать первый вариант производства, так как минимальные средние затраты будут находиться на кривой ATC1. Переход на второй способ производства с затратами ATC2 преждевременен, поскольку это приведет только к росту затрат.

Рис. 5.4. Кривая LATC, построенная на основе краткосрочных кривых
средних затрат

Выпуск продукта, начиная с объема до наиболее экономично производить с затратами, которые соответствуют кривой ATC2, а с объема перейти на кривую ATC3.

Таким образом, долгосрочная кривая средних затрат LATC огибает все три краткосрочные кривые ATC и показывает минимальные затраты производства при увеличивающемся выпуске продукта.

Как видно из рис. 5.4, кривая средних общих затрат в длительном периоде LATC имеет также U -образную форму, что и кривая средних затрат в коротком периоде, но обусловлено это разными причинами. Нисходящий участок кривой, показывающий снижение средних общих затрат LATC при увеличении объема производства, соответствует возрастающей отдаче от масштаба производства, а восходящий участок этой кривой, показывающий повышение средних затрат с ростом объема производства, соответствует убывающей отдаче от масштаба.

Некоторые отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба производства. Постоянная отдача от масштаба имеет место в том случае, когда величина LATC не зависит от объема выпуска (рис. 5.5).

Рис. 5.5. График краткосрочных и долгосрочных средних общих затрат при постоянной отдаче от масштаба

Как показывает опыт, при небольших объемах производства имеет место возрастающая отдача от масштаба, при средних объемах – постоянная, при больших объемах – убывающая. Правда следует отметить, что в некоторых отраслях (металлургия, химия и другие) крупные предприятия обладают преимуществом перед средними и мелкими, и у них наблюдается экономия от масштаба, то есть возрастающая отдача от масштаба. Их основными преимуществами являются:

· разделение труда, внутрифирменная специализация и коо­перация;

· более эффективное использование капитала;

· возможность производства побочных продуктов;

· наличие скидок на закупки;

· экономия транспортных расходов.

Перечень обстоятельств, обусловливающих наличие возрастающего эффекта масштаба, можно расширить. Однако, так или иначе, по мере укрупнения предприятия, рано или поздно начинают действовать противоположные факторы:

· появляются «узкие» места в технологическом процессе;

· возникают трудности с реализацией большого объема продукции;

· возрастают проблемы полноты информации;

· увеличиваются затраты на содержание увеличивающегося административного аппарата и т.д.

Действие этих факторов определяет отрицательный эффект масштаба, основным способом борьбы с которым является искусственное разукрупнение предприятия и предоставление его отдельным составляющим большей самостоятельности.


6. СТРУКТУРА РЫНКА. СОВЕРШЕННАЯ И
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

В настоящее время существует пять моделей рыночной экономики, которые используются в различных странах: американская, немецкая, французская, шведская и японская. Каждая модель включает различные виды рынков. Под рынком следует понимать механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в результате которого устанавливается равновесная рыночная цена.

Наличие конкуренции – необходимая отличительная черта рыночных отношений. Слово «конкуренция» пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на первых порах оно употреблялось весьма вольно, с неустоявшимся смыслом. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.